Обзор Коллапс

Название для Запада: Collapse
Жанр: TPA
Разработчик: Creoteam
Издатель: Buka Entertainment
Количество дисков в оригинальной версии: 1 DVD
Похожие игры: BloodRayne, Half-Life 2, серия S.T.A.L.K.E.R.
Минимальные системные требования: Windows 2000/XP/Vista; процессор уровня Athlon 64 / Pentium IV с частотой 3GHz; 1GB RAM; совместимая с DirectX 9.0c видеокарта с 256MB памяти класса GeForce 6600; 6GB свободного места на диске; совместимая с DirectX 9.0c звуковая карта
Игропром на постсоветском пространстве в последнее время развивается с поразительной скоростью. Все чаще выходят продукты, которые можно смело ставить в один ряд с лучшими представителями отдельно взятых жанров. Еще одним "мировым" проектом должен был стать "Коллапс: Разрушенный мир" от украинцев из Creoteam. Но, похоже, что-то пошло не так.
Гибрид
С "Коллапсом" можно было познакомиться еще на КРИ-2007. В то время игра выглядела весьма многообещающе. Но, пройдя релизную версию, мы вдруг поняли: разработчики не устояли под грузом собственных амбиций. Когда тайтл только анонсировали, создатели обещали и отличную графику, и адреналиновый геймплей с огнестрельным и холодным оружием, и интересный сюжет. Сюда же прибавьте акробатику в лучших традициях "Принца Персии" и гонки на мотоциклах. На выходе же получилось все не совсем так, а акробатика с гонками и вовсе подверглись ампутации. Но обо всем по порядку. Самая большая проблема Collapse — практически полное отсутствие собственных идей. Складывается ощущение, что Creoteam собирали с миру по нитке. Основными объектами "творческого заимствования" стали Half-Life 2, первая часть BloodRayne и S.T.A.L.K.E.R.
Сюжет таков. В центре Киева вдруг появляется некая аномалия под названием "Дыра", которая излучает странную энергию и заодно служит фабрикой по производству всяческих мутантов и прочей нечисти. Военные в спешке строят огромное ограждение — Кордон, а те, кто не успел эвакуироваться… что ж, тем, будем считать, не повезло. Дальше — больше. В Зоне… пардон, на Свалке со временем организовались собственная власть и различные группировки, во главе которых стали Лорды (вы тоже подумали о "зоне отчуждения"?). Антураж, правда, больше напоминает не S.T.A.L.K.E.R., а другой известный экшен — Half-Life 2. Найти десять отличий между City 17 и Киевом образца недалекого будущего весьма проблематично. У проекта Valve Creoteam позаимствовали многое — от архитектуры до цветовой гаммы; есть даже подобие знаменитой Цитадели. Только вот вместо жуткого Рэйвенхольма, наводненного зомби и хедкрабами, в "Коллапсе" есть жуткие лаборатории, наводненные опять-таки зомби и хедкрабами.
И вот, однажды в результате взрыва погибают все Лорды. Все, кроме одного — Родана, нашего Альтер эго и по совместительству единственного, кто способен закрыть "Дыру". Наш герой в плане комплекции может поспорить даже с Маркусом Фениксом из Gears of War, ну а вместо пилы у него меч. В истории нашлось место чуть ли не всем известным голливудским штампам. За восемь часов мы повстречаем "загадочную незнакомку", столкнемся с предательством и раскроем хитрые правительственные заговоры. Странно, но при всей своей вторичности сюжет интересен и даже пытается сохранять кое-какую интригу — не в последнюю очередь благодаря не столько интересным, сколько умышленно гиперболизированным персонажам. Негр-весельчак Дырявый, немного сумасшедший Горин, "злой гений" Зиновский и прочие — каждый заставит вас как минимум улыбнуться. И многие персонажи запомнятся. А еще, да, концовка весьма неожиданная.
Тяжелые будни Лорда
Взяв за сюжетную основу наработки братьев Стругацких и GSC Game World и поместив все это в декорации Half-Life 2, украинцы путем хирургического вмешательства вживили в получившуюся смесь геймплей первой BloodRayne, ну или Devil May Cry 4, замедленного раз эдак в десять. Родан одинаково умело может орудовать и стрелковым оружием (арсенал разнообразен: от слабенького пистолета до тяжелого пулемета), и во-о-от таким мечом. До размеров принадлежащего Данте Rebellion эта "железяка", конечно, не дотягивает, но является очень весомым аргументом в драке. Комбо тут не покупаются, а выдаются строго по мере продвижения по сюжетной линии. Да и выполняются они очень просто. Прием, который исполняет Родан, зависит от направления, выбранного в момент атаки. И пусть спецударов не так много, если сравнивать с каким-нибудь Devil May Cry, выглядят они очень эффектно: меч загорается ярко-желтым цветом и крутится по каким-то немыслимым траекториям, трансформируясь то в огромный двуручник, то в длинную смертоносную цепь. И все это — под великолепный драйвовый саундтрек, напоминающий смесь техно и рока.
Если надоело махать "железякой", по нажатию одной кнопки наш герой мгновенно выхватит что-нибудь крупнокалиберное. Перестрелки, впрочем, удались разработчикам хуже всего. Они весьма занудны, в первую очередь, из-за того, что враги крайне живучи: местные мечники спокойно выдерживают целую обойму из автомата в упор. Балансу явно было уделено мало внимания, отсюда грустное последствие: местами игра банально скучна. Да и в целом однообразие портит общее впечатление: рубить и расстреливать, конечно, весело, но делать это десять часов подряд — это слишком.
И вот, когда хочется выключить "Коллапс" и удалить его к чертовой бабушке, появляются новые комбо и "энергетические удары", а разработчики преподносят игроку какую-нибудь интересную ситуацию вроде поединка с Марком. Казалось бы, ничего особенного: просто битва с боссом плюс Quick Time Event, которым сейчас мало кого удивишь. Но как же здорово этот бой поставлен! Все движения персонажей плавные, отточеные и прекрасно анимированные. Ну а затем — снова полчаса монотонного рубилова с одними и теми же врагами (на всю игру наберется меньше десятка видов противников). И снова желание удалить игру, и снова что-нибудь интересное...
Главная проблема "Коллапса" — вторичность — никуда не девается до самого конца. Даже самый оригинальный уровень в гравитационной комнате вызывает чувство дежавю. Вроде не так уж и невозможно добавить хоть самую малость чего-то своего, чего еще никто и никогда не делал... Вероятно, разработчики понадеялись на сверхспособности, но то, чем можно было удивить еще пару лет назад, сейчас уже совсем не впечатляет. Ударная волна? Видели, и не раз. Двойник? Ну, может быть, и ново, но толку, можно сказать, ноль. Заморозка времени? Да, в "Принца Персии" мы тоже играли. "Было, было, было..." — эта навязчивая мысль преследует игрока вплоть до финальных титров и очень сильно портит общее впечатление.
Каждой клеточкой мозга понимаешь: да, "Коллапс" очень неплох, за него не будет стыдно перед западными коллегами, но ведь могло быть и лучше! Вот тут добавить, там подкорректировать. И, что главное, разбавить разнообразием и собственными идеями. Чего не хватило Creoteam? Возможно, опыта или солидного бюджета для столь амбициозного проекта — или и того, и другого. Впрочем, это не особо важно. Будем лишь надеяться, что следующий проект украинской команды будет на порядок лучше, ведь у этих ребят есть талант, а это главное.
Радости
Увлекательные схватки
Приятная графика
Интересные боссы
Отличное звуковое сопровождение
Гадости
Общая вторичность
Однообразие
Проблемы с балансом
Оценка: 7.0
Вывод: Добротный экшен от третьего лица, копирующий добрую половину всех популярных игр современности. Тем не менее, рекомендуем к ознакомлению: "Коллапс" стоит потраченного на него времени.
Щенников Денис