Обзор Killzone 3
Эти глаза напротив...
Жанр: шутер от первого лица
Платформа: PlayStation 3
Разработчик: Guerrilla Games
Издатель: Sony Computer Entertainment
Издатель в СНГ: Sony Computer Entertainment Europe (дистрибьюция — 1С-СофтКлаб)
Похожие игры: серия Killzone, серия Call of Duty
Мультиплеер: split-screen, интернет
Возрастной рейтинг ESRB: Mature (17+)
Официальный сайт игры: www.killzone.com/kz3
Наравне с угарным Bulletstorm релиз Killzone 3 должен был стать одним из главных игровых событий зимы 2011-го. Sony сделала большую ставку на третью часть популярной эксклюзивной для ее консоли шутерной серии: чего стоит только новая версия контроллера Move в виде автомата из игры и обширная рекламная кампания. Во многом от успеха или провала третьей Killzone зависели позиции PlayStation 3 на рынке — как минимум до выхода Uncharted 3. Что ж, релиз состоялся, игра появилась на прилавках — самое время расчехлить джойстики. Битва за Хелган продолжается!
Калейдоскоп войны
Так уж повелось, что начинать обзор той или иной игры разговором о ее графической составляющей как-то не принято, но в данном случае мы сделаем исключение. Ведь, как бы то ни было, именно уровень визуального исполнения всегда позиционировался едва ли не как главная особенность всей серии Killzone. Выпустив еще в начале разработки второй части видеоролик, демонстрирующий потрясающие графические навороты, сотрудники Guerrilla Games автоматически обрекли себя на постоянную погоню за заданной ими же планкой. И, надо заметить, ни разу не подвели. Еще Killzone 2 щеголяла отличной по всем параметрам графикой, без особых проблем конкурируя с тогдашним лидером по части видеоряда — Crysis. И третью часть разработчики умудрились сделать еще лучше.
Графически Killzone 3 без малого бесподобна. Не беремся судить насчет правдивости слов разработчиков о том, что их новая игра использует технические возможности консоли от Sony на все сто процентов, но факт остается фактом: даже после передовой в этом плане второй части триквел выглядит большим шагом вперед. Игра значительно прибавила в масштабности. При этом обновленный движок на ура справляется с обработкой множества высокодетализированных объектов при большой дальности прорисовки. Очень радует плавная и качественная анимация вкупе с реалистичной физикой — благодаря этому враги и напарники ощущаются не как обернутые в текстуры манекены, а как живые солдаты, грузно передвигающиеся под тяжестью экипировки и адекватно реагирующие на попадания по ним. При этом движок отлично оптимизирован: подтормаживаний и проседаний fps замечено не было, даже во время самых лютых сражений с участием больших толп. Ну и, разумеется, нельзя забывать об одной из главных особенностей триквела — полной поддержке стереоскопического 3D-изображения и совместимости с контроллером PS Move. Так что счастливые обладатели навороченных телевизоров и «волшебных палочек» от Sony могут рассчитывать на поистине уникальные, хотя и весьма специфические ощущения от проекта. Глобальной переработкой графического ядра разработчики не ограничились, добавив в игру множество приятных глазу мелочей. В частности, они наконец-то смогли справиться с «локом» на количество кадров в секунду, из-за которого поворот персонажа всегда был замедленным и смазанным. Во второй части это дико бесило, особенно в свете того, что враги постоянно перемещались и не желали просто так попадаться в прицел. Отныне эта проблема осталась в прошлом — персонаж реагирует на отклонения стиков куда более охотно, при этом чувство веса переносимой амуниции никуда не делось, что, несомненно, отлично. Реализма прибавляет и фишка с фокусировкой взгляда на оружии во время перезарядки, в то время как окружающие предметы слегка размываются. Осталось в наличии баловство с гироскопом при закручивании различных вентилей, только встречаются эти моменты несколько реже.
Но не одними технологиями жив триквел Killzone. Расширение театра военных действий позволило дать волю художникам. Если раньше игрокам приходилось сражаться в основном в черте города Пирр, лишь ненадолго выбираясь в пустыню Сульевы или на атмосферный крейсер "Сверхновая", в третьей части сюжетная линия серьезно побросает героев по планете Хелган. Начиная с того же разрушенного ядерным ударом Пирра, вам предстоит побывать и в местных диких джунглях, и в заснеженных горах, и на свалке размером с Техас, разнести в хлам вражескую секретную лабораторию и даже повоевать на орбитальной космической станции. Вместо унылой и быстро утомлявшей черно-красной картинки — куда более яркая (в прямом смысле) цветовая палитра. Каждая локация обладает своим колоритом и проработана если не до мелочей, то весьма близко к этому.
Неукротимый Хелган
Если не брать в расчет короткий вступительный эпизод, действие Killzone 3 стартует аккурат с того момента, на котором завершилась вторая часть. Высадка десанта Межпланетного Альянса (ISA) на мятежную планету Хелган потерпела сокрушительный провал. Да, император Сколар Визари убит. Но разъяренные хелгасты как никогда полны решимости порвать жалкие остатки армии землян на вектанский флаг, а последние корабли флотилии гибнут под натиском вражеских крейсеров. И вот уже отчаянная гонка к точке эвакуации оборачивается затяжной партизанской войной. Всего несколько сотен человек, фактически брошенных своим командованием на враждебной планете, против легионов фанатичных бойцов Хелгана. Теперь у них только одна цель — выжить и по возможности найти способ выбраться из этого проклятого мира. А в умах хелганских лидеров между тем назревает новый план отмщения ненавистной Земле.
Сами видите, история особыми изысками не блещет, однако непосредственно в рамках трилогии новый сюжет выглядит на порядок бодрее, нежели во второй части. Вместо десятичасового монотонного продирания через вражеские заслоны к дворцу Визари в ходе кампании наши старые знакомые Рико Веласкес и Томас "Сев" Севченко успеют облететь черт знает сколько и пройти через множество разных передряг вроде рискованного спасения плененных товарищей из застенков лабораторий "Шталь Армс" и даже побоища на орбите Хелгана за штурвалом космического истребителя в стиле аналогичного эпизода из великолепного Halo: Reach. Динамика заметно возросла, и разработчики дают это понять буквально с самых первых кадров. Герои куда-то отчаянно прорываются, гремят взрывы, на горизонте грозно вышагивает гигантский робот «МОЛОТ», а в небе орава хелганских крейсеров поливает что-то огнем. Стало значительно больше эпизодов-тиров, когда игрок с борта того или иного транспортного средства отстреливает толпы красноглазых врагов из тяжелого оружия. Ничего не скажешь — пафосно, эпично и красиво. Но утверждать, что серии это однозначно пошло на пользу, нельзя.
Несмотря на однообразие и тягомотину, Killzone 2 обладала уникальным шармом, когда игрок ощущал себя в центре реальной полномасштабной военной операции (даже факт будущего чувствовался не так остро, как сейчас), а каждый захваченный клочок земли был результатом упорных и тяжелых боев — с трепетом вспоминаем жесткие последние эпизоды. Триквел же идет несколько другой дорогой, неловко ступая на путь более скоростных постановочных, линейных шутеров, где давно уже балом правит серия Call of Duty. Кому-то это понравится, кому-то нет — тут каждый решит для себя. Основная проблема в том, что разработчики, пытаясь выдать нечто более ураганное, нежели размеренная Killzone 2, опустились до откровенного копирования наработок той же Infinity Ward, будучи не в силах предложить что-то свое. Без сомнения, крутых моментов в игре много, но практически все они так или иначе были представлены в Call of Duty, причем не менее качественно. Да и пробегается игра довольно быстро: буквально 5-6 часов — и вот уже по экрану бегут финальные титры. Из-за этого история довольно скомканная, а характеры персонажей вообще остаются не у дел — все ограничивается шаблонными репликами и поступками. Сюжетный потенциал Killzone так и остался практически нераскрытым, а жаль: можно было значительно лучше проработать вселенную игры, более подробно рассказать о Хелгане, о Векте и т.д. Но, увы, не в этот раз. Зато к чему не получится придраться при всем желании, так это к постановке: режиссура многочисленных роликов выполнена в лучших традициях голливудских блокбастеров, камера занимает зрелищные ракурсы, а прекрасная музыка композитора Йориса Де Мана органично дополняет общий беспредел. Перемен в геймплее не особо много, некоторые носят исключительно косметический характер, однако другие положительно сказываются на игре. Одним из главных нововведений стал третий слот под оружие. Если раньше персонаж мог носить только два орудия — личное (пистолет) и основное (все остальное), то теперь все тяжелые стволы, начиная от пулеметов и заканчивая всякими ракетницами и разрядными пушками (сюда же относится и ракетный ранец, с которым связан чуть ли не лучший уровень во всей игре), вынесены на отдельную кнопку, что автоматически делает игру несколько проще и избавляет игрока от необходимости разрываться между верной штурмовой винтовкой в руках и во-о-он тем огнеметом. Между тремя слотами можно быстро переключаться с помощью крестовины, что весьма удобно во время жарких баталий.
Арсенал значительно расширился. Благодаря большому числу новинок более востребованным стал класс личного оружия — помимо стандартного хелганского пистолета и вектанского револьвера, тут расположились такие образчики, как трехзарядный пистолет-дробовик, валящий среднего хелгаста с одного выстрела, и пистолет-пулемет со встроенным глушителем, на котором целиком и полностью строится единственный стелс-эпизод. На складе тяжелого оружия также пополнение: в ваше полное распоряжение попадет грозная ракетная установка «Оса», которая позволяет на раз-два сносить вражеские укрепления и бронетехнику, лишь бы контейнер с боеприпасами был неподалеку, а также слегка читерский прототип нового разрядного орудия, распыляющий врагов на атомы. Из приятных мелочей можно отметить то, что некоторые старые пушки обзавелись оптическим прицелом. Радикально преобразилась система ближнего боя. Скажем "Нет!" тупому забиванию врагов прикладом! Теперь вариантов убийства стало куда больше, и все они не в пример жестче и кровавее. Всего лишь одно (иногда — два) нажатие клавиши "Удар" — и вот уже брутальный Сев со всего размаху разбивает о стену голову хелгаста. Или вгоняет нож ему в череп. Или тихонько перерезает горло со спины. Или выдавливает глаза прямо через окуляры. Или... В общем, эстеты определенного рода явно будут в восторге — система Brutal Melee подняла боевку в Killzone на новый уровень. Незначительной доработке подвергся искусственный интеллект. Враги и раньше отличались завидными навыками: они постоянно перемещались от укрытия к укрытию, жутко метко метали гранаты и не брезговали ближним боем — так что с ними все по-прежнему хорошо. А вот напарники наконец-то научились не только вопить при ранении и требовать помощи от игрока, но и сами по возможности поднимать павшего героя до того, как тот отправится на рандеву с последним чекпойнтом. Казалось бы, мелочь — но на практике это экономит кучу времени и нервных клеток, которые, как известно, не восстанавливаются.
Подведем итог. Практически все свои обещания разработчики сдержали — и Killzone 3 получилась крепким линейным шутером, по многим пунктам лучше первой части. «Хорошист», которому ничтожная продолжительность и слишком явные творческие заимствования не позволили стать чем-то большим. Но тем не менее игра стала достойным окончанием популярной PS3-трилогии. Впрочем, вряд ли серия остановится на триквеле — вместо жирной точки Guerrilla Games поставили многоточие. Воспользуется ли этим Sony — вопрос, но сами разработчики заявили, что следующим их проектом будет некий фэнтезийный шутер. Ждем дальнейших новостей, а пока — добро пожаловать на Хелган!
Радости:
Шикарная графика
Отличная музыка
Возросшая динамика
Множество приятных обновок в геймплее
Добротный мультиплеер
Гадости:
Скоротечность
Простенький сюжет
Инновации в основном незначительны
Оценка: 8.1
Вывод:
Добротный фантастический шутер, достойный продолжатель второй части. Владельцы PS3 получили в свою копилку еще один любопытный эксклюзив. Покупать консоль ради Killzone 3 вряд ли оправданно, но ознакомиться с проектом все равно стоит.
Алексей Апанасевич
Диск предоставлен магазином «Геймпарк», www.gamepark.by
Локализация Как и вторая часть, Killzone 3 была полностью переведена на русский язык толмачами из конторы "1С-Софтклаб", что, естественно, порадует не владеющих английским игроков. Однако будем честными: качество локализации далеко от идеала. Из приятного можно отметить в кои-то веки дублированный вступительный ролик (во второй части ограничились субтитрами) и добротный уровень перевода текста — никаких ошибок или опечаток замечено не было. Практически все актеры дубляжа — за одним исключением — остались те же, что и в прошлый раз, благо своим персонажам они подходят неплохо. Однако отработали свое они неравномерно: если в русской версии тот же Сев, Нэрвил или Шталь говорят весьма убедительно, то многие сайдовые герои вещают монотонно и временами совершенно безэмоционально. Так что если вы более-менее дружите с английским — смело включайте его, тогда насладитесь отличной оригинальной озвучкой в исполнении таких актеров, как Малкольм МакДауэлл, Брайан Кокс, Рэй Уинстон и Джеймс Ремар.
Оценка локализации: 7.0
Фанатам на радость Killzone 3 просто не могла обойтись одним лишь стандартным изданием. Поклонники серии могут позволить себе раскошелиться на два вида специальных вариантов. Первый, Collector's Edition, порадует стилизованной металлической коробкой SteelBook, в которой, помимо диска с игрой и руководства пользователя, вы сможете найти код для скачивания дополнительных материалов, среди которых — саундтрек, динамическая тема для PS3 и набор Retro Map Pack из двух карт Killzone 2. В белорусских магазинах такой вариант стоит около 85 долларов. Если же вы жаждете большего, то вам прямой путь за Helghast Edition. Помимо начинки коллекционного издания, этот вариант включает в себя 100-страничный альбом с иллюстрациями, а также специальную коробку в виде шлема хелгаста и фигурку хелганского солдата-разведчика. Все это добро упрятано в стильную картонную упаковку и обойдется вам примерно в 180 долларов.
3Dопризывная подготовка
Накануне Дня защитника Отечества на площадях физической части магазина OZ.by случилось первое в своем роде для Беларуси мероприятие – закрытый предварительный пресс-показ видеоигры, которая, в свою очередь, является первым поддерживающим стереоскопическое 3D-изображение проектом для PlayStation 3. На презентации в основном говорили о двух вещах – об интенсивном внедрении 3D, будь то фильм, игра или фотография, в белорусское общество и – благодаря специальному гостю из Министерства обороны – о пользе пребывания в виртуальной реальности для военных людей и гражданских лиц призывного и допризывного возраста.
Killzone 3 ознаменовала наступление момента, когда каждый обладатель «плойки», т.е. PlayStation 3, и поддерживающего 3D телевизора или монитора получил возможность, развалившись на диване, лупить из натурально выглядящих автоматов-пулеметов по вымышленным человекообразным пришельцам на планете Хелган. То, ради чего многие не так давно выстаивали огромные очереди за билетиком на «Аватар» в 3D, находится дома – теперь вот и консоль от Sony «живую» картинку выдает. По данным, полученным от продавцов техники, белорусы «съедают» стереоскопию с удовольствием, в довольно больших количествах покупая недешевое, но уже более-менее доступное оборудование для «комнатного» три-дэ.
Примечательно, что гостем пресс-показа, кроме журналистов, стал человек в погонах: единственное крупное государственное ведомство, которое поддерживает в нашей стране являющиеся скорее элементом культуры игры, - это Минобороны. Данное министерство подсобляет организовывать и проводить белорусские отборочные World Cyber Games и в популяризации игр – хоть того же авиасимулятора «Ил-2 Штурмовик» - принимает довольно активное участие.
Полковник Андрей Шубадеров, начальник информационного агентства «Ваяр» и специалист Минобороны в области создания и запуска перспективных информационных проектов, разъяснил, почему игры стоит воспринимать всерьез. Некоторые игры, особенно стратегии и командные экшены, считает Андрей, помогают развитию как реакции и рефлексов, так и аналитического, тактического мышления. А избранные проекты – см. «Ил-2 Штурмовик» - еще и дают определенные практические знания, так как приближены к реальности. В тренировке профессиональных бойцов, правда, обычные компьютерные развлечения сильно пригодиться не могут, в армии используются другие «игры» - различные цифровые тренажеры, к примеру, симулятор зенитно-ракетного комплекса.
О Killzone 3 товарищ полковник отозвался сдержанно, мол, игра интересная, 3D и все такое, но навыки, которые она может выработать, пригодятся только в том случае, если мирные и "памяркоўныя" белорусы вдруг отправятся на просторы галактики завоевывать каких-нибудь братьев по разуму. Да и вообще, гранату во всамделишных условиях грамотно швырнуть – это вам не по кнопке клацнуть. Что ж, не можем не согласиться.
Со слов Андрея, с одной стороны, создание хорошего проекта – это дорого, но возможно, что Минобороны когда-нибудь станет заказчиком компьютерной игры или каким-либо образом сделает свою. Причем, если это произойдет, первоочередное внимание будет уделяться воспитательной, смысловой начинке – ну, и чтоб стратегически игра развивала, конечно, и давала представление о реальных боевых действиях. Была, поделился господин Шубадеров, даже конкретная идея – проект по операции «Багратион», однако военных опередили разработчики из отечественной студии Wargaming.net. Но в Минобороны еще что-нибудь обязательно придумают.
Павел Брель