Обзор The Last of Us

Жанр: Экшен
Платформы: Playstation 3
Разработчик: Naughty Dog
Издатель: Sony Computer Entertainment
Возрастной рейтинг ESRB: Mature (17+)
Сайт игры: http://thelastofus.eu.playstation.com/en_GB/lastofus
Игровые журналисты часто раньше натыкались на одни и те же грабли, утверждая, что раз уж в проекте нет инновации или каких-нибудь жанровых свершений, то он попросту недостоин получить высший балл. И в истории нашей газеты тоже были подобные случаи. Оттого еще более интересен тот факт, что The Last of Us – далеко не самый революционный экшен в мире – получил от нас десятку. Получил ее потому, что Naughty Dog в очередной раз показала, как с помощью давно изобретенных вещей сделать практически идеальное приключение. Игру с большой буквы.
Игра вышла настолько долгой, что к концу пути успеваешь забыть, с чего все начиналось.
У здешней истории абсолютно банальные ситуации, давно всем знакомые декорации, ставший уже привычным геймплей, но сделано все это на недосягаемом для конкурентов уровне. Даже зомби здесь образцово-показательные: не обычные упыри, прущие на рожон, а действительно опасные существа, к которым необходимо найти подход. В The Last of Us нашлось место философии, драме, потрясающей режиссуре, отличной музыке и атмосфере – всему тому, что делает просто хороший проект великим. Но, что самое главное, создан он не «кое-как», а с размахом, вниманием к деталям и прилежностью. В лучших традициях Naughty Dog.
Последние из нас
«Зомби предсказуемы. Обычные люди пугают меня куда больше…» – говорит один из героев. И это как нельзя лучше характеризует всю суть здешней истории: нежить – лишь маленькая часть мира, а главную роль и в то же время куда большую опасность представляют самые обычные люди, которые ради спасения готовы пойти на все. Именно сам человек – главный источник зла и корень всех своих проблем. И на протяжении игры это лишь раз за разом подчеркивают, начиная с гениального вступления и завершая жирной точкой в самом конце.
Игра в цифрах: 14 часов заняло прохождение |
Главного героя зовут Джоэл, он контрабандист. Мужик далеко не самый плохой, но, как и все выжившие, вынужденный совершать не самые приятные поступки: убивать, торговать оружием, принимать тяжелые решения. За все те годы, что продолжается его нескончаемая борьба за право существования, Джоэл зачерствел и превратился в ворчащего, измученного старика. Все меняется, стоит лишь ему встретить четырнадцатилетнюю девочку по имени Элли. И хотя сперва их союз выглядит как обычный «эскорт» на пару часов, путешествие в компании очаровательной особы растягивается на долгие месяцы, а точка назначения плавно сдвигается с другого конца города на другой конец страны. Вместе они должны как-то найти общий язык и уцелеть в мире, в котором действительно хороших людей попросту не осталось. И дорога эта кардинально изменит взгляды на жизнь обоих.
Naughty Dog удалось создать, наверное, лучшее вступление, которое когда-либо видела игровая индустрия.
Как мы уже говорили в прошлогоднем превью, несмотря на бирку «survival horror», The Last of Us – это в первую очередь настоящее приключение, роуд-муви, события которого нам предстоит пережить на своей шкуре. За те двенадцать месяцев, что длится поход героев, происходит целая куча разных событий: сражения, знакомства, потери и находки. Девочка любознательна: вырвавшись на свободу из карантинной зоны, она познает мир практически с нуля вместе с нами. И то время, когда цивилизация еще существовала, для нее остается настоящей загадкой.
В моменты, когда зомби не норовят порвать героям глотки, так и хочется просто пуститься в свободное исследование. И разработчики к этому только подталкивают: не раз перед нами будет буквально целый город, по которому можно спокойно побродить. И в нем окажется целая куча разных интересных истории и деталей, ведь так много всего хочется увидеть, прочитать, обсудить с Элли.
Над освещением разработчики поработали на славу. Выглядит игра даже лучше, чем многие проекты с консолей следующего поколения.
Благодаря этому смотришь на привычные, казалось бы, вещи по-иному. Ваша спутница с восторгом подбегает к игровому автомату – о нем она слышала лишь от друзей, и сейчас с удивлением изучает находку. А ведь таких сюрпризов на пути ждет целая куча, и только так постепенно начинаешь осознавать, как много всего не ценишь и рискуешь потерять. Каждый домик, каждая локация что-то в себе несет. И традиционные, разбросанные повсюду дневники оставляют абсолютно уникальные ощущения. Читаешь, как целая община пыталась выжить, скрываясь в канализациях, и в голове возникает красочная картина, а слова подкрепляются деталями: обстановкой в помещениях, рисунками на стенах, разбросанными повсюду трупами, в конце концов.
Путешествие на Запад
Впрочем, самые интересные события разворачиваются непосредственно между главными героями. Элли – милейшая девочка (если забыть о привычке материться через слово), и со временем в ее компании печальный и грубый главный герой начинает совершенно по-другому смотреть на мир. Их отношения предсказуемо превращаются из разряда «ты мой компаньон» во что-то куда более близкое и родственное. И, что самое удивительное, подается это с помощью мельчайших деталей, свойственных скорее большому кино: интонации, живой мимики, каких-то мимолетных, незначительных фраз. Мало какой современный фильм способен на такую работу с персонажами, и при этом происходит все волшебство не только во время роликов, но и прямо по ходу геймплея.
Как и в предыдущих проектах Naughty Dog, ярких и запоминающихся ситуаций здесь немало.
Для проекта от Naughty Dog здесь на удивление мало кат-сцен, но, как оказалось, в хорошей истории они и не особо нужны. Ее умудряются рассказать и так, не забирая управления из рук, за счет мелких, но трогательных сценок. Персонажи постоянно общаются, а вся игра даже во время боев выглядит словно дорогущий блокбастер: тут уже стоит сказать спасибо и камере, и накаленной обстановке, и невероятной анимации.
Вообще, по части едва заметных, но очень приятных мелочей разработчики умудрились переплюнуть даже эталонный в этом плане Uncharted. Каждое помещение здесь выглядит так, будто в нем должна была разворачиваться какая-то долгая и невероятно важная для сюжета сцена – все проработано до мельчайших деталей. При желании вы без труда отличите, где жил мальчик, а где девочка, сколько им было лет и чем они увлекались только лишь по обстановке комнат.
Элли далеко не такая беззащитная и простая, какой может показаться.
Игра, несмотря на апокалипсис, трагедии и мрачные темы выглядит на удивление солнечно и позитивно. Природа отвоевывает обратно украденные человеком территории, а симбиоз зелени и построек смотрится потрясающе. Особенно хорошо удалось освещение: даже старые заброшенные подвальчики словно оживают, уж не говоря о залах дорого отеля. Если учесть, что сопровождается все это великолепие уместными гитарными переборами оскароносного Густаво Сантаолальи, картина вырисовывается внушительная.
Хочешь жить – умей вертеться
Обыскивать каждое помещение и каждый шкафчик нужно не только из научного интереса, но еще и потому, что по-другому в опасном пост-апокалиптическом мире попросту не выжить. The Last of Us заставит вас именно выживать: считать патроны, мастерить аптечки и оружие, приспосабливаться к жестким законам этого мира. Несмотря на то, что прокачка тут тоже имеется, в первую очередь развивается не герой, а сам игрок. Мы методом тыка изучаем повадки каждого зомби, собираем нашу первую бомбу, учимся разбираться с врагами еще до того, как они вас заметят, и лишь ближе к финальным титрам смело кидаемся на любого противника с криком: «Иди-ка сюда!».
Мультиплеер появился здесь явно для галочки, но скрасить пару вечеров вполне способен.
Классические позиционные перестрелки с укрытиями и еще более стандартный стелс здесь раскрываются совершенно по-новому, так как любой, даже самый жалкий враг представляет смертельную опасность. Убивают тут быстро, боеприпасы кончаются моментально – приходится импровизировать, метко стрелять, использовать подручные средства и по возможности драться врукопашную. Даже пустая бутылка из-под пива порой может спасти жизнь, не говоря уже о коктейле Молотова или паре лишних патронов. Не раз мы в истерике отбивались от нескольких врагов сразу, думая, как же найти выход из ситуации и что делать. И не раз решения приходили буквально на лету: стоит лишь вовремя среагировать, схватить какой-нибудь предмет или попытаться собрать что-нибудь прямо по ходу дела.
С оружием в руках, конечно, чувствуешь себя намного безопаснее, но в самый ответственный момент промахнуться проще простого: руки-то у Джоэла дрожат, а умирать с первого выстрела враги зачастую отказываются. Приходится рисковать и идти врукопашную. Только протагонист не в состоянии вырубить противника парой ударов, как какой-нибудь Натан Дрейк. Вместо этого вас ждут напряженные, предельно жестокие и порой достаточно длительные драки, в которых чувствуется напряжение, борьба. Герои душат друг друга, изо всех сил бьют какими-то тяжелыми и острыми предметами, ломают кости, и выглядит все это далеко не так элегантно и красиво, как в боевиках про Джеки Чана.
Трудности перевода По одной старой и очень хорошей традиции The Last of Us пополнила список эксклюзивов для PS3, полностью переведенных на русский язык. Только вот если локализации Uncharted или Heavy Rain были пусть и не идеальны, но выполнены на достаточно достойном уровне, то с новым проектом Naughty Dog все вышло далеко не столь радужно. В то время как оригинал щеголяет практически идеальной работой актеров с множеством мелких деталей от каких-то многозначительных вздохов до едва заметного дрожания в голосе, русские коллеги подошли к делу с присущим им профессионализмом и просто зачитали текст с листика. И сделали это без лишних эмоций, напрочь забыв о мелочах и наигранно кряхтя в камеру – так, по их мнению, кричат люди во время ранений. Все бы ничего, но и субтитры получились не лучшим образом. Многие слова, фразы и даже целые предложения при переводе потеряли свой смысл (например, fireflies каким-то образом превратились в «цикад»), а время от времени и вовсе проскакивали строки на чистом английском. Слава богу, возможность сменить язык тут имеется, но чисто русскоязычным игрокам, к превеликому сожалению, придется все это непотребство терпеть. |
К счастью, зачастую конфликта и вовсе получается избежать. Почти всегда найдется сразу несколько путей к цели: врагов можно просто обойти, напасть с другой стороны или всех по-тихому вырезать, выползая из-за угла. Особенно эта тактика применима к зомби, ведь если люди порой дают шанс на передышку, то ходячие мертвецы без малейшего промедления бросаются в бой, не обращая внимания ни на численное превосходство, ни на револьвер в руках.
Зараженных всего три вида, но даже с таким набором у Naughty Dog вышел по-настоящему продуманный и глубокий геймплей. Особенно интересны так называемые «щелкуны». Эти твари полностью слепые, но убивают чуть ли не моментально, а отбиться от них можно лишь самодельными ножами, которые в остром дефиците. Ходит в паре метров от тебя такая тварь, издает жутчайшие звуки, а ты решаешь: напасть, попытаться тихонько прошмыгнуть или бросить коктейль Молотова? И в такие моменты, надо признать, первое время становится по-настоящему страшно. С людьми, правда, все обстоит не особо приятнее: легко окружат или закидают «гранатами» – искусственный интеллект ведь у них еще тот.
***
Впрочем, даже несмотря на нашу итоговую оценку, придраться к паре вещей при желании все-таки можно. Тут порой случаются мелкие баги, сбоит ИИ или бросаются в глаза классические жанровые условности, вроде целого арсенала в рюкзаке или одинаковых лиц у врагов. Но даже так The Last of Us все равно ни капли не теряет в своей привлекательности – это невероятное приключение и действительно трогательная история. Да, в Naughty Dog не придумали практически ничего нового, но зато все старое реализовали так, как не может сейчас никто другой. По игре очень легко подводить итоги последней пятилетки, ведь это идеальная выжимка всего лучшего, что было изобретено на консолях уходящего поколения. Если уж The Last of Us не ставить десятку, то кто вообще тогда ее заслуживает?
Радости:
- Персонажи и их отношения
- Внимание к деталям
- Музыка Густаво Сантаолальи
- Исследование заброшенных городов
- Интереснейшие перестрелки и стелс
- Зелень и освещение
- Мимика персонажей
- Разнообразие ситуации
- Невероятнейшее вступление
- Глубокая, продуманная концовка
Гадости:
- Парочка мелких багов
- Концовка, несмотря на всю свою глубину и гениальность, многим придется не по вкусу
Оценка: 10
Вывод:
Naughty Dog в очередной раз доказала, что хорошая игра может быть лучше любого фильма или книги. После нее получать удовольствие от многих современных проектов некоторым будет просто физически трудно.
А что, если? По некоторым данным, история «зомби» берет свое начало еще в древние времена, когда свою бурную деятельность развивали таинственные культы Вуду и загадочные духи бусо – любители полакомиться человеческой плотью. Несмотря на привлекательность подобных легенд, вряд ли кто-то возьмется утверждать, что нечто подобное имело место быть. А вот у Naughty Dog, напротив, удалась чуть ли не самая правдоподобная теория возникновения ходячих мертвецов. За основу они взяли реально существующий род грибов – кордицепс, который размножается очень интересным путем: паразитируя на различных насекомых. Пораженные муравьи под воздействием определенных веществ теряли волю, покидали родной муравейник и отправлялись на поиски удачного места для продолжения рода своего «хозяина». Жертвами паразита могут стать не только муравьи, но и бабочки, мухи, пауки. Страшно даже представить, что случится, если когда-нибудь в этот список войдет и человек. Впрочем, мы решили пораскинуть мозгами и составить маленький список самых правдоподобных угроз возникновения зомби. А они, к сожалению, вполне имеют место быть. Примечание: к сожалению, мы не доктора и не ученые, поэтому заранее приносим извинения за возможные неточности и ошибки в описаниях. Наша цель была лишь рассказать о возможной опасности, ну а если вам внезапно станет интересно, ничто не мешает глубже и серьезнее ознакомится с темой с помощью интернета: все названия болезней и паразитов мы сохранили неизменными. Toxoplasma gondii – паразит, вызывающий у человека (и не только у него) болезнь под названием токсоплазмоз. В основном его хозяевами становятся кошки (лишь в их кишечниках он способен размножаться), но в качестве «временного» носителя зачастую могут выступать мыши, крысы, люди и другие теплокровные. Описывать весь процесс развития заразы и ее симптомы, мы, конечно, не станем, но отметим, что у многих «промежуточных» носителей отмечались изменения в поведении. Так, например, пораженные крысы и мыши меньше боятся котов, а иногда и сами добровольно жертвуют своими жизнями на благо паразита. Люди, как ни странно, тоже становятся более нервными, рискованными, а некоторые ученые и вовсе уверены в том, что именно токсоплазмоз время от времени становится одной из причин появления шизофрении и паранойи. Бешенство – хорошо всем знакомая болезнь, вызывающая воспаление головного мозга и передающаяся при укусе человека больным животным. Как и у страдающих от этого недуга зверушек, в определенный момент у зараженного человека наблюдаются вспышки агрессии, бред, галлюцинации и подобные симптомы. Болезнь «сумасшедшей коровы» – впервые она проявилась в Великобритании ближе к концу прошлого века. В некоторых случаях зараза поражала спинной и головной мозг скота, превращая милых и спокойных буренок в агрессивных, очень нервных, неуклюжих и спотыкающихся «зомби». По некоторым данным, именно продажа мяса «безумных коров» стала причиной возникновения новой версии (nvCJD) болезни Creutzfeldt-Jakob, которая также способна провоцировать изменения личности и характера, только на этот раз уже у человека. Конечно, все приведенные выше болезни пока еще не в состоянии привести к полноценному зомби-апокалипсису. Но кто знает, что случится, если бешенство перестанет убивать, недуг «сумасшедших коров» перекинется на людей, а токсоплазмоз эволюционирует? Этого, к счастью, пока не знает никто. И надеемся, что в будущем вникать в подобные детали никому и не придется. |
Алексей Пилипчук