Обзор The Last Guardian
Название локализации: Последний хранитель.
Жанр: приключение.
Разработчик: genDESIGN и SIE Japan Studio.
Издатель: Sony Interactive Entertainment.
Платформы: PlayStation 4.
Похожие игры: Ico, Shadow of the Colossus.
Мультиплеер: нет.
Мальчик просыпается в пещере и обнаруживает рядом с собой огромное существо Трику, в котором угадываются черты кота и птицы. Зверь сидит на цепи и стонет от боли. Мальчику не доверяет, что показывает всем своим видом. От помощи все же не отказывается: позволяет себя накормить, вытащить торчащее из тела копье и снять оковы. Скоро настает пора прощаться, но Трику недоволен. Мы в ответе за тех, кого приручили.
Пока идет вступление, голова разбухает от вопросов: где вы находитесь, что случилось со зверем и какова финальная цель вашего совместного похода? Самое прекрасное, что практически на все вопросы будут даны ответы. Такой подход не типичен для Фумито Уэда. В Ico и Shadow of the Colossus японский мастер больше молчал, нежели говорил. Здесь наоборот. Однако Фумито все равно оставил место космической тайне, которая в произведениях Team Ico завораживает и сводит меня с ума. Садясь за The Last Guardian, вы представить себе не можете, насколько насыщенное приключение вас ждет. Игра полна неожиданных сцен, которых я нигде не припомню.
Трику – ключевой элемент геймплея, заставляющий присвоить игре медаль «Новое слово в жанре». The Last Guardian зиждется на исследовании окружения, решении головоломок и платформенных элементах, но с учетом зверя, с которым необходимо постоянно взаимодействовать. Трику умеет подсаживать мальчика на возвышенности, прыгать по колоннам и расшвыривать местных стражников. В свою очередь герой проникает в труднодоступные места, дергает рычаги, чтобы открыть двери, таскает и двигает предметы. Против врагов бессилен, поэтому завидев оных бежит с криками о помощи к Трику. Порой в арсенале появляется щит, луч которого указывает бестии место, куда стрелять из хвоста сгустком энергии, разнося на кусочки охрану и деревянные преграды. Звучит просто, но на деле выясняется, что знакомые правила не работают. Вас заставляют мыслить иначе. Преодоление каждой комнаты доставляет неимоверную радость, так как они вылеплены вручную, а задачи не повторяются. Лишь под конец меня смутили однотипные прыжки по двум башням и несколько стычек с большим количеством врагов подряд.
Разработчики сделали Трику пугающе живым, посему воспринимать зверя как подставку или транспорт не получается. Он показывает характер и не спешит выполнять команды героя. После стычки с врагом в теле Трику остаются копья, и он не способен усмирить свою ярость. Тогда на помощь приходит мальчик. Тот избавляет бестию от острых предметов в теле и успокаивает ее поглаживаниями по спине. Кровавые следы от ран не исчезают, убеждая нас в реальности и серьезности происходящего. Иногда Трику отказывается двигаться вперед, нагло укладывается и ждет приношений. Пока не найдешь съестную бочку, с места не сдвинется. Он натурально скулит, рычит, водит ушами и дурачится. Чистое волшебство.
Девять лет разработки негативным образом сказались на управлении. Мальчика заносит, он тяжко подтягивается на уступы, с неохотой с них свисает, неестественно дергается. Цепь – страшный сон. Кажется, спрыгнуть с нее в нужном направлении просто, достаточно правильно наклонить стик. Но только не в The Last Guardian. Здесь герой будет сползать вниз, лезть наверх и смотреть в пустоту. С камерой тоже проблемы. Она неохотно движется, вблизи демонстрирует какой-нибудь кусок стены на пол-экрана вместо точки приземления и к тому же обнуляется. То есть уходит на долю секунды в черноту, что вроде бы должно центрировать картинку на герое, но увы. Затемнение есть, результата нет. Впрочем, не стоит огорчаться. Избалованные лоском Uncharted постепенно адаптируются, хотя процесс будет долгим и болезненным. Кто справился с той же Ico, не сильно огорчится устаревшей механике. Не хочу хвастаться, но за все прохождение из-за неотзывчивого управления и дурной камеры погиб раза три, что для около 15 часов хронометража – мелочи жизни.
На удивление затяжное производство почти не отразилось на качестве картинки. Впервые за долгие годы хочется крикнуть: «Некстген!» Ни один эксклюзив PlayStation 4 не вызывал во мне такую бурю эмоций по поводу графики. Все дело в божественном (не иначе) освещении, которое не разукрашивает игру в яркие цвета, как нынче принято, но скорее белит ее, отчего примитивные объекты становятся реалистичными. Переливы света в перьях Трику никого не оставят равнодушным. Спутать геймплей с заставкой очень просто, на что я и попался в один из кинематографичных моментов. В помещениях все в разы скромнее, но глазу есть за что зацепиться: при общей стерильности мелочей хватает. Ближе к финалу цветовая гамма меняется, визуально превращая The Last Guardian в рядовую игру пятилетней давности. Но даже под таким углом нельзя не восхититься работой художников. Гигантомания пронизывает мир: башни подпирают небо, а герои перемахивают через широкие пропасти. Примечательно, что объекты на заднем плане вполне реальны. И рано или поздно вас может занести в место, казавшееся ранее декорацией. Музыка Такеши Фурукава идеально подчеркивает упомянутую космическую тайну, атмосферу тотальной неизвестности. Оркестр расслабляет и нагнетает строго по графику, разрешая хозяйничать важнейшей для проектов Team Ico вещи – тишине.
Игра в цифрах:20 – именно столько кадров в секунду доставляют человеку боль |
К сожалению, стандартная модель PlayStation 4 не справляется с игрой. Кадры в секунду падают до 20 (!), независимо от того, вышел герой на открытое пространство или сидит в узком проходе. Стабильные 30 FPS могут наблюдать обладатели Pro-консоли в разрешении 1080p. И это звонкая пощечина от Sony купившим PlayStation 4. Рекламная кампания прокачанной приставки гласила, что переходить на новое железо не обязательно. Наглая ложь. Если подобное отношение может себе позволить сам платформодержатель, издавая проект ААА класса, то чего ждать в будущем от сторонних разработчиков? К слову, дополнительная мощность PlayStation 4 Pro не тянет разрешение 4K. Просадки кадров такие же безумные, но едва ли это можно назвать соразмерной катастрофой. Покровы сняты. Хотите чистый «экспириенс» – доплачивайте.
Стоит ли брать The Last Guardian на старую PlayStation 4? Определенно да. Никакая грязь не скроет величия игры. К тому же ее спасает жанр и медитативный темп. Будь это, например, шутер, споткнувшись о 20 FPS, я бы позвонил в магазин и потребовал деньги обратно.
Радости:
- Космическая тайна на месте.
- Приключение насыщенно событиями.
- Взаимодействие с Трику меняет знакомые правила.
- Вылепленные вручную уровни с неповторяющимися загадками.
- Живость компаньона.
- Шикарное освещение и работа художников.
- Отличная музыка.
Гадости:
- Несколько посредственных отрезков ближе к финалу.
- Неотзывчивое управление.
- Постоянная борьбы с камерой.
- Падения до 20 FPS на стандартной PlayStation 4.
Оценка: 8,0.
Вывод:
Расплывчатое понятие объективности не позволяет выставить игре 10 баллов, как того просит душа. Но, знаете, мне в память врезался мимолетный эпизод, когда герои оказываются в темной комнате, и мальчик, окликая зверя, переходит на шепот. Ведь... вдруг монстры? В этом вся The Last Guardian. Такой игры не было и не будет.
Александр Демидов
Гуляя по просторам сети, я выяснил, что у многих непослушание Трику вызывает вспышки гнева. Более того, оно чуть ли не приравнивается к геймдизайнерской ошибке. Претензия такова: вы указываете зверю, что делать, но он отказывается выполнять команду. Следовательно, вы не правы, и надо искать другое решение задачи. Спустя 15 минут Трику все-таки совершает желаемое вами действие. Получается, он сбивает человека с толку. Спешу возразить. Локации в The Last Guardian выстроены таким образом, что всегда имеют один выход. И если внимательно изучать местность, вы никогда не застрянете. Трику не выполняет команду – попросите еще раз. Фумито Уэда специально пошел на такой шаг, дабы создать необычный опыт и подарить новые эмоции. Существует вероятность, что он знает о геймдизайне немного больше, чем критики и, как бы грубо это ни звучало, мы с вами, игроки. |