Обзор Just Cause 4

Жанр: action.
Разработчик: Avalanche Studios New York.
Издатель: Square Enix.
Платформы: PlayStation 4, Xbox One, Windows.
Минимальные системные требования: Win 7 SP1 64, Core i5-2400 3,1 ГГц или FX-6300 3,5 ГГц, 8 ГБ ОЗУ, GeForce GTX 760 или R9 270 с 2 ГБ, 59 ГБ на жестком диске.
Рекомендуемые: Win 10 64, Core i7-4770 3,4 ГГц или Ryzen 5 1600 3,2 ГГц, 16 ГБ ОЗУ, GeForce GTX 1070 или Vega 56 с 6 ГБ.
Возрастной рейтинг: 17+
Если вы следите за играми-боевиками, то знаете, что такое «шаблон». Если не знаете, сейчас поясню. Например, вот этот обзор можно было написать двумя способами. Либо начать с того, что Just Cause 3 мы раскритиковали в 2015 году за комичность, незнание меры, а Just Cause 4 – это работа над ошибками и улучшенная версия прошлой части. Либо зайти с того края, что Avalanche New York опять повторяется, перекармливает однотипными квестами и вообще заставляет выдумывать развлечения самому. В обоих случаях при внешней правдивости получится односторонний взгляд, интерпретация в духе оптимизма либо пессимизма.
Зайти с так любимой многими темы денег тоже непросто. Что лучше: отдать за современную картинку $30 или за $8,5 приобрести самый культовый Just Cause 2? Он даже не фатально устарел, на поверхностный взгляд всё то же самое: утопающий в зелени остров, блики солнца на водной глади, промышленные здания, что подлежат уничтожению, парашют да лебедка у бессменного адепта правого дела Рико Родригеса. Но и Just Cause 4 наверняка на скидках отдадут дешевле, а пламя взрывов там получше – можно ведь и не жадничать, да?
В итоге с Just Cause 4 забавная штука: с какой стороны ни начни писать про эту игру, все как будто повторяешь уже сто раз сказанное. Да и кто виноват, если даже официальное описание любой прошлой Just Cause из Steam поразительно ложится на новую игру? Опять большой остров на 1000 кв. километров. Снова нужно всё взрывать и погружать в хаос, чтобы хорошая группировка победила плохую, и в конце Рико Родригес сверг очередного босса. В программе прыжки и полеты, уход от преследования на транспорте и стрельба из разных калибров. И всё это, конечно, весело. Вот только – наперед известно. Потому и шаблон.
От боевика ждешь чего-то невообразимого, но Just Cause 4 удивляет только в первый час, только новичка в серии и только неправдоподобием происходящего. Если в других экшенах тоже есть прыгучий неубиваемый герой с полными карманами гаджетов, тоже открытый мир, где важные задания перемешаны с тинейджерской ерундой, тоже случайные встречи с врагами отбирают много времени, а для 100% прогресса нужно коллекционировать какие-то штуки, тоже имеется личная гвардия и служба доставки припасов да транспорта… короче, вообще все элементы Just Cause 4 уже были в десятке других экшенов, но я не об этом. Если в других играх они подаются пошагово как некий игровой прогресс, то Avalanche сбрасывает все механики грудой на голову, и если не запутался в управлении, стартовых возможностей хватит на любой каприз. Но потом краник закрывают, и с каждым следующим часом новых впечатлений все меньше экспоненциально.
Давайте прикинем. Здесь есть несколько зон с разной природой. И несколько прикольных пушек, помимо обычных автомата-добовика-снайперки-ракетницы. Плюс ряд миссий с задорными кат-сценами. И еще много больших взрывов, но это мы уже видели. Стоит оно 20–30 часов отстрела одинаковых ботов, джипов, вертолетов и танков? Можно ли закрыть глаза на шаблонные миссии, где то сам дергаешь рубильник, то ждешь, пока другие дернут? Честно – не знаю, даже более того – не разделяю хейтерства, мол, все скучно и надоело. Нет, не скучно. Просто ничего выдающегося. Захотелось шаблонный боевик 90-х – включаете Just Cause 4, и там все то же, что и обычно, но немного в другом порядке.
Да, еще в новой Just Cause обещали управление погодой, но про это забудьте. Торнадо, гроза, метель, песчаная буря сгодятся, если вы устали от сочной тропической панорамы и хочется мутного месива перед глазами. Как препятствие это не работает, потому что циклон движется постоянным маршрутом, а Рико – куда захочет. А в конце самому использовать погоду как оружие просто неудобно: надо в одном месте что-то включить, чтобы в другом конце карты появился катаклизм – хорошо, если функцию доработают хотя бы для Just Cause 5.
Как ни странно, в новой главе ураганного экшена больше всего радует сниженный градус безумия. Боевик стал более серьезным и стильным, мир игры не выглядит одной сплошной бочкой с бензином, и можно получать удовольствие просто от езды по трассе с прослушиванием радио. В этом разница с Mad Max: там было жанровое кино, а Just Cause похожа на GTA 3 с шестью звездами гнева полиции. Местами все изменилось, можно разрядить пару обойм, взорвать что-нибудь и спокойно уехать, пополнив немного свою шкалу хаоса. Но бывает наоборот: слегка тюкнул на шоссе другую тачку – через пять секунд тут спецназ, БТР-ы, снайперы, танк, четыре вертолета, дроны и три эсминца. У Черной руки, местных негодяев, однозначно больше техники, чем было у Паулюса под Сталинградом, но если вы думаете, что мирные жители не продолжают тут же кататься на спорткарах и тусить по улицам, то вы просто не знаете Just Cause.
В итоге игрок не столько создает хаос, сколько безнадежно пытается от него скрыться. Добавьте сюда боевые действия на передовой, где непрерывный респавн врагов. И миссии по типу тира, где надо убивать респавнящихся врагов. В общем, хаос набивается между делом, просто пока выполняешь сюжетные задания или мчишь от одной миссии к следующей. Но выглядит это по-прежнему довольно несерьезно, хотя в сравнении с Just Cause 3 подвижки явно в лучшую сторону. Зачастую попросту не успеваешь разглядеть физику взрывов и падающих обломков, оценить неплохой AI и воспользоваться многочисленными апгрейдами для крюка-лебедки.
Да, у Рико забрали взрывчатку, взамен прицепив к бесконечному тросу гелиевые шарики и ускорители. Зачем оно нужно, не очень ясно. Вот пришить тросом танк к вертолету и посмотреть, кто кого утащит – это весело. А разгонять и без того неуправляемый болид реактивной тягой или расчищать дорогу (?), поднимая в воздух мусор – совершенно нефункционально. Разве что вам станет скучно, и вы захотите сделать боевой дирижабль из БТР-а на шариках.
Критиковать Avalanche бесполезно – просто у них как-то так устроены мозги. В Just Cause 4 невозможно посадить самолет, не разбив его. Вингсьют – это гарантированный удар башкой об землю. Мост вы не проедете ни один – либо его взорвут, либо не сладите с управлением и полетите в воду. Здесь скучаешь в диалоге, потому что герои шаблонные – но с любопытством слушаешь переговоры Черной руки по рации и радио. А еще в их рядах почему-то сплошь женщины. Нипочему, Avalanche так видит мир. Наконец, это студия, которая завышает системные требования своей игры в два раза, потом хвастается идеальной оптимизацией кадров в секунду и, наконец, попадает в скандал с постоянными вылетами игры в ОС. Вы хотите от этих людей выверенных миссий с продуманным нарративом? Что, серьезно?
Радости:
- Пейзажи
- Физика разрушений
- AI
- Радио
Гадости:
- Задания
- Тротиловый ад на ровном месте
Оценка: 6,5.
Вывод:
Так что, мы про шаблонные экшены? Сегодня – ураганные взрывы в Just Cause 4. В мае – та же Avalanche-песочница, разбавленная стрельбой, в Rage 2. А до конца года – просто стрельба в Doom Eternal. Мне одному кажется, что одинаковый геймплей кто-то хочет продать несколько раз? Решайте сами, а наш рассказ о Rage 2, если что, на соседних страницах.
Обзор написан по ПК-версии игры
Anuriel