Обзор Left 4 Dead [КГ]
Жанр: FPS.
Разработчик/Издатель: Valve Software.
Издатель в СНГ: Акелла.
Похожие игры: серия Counter-Strike, серия Team Fortress.
Минимальные системные требования: процессор с частотой 3 ГГц; 1 Гб ОЗУ; видеокарта уровня NVIDIA GeForce 6600 или ATI Radeon 9600 с 128 Мб ОЗУ; 8 Гб свободного места на жестком диске.
Рекомендуемые системные требования: двухъядерный процессор с частотой 2,5 ГГц; 2 Гб ОЗУ; видеокарта уровня NVIDIA GeForce 8600 или ATI Radeon X1600 с 256 Мб ОЗУ; 8 Гб свободного места на жестком диске.
Проселочная дорога. В густом тумане виднеются четыре человеческие фигуры. При ближайшем рассмотрении это оказывается самая необычная компания, которую только можно представить.
Билл — бодрый старичок, судя по зеленому берету на голове, явно бывший военный. Фрэнсис — здоровенный детина с бритой головой, в кожаной безрукавке и с татуированными руками. Луис — чернокожий мужчина в порванных брюках и неряшливо заправленной белой рубашке. Зои — девушка в грязной розовой куртке, дочь одного известного богача. В руках у каждого из них — разнообразное оружие — от пистолетов до винтовок с оптическим прицелом. Вдалеке огни маленького сельского домика. Из-за приоткрытых дверей раздается женский плач. Здоровяк Фрэнсис заходит в здание и видит посреди гостиной сидящую на полу девушку. Луч фонаря, приделанного к винтовке, касается женской фигуры. Та, мгновенно встрепенувшись и дико закричав, бросается в сторону мужчины и, повалив здоровяка на пол, начинает раздирать его своими длинными острыми когтями. И в эту минуту по счастливому стечению обстоятельств на помощь подоспевают товарищи, которые буквально вырывают своего приятеля из цепких лап Ведьмы…
Night of the Living Dead
Когда только начинаешь играть в Left 4 Dead, от новизны буквально кружится голова. Да, конечно, на консолях уже мало кого удивишь кооперативным режимом, да и на PC уже успела выйти пара проектов, в которых он активно применяется. Но в Left 4 Dead "кооператив" сделан настолько качественно и со знанием дела, что в него хочется окунаться снова и снова, пытаясь пройти на самом высоком уровне сложности одну и ту же карту по несколько раз кряду. С первого раза гарантированно ничего не выйдет — дай Бог, только с пятого, — но это отнюдь не отбивает желание играть дальше. Дело в том, что чуть ли не с первого пресс-релиза о своем новом детище Valve активно рекламировала разработку AI Director. Замечательно в этой системе то, что она наблюдает за тем, как идут дела у пользователя: если он еле унес ноги из предыдущей схватки, AI Director даст ему небольшую передышку в следующей комнате. Вкупе со стилистикой каждой главы под фильм "про зомби" это образует просто шикарный эффект, причем чуть ли не каждый элемент тайтла работает на его — этого эффекта — создание. Тут вам и плакаты во время загрузки, и зернистый фильтр, и драматичная музыка...
Valve относится к тому типу компаний, которые почти никогда не промахиваются. Хотелось бы сказать, что она всегда попадает в яблочко, но, мы уверены, ее работникам до сих пор в страшных снах снится Counter-Strike: Condition Zero (к слову, Left 4 Dead делали те же люди из Turtle Rock Studios). Собственно, по этой причине у нас и были сомнения — выстрелит игра или окажется провалом. Но с каждым новым геймплейным видео в нас крепла уверенность, что тайтл выйдет как минимум занятный. Окончательно она поселилась в нашем сознании после релиза бесподобного интро. Если кто его не видел, рекомендуем скачать с сайта Steam: сайт .
Теперь поговорим об аудионачинке. Качество звуков просто волшебное. Утробные бурчания, звуки рвотных позывов, крики Охотника, от которых сердце уходит в пятки, — все записано просто превосходно. Но вот ориентироваться по ним очень сложно. Взять, к примеру, плач Ведьмы: его слышишь за километр от упомянутой особы, но при этом определить, откуда он раздается, сложно даже находясь поблизости. Да, нагнетается музыка, но это дело не спасает. Впрочем, со временем эту проблему наверняка исправят. Другое дело мелодии. Уже третий проект подряд Valve потчует нас гениальным саундтреком (два остальных тайтла — это Half-Life 2: Episode Two со своими техновставками и Portal с культовой песенкой из финальных титров). Музыка, когда надо, сама включится, органично вписавшись в процесс, будь то отстрел очередной волны зомби, схватка с Танком или приближение к Ведьме.
Day of the Dead
Геймплей зиждется на четырех китах — это зомби, зомби-боссы, AI Director и четверка выживших. Начнем по порядку. Зомби, как и положено всем людям, у которых съели мозг, медлительные, тупые и забавные. Но стоит подойти поближе или посветить им в лицо фонариком, как они срываются с места и спешат устранить раздражитель как можно быстрее. Да-да, знаем, что вы уже устали от параллелей с дилогией "28 дней/недель спустя", но лучшего сравнения не найти. С зомби-боссами дела обстоят интереснее. Они уже не являются просто глупым мясом и, по всей видимости, сохранили кусочек мозга для осмысления своих поступков. Всего их четверо — плюс "босс-бот" Ведьма. У каждого из этой четверки есть свои присущие только ему черты. К примеру, у Курильщика есть очень длинный язык, которым он хватает своих жертв, утаскивает в укромное местечко и там душит. Охотник, по последним веяниям моды, ведет себя как заправский паркурщик — ползает по отвесным стенами и далеко прыгает. Повалив свою жертву, он, как и Ведьма, принимается раздирать беднягу на части своими руками. Толстяк — самый жирный и самый отвратительный из всей компании. Он в буквальном смысле, простите, блюет на свои жертвы, тем самым привлекая к ней интерес всех окружающих зомби. Ну, и самый мощный из этого жутковатого квартета — Танк. AI Director мы описали в самом начале рецензии, но еще раз повторим: так еще не делал никто! Недаром люди из Turtle Rock Studios считаются авторами самых лучших ботов для Counter-Strike. Теперь поводов сомневаться в их безусловной незаурядности и таланте у нас не осталось.
Ну и, наконец, четверка выживших. Никаких "технических" различий вы между ними не найдете: у каждого имеется по сто хитпойнтов, когда они стоят на ногах, и по триста, когда их валят на землю. Все одинаково хорошо управляются с любым оружием, будь то пистолеты или снайперская винтовка. Но не это главное. Индивидуальность каждого персонажа чувствуешь чуть ли не подсознательно, понимаешь, что они разные — и все. У каждого есть своя история, крупицы которой были поведаны в одном из последних перед выходом проекта пресс-релизов. Казалось бы, более странную компанию и представить сложно: Билл — ветеран Вьетнама, Фрэнсис — суровый байкер, Луис — простой менеджер, а Зои — особа из богатой семьи. Как они встретились, история умалчивает. В интро смутно говорится, что они ходят вместе уже две недели, ну, а все сложности с логикой повествования Valve мастерски оставляет за кадром, давая игроку додумывать самостоятельно.
Сложив все эти компоненты вместе, получаем поистине термоядерный коктейль из литров крови, килограммов мозгов и звериного драйва. Игра буквально каждую минуту держит в напряжении, что особенно чувствуется на самом высоком уровне сложности. Одна ошибка может стать последней для команды. Благодаря AI Director игра умеет создавать драму на ровном месте. Вот пример: битва в последней главе каждой кампании дает просто невероятные ощущения, когда начинаешь сопереживать героям, что заставляет проходить одно и то же место раз за разом. Наконец, с десятый попытки кому-то удастся выжить — для того, чтобы в последний момент прыгнуть в вертолет, лодку, самолет или БТР и убраться подальше от полчищ зомби. В одиночном режиме играть на порядок скучнее: боты почти всегда действуют по шаблону.
Hungry Wives
Неожиданно удачно все сложилось с графикой. Конечно, Left 4 Dead тут не идет ни в какое сравнение с Crysis или Far Cry 2, но и ей есть чем похвастаться — в первую очередь, системой освещения. Именно она придает проекту атмосферности. Особенно удалась реализация светотени: система динамического освещения присутствует практически во всех современных тайтлах, но в Left 4 Dead вы увидите самые честные тени. Как говорится, честнее только в жизни. Чуть хуже дела обстоят с текстурами, но выкрученный на максимум эффект зернистости исправит положение. Физика стала немного более аркадной и "кинематографичной", но это скорее плюс, чем минус. Также присутствует пара приятных спецэффектов из категории "мелочь, а приятно".
Вердикт
Очевидно, что, если бы не поддержка Valve, проект Turtle Rock Studios вряд ли бы ждал оглушительный успех. Слава Богу, Valve не побрезговала разработкой своей внутренней студии и помогла довести тайтл до ума, потратив на него уйму сил и целую кучу денег: только на одну рекламу ушло порядка 10 млн долларов США — и это в условиях мирового финансового кризиса. Да, проект в некоторых местах неидеален, кое-где чувствуется, что не хватило времени что-то доделать, но Left 4 Dead стоит того, чтобы потратить на нее свои кровные.
P.S.: Локализация — в "лучших" традициях российских издателей — получилась не очень хорошей. Некоторые фразы неправильно переведены или переведены так, что первоначальный смысл ускользает. Проблем с текстами замечено не было; приятно то, что русский язык "встроен" в тайтл изначально.
Плюсы:
·интенсивный экшен;
·высокая реиграбильность;
·кооперативный режим прохождения.
Минусы:
·слабый одиночный режим.
Оценка: 9,5.
Вывод: Умный AI замешиваем с бешеным драйвом, приправляем все это отличной звуковой дорожкой, нагнетающей атмосферу страха — и получаем термоядерный коктейль сетевых развлечений от Valve. Употреблять только с друзьями. На утро приготовить стакан рассола или таблетку аспирина.
Николай Михальцов