Обзор Just Cause | VRgames - Компьютерные игры, кино, комиксы

Обзор Just Cause

on ноября 30, 2006 - 00:00

Жанр: TPS
Разработчик: Avalanche Studios
Издатель: Eidos Interactive
Количество дисков в оригинальной версии: 2 DVD
Похожие игры: GTA: San Andreas, Xenus: Точка Кипения
Минимальные требования: Pentium 4/Athlon XP 1.8 ГГц, 256 Мб памяти, 3D-ускоритель с 64 Мб памяти, 3.5 Гб на винчестере
Рекомендуемые требования: Pentium 4/Athlon XP 2.8 ГГц, 1 Гб памяти, 3D-ускоритель с 256 Мб памяти, 9.2 Гб на винчестере

ВJust Cause ушах свистит ветер. Хлопок — и над головой раскрывается купол парашюта. Плавно опускаемся на пляж, где в это время Шелдон, наш связной, отстреливается от наседающих полицейских. Дополнительная огневая поддержка с нашей стороны в виде стрельбы по-македонски быстро приводит перестрелку к закономерному финалу. Напарник устраивается за рулем джипа, наше место — за турелью сзади. Трогаемся с места, и цели для пулемета ждать не заставляют. Из-за поворота вылетает армейский джип, и водитель тут же открывает огонь по нашей машине. Пара-тройка очередей — и одной проблемой становится меньше, но к погоне подключаются все новые машины. Гильзы веером летят на землю, наконец, последний джип взрывается и, проломив кусты, падает с обрыва. "Рико, дорога впереди блокирована!" Выбираемся из машины... два опустошенных магазина — и путь свободен, можно двигаться дальше. Из джунглей наперехват выскакивает новая пара преследователей, пулемет строчит, не переставая. В воздухе показывается вертолет, и первая же выпущенная ракета едва не переворачивает удирающий MV. Шелдон выписывает немыслимые зигзаги, пытаясь увернуться от выскакивающих на дорогу солдат, на хвосте уже пять машин, периодически то одна, то вторая, оставляя дымный шлейф, выпадают из погони, но на ее месте вскоре появляется новая. В кабине связной надрывается в микрофон: "Это Glory Boy два для Tango Sierra. Эй, вы, там, протрите глаза, нам нужна помощь..." Шипение рации и невозмутимый голос: "Это Tango Sierra для Glory Boy два. Кончай истерику, и лучше пригни голову, мы начинаем. Покажем им шоу, ребята... " В этот момент машина вылетает на мост, и Шелдон вжимает педаль газа в пол, слегка растерявшиеся преследователи не успевают среагировать на этот маневр, расстояние между машинами резко увеличивается. Оглушительный рев реактивных двигателей над головой и вся погоня мгновенно скрывается в огненном вихре. Тройка штурмовиков, выпустив боезапас, расходиться веером в небе. Ну, кажется, оторвались... 

Динамичная завязочка, не правда ли? Ну, пока нам ничего не угрожает, самое время прийти в себя и разобраться, что мы и где мы.

Итак, существует некая латиноамериканская страна San Esperito, которой управляет Salvador Mendoza, просто образец диктатора. Мало того, как уже стало традицией в Латинской Америке, Сальвадор носит генеральские погоны, и пришел он к власти отнюдь не путем демократических выборов. Это обстоятельство очень сильно беспокоит наших работодателей, некое Агентство ("Я послан к вам герцогом... Не важно, каким герцогом...") решает восстановить справедливость в отдельно взятой стране и посылает вас, дабы мы цивилизованно и демократично поднимали народ на борьбу с ненавистным тираном, а попросту говоря — устроили мятеж. Мда, впервые на моей памяти, приходится устраивать беспорядки в государстве, обычно бывало наоборот. Но мы отвлеклись…

Сцену прибытия в страну назначения я описал выше, а там уже нас ждет упоминавшийся связной Шелдон с напарницей. Именно через них нам будут поступать задания из Центра. Кроме выполнения прямых указаний Агентства, в наши обязанности входит всячески опекать местные Герилья (Guerrilla Relations), силы сопротивления по-нашему, которые хотят взять власть в стране в свои загребущие лапы, а наши работодатели их в этом поддерживают. Кроме них, нам вменяется в обязанности оказывать всевозможное содействие Rioja Cartel (читайте, как хотите) — картелю наркоторговцев, которые с завистью поглядывают на владения местных конкурентов и в мечтах видят их имущество в своей собственности. Забегу немного вперед и скажу, что понимаю, почему ни Герилья, ни Картелю не удалось добиться своих целей без нашей помощи. С таким подходом к организации, когда по всему архипелагу разбросаны "утерянные" секретные документы, образцы "порошка" или даже целые ящики с кокаином, добиться чего-либо стоящего решительно невозможно.

Just CauseПоговорим немного о том, где же нам придется развернуть нашу подрывную деятельность. Вообще игра очень и очень многим напоминает GTA: San Andreas, читайте дальше и подмечайте знакомые моменты. Сан Эсперито представляет собой целый архипелаг островов, и это не просто сборище островков, это действительно огромная территория. Дабы хоть как-то дать оценку ее величине, я перелетел все государство по диагонали на местном аналоге Cessna, так вот, полет занял около двенадцати минут реального времени. Карл Джонсон у себя на родине смог похвастаться только тремя минутами полета на аналогичной машине. Представили размах для деятельности? То-то...

Как и всякая страна, расположенная в субтропическом поясе, Сан Эсперито удивительно красива. Надо отдать должное гейм-дизайнерам, ландшафты выглядят как настоящие: шикарная вода, густые тропические заросли, лагуны, обрывы, затейливый рисунок дорог... Пейзаж, в самом деле, впечатляет, самое главное — все эти красоты практически не тормозят даже на слабой машине. После спуска с небес на землю и ознакомления с архитектурой населенных пунктов восторги слегка утихают, но в целом города и деревни оставляют приятное впечатление. Между прочим, вся территория доступна сразу и никто на вас не будет бросаться с вертолетами и полицейскими катерами, если вам вздумается осмотреть Mendoza City, расположенный на последнем острове. Но нас с вами сюда забросили не пейзажами любоваться и не памятники архитектуры обозревать, а выполнять вполне конкретные задания. Вот ими и займемся.

Как уже было отмечено выше, у нас три направления деятельности — Агентство, Герилья и Картель. Можно сказать, главная сюжетная линия и две побочные. Сюжетом все происходящее, конечно, назвать сложновато: Шелдон с напарницей раскатывают по территории страны, периодически вызывая нас к себе и выдавая ЦУ от далекого начальства. Как правило, рандеву со связным происходит на небольших базах. Полноценной базой назвать эти места было бы значительным преувеличением, это скорее некий минимальный набор необходимых предметов, собранный в одном месте, а именно: небольшое бунгало (больше напоминающее сарай) с висящей на стенке аптечкой; склад ящиков, в которых хранится боекомплект решительно ко всему оружию, которое вы приволочете с собой после выполнения очередной миссии; гараж на одно машиноместо и некое устройство для сохранения игры. После освобождения из тюрьмы предводителя сил сопротивления, Герилья, не без нашей помощи, начинает брать власть в стране в свои руки путем захвата населенных пунктов. Происходит это примерно следующим образом. Мы прибываем к населенному пункту и находим в кустах у обочины притаившегося бойца, и после нашей команды начинается штурм. Убиваем всех подвернувшихся под руку полицейских, уничтожаем возведенную посреди улицы баррикаду, потом еще дважды повторяем вышеописанные действия, снимаем флаг — и деревня наша. С городами дело обстоит практически точно так же, за исключением отсутствия баррикад на улицах и более широким использованием солдатами противника бронетехники и вертолетов. Что же до наших других подопечных, Картеля, у них все то же самое, только штурмовать приходится не города, а небольшие гасиенды, резиденции конкурирующей "фирмы". Принцип не меняется — убивай/взрывай, только вместо сдергивания флага необходимо убить главаря обороняющихся.

Just CauseПо большому счету можно было бы не заниматься всей этой освободительной деятельностью и сосредоточиться на указаниях нашего прямого начальства, если бы не пару важных моментов. Во-первых, при освобождении того или иного населенного пункта вблизи него разблокируется опорная база, на которой находятся те же самые гараж/аптечка/оружие/склад боеприпасов/место сохранения. Во-вторых, несмотря на гигантское количество перестрелок, окончательно погибнуть вам не дадут. После того как вы хладным трупом опуститесь на землю, несколько секунд спустя ваше бренное тело перенесется на ближайшую открытую базу с минимальным запасом здоровья (около 25% от изначального) и без оружия. В-третьих, подрывная деятельность на благо той или иной организации приносит вам очки уважения, которые начисляются за освобожденные города и открытые базы, после чего растет ваш ранг (в Картеле и Герилья по отдельности, в зависимости от того, кому вы в данный момент помогали). Все это не только для красоты, но и имеет прикладное значение — в месте вашего сохранения (вам еще не надоело слово "база"?) появляется транспортное средство и оружие, соответствующее вашему званию. И в-четвертых, эти опорные пункты (все те же пресловутые базы) имеют очень большое транспортное значение, но об этом я расскажу ниже. Ранг можно повышать не только боевыми действиями, но и сугубо мирным путем. Помните, выше упоминалось про разбросанные по всему острову различные предметы? Так вот, собирая их, можно получать очки уважения; собрав набор (скажем, пять кейсов с документами), получаем дополнительные очки за полный сет. Но, занимаясь этим собирательством, поневоле напрашивается мысль о том, что уж больно странно расположены утерянные предметы, не иначе как из вертолетов повыпадали. К примеру, ящики (!!!) с кокаином компактно дислоцируются на территории карьера, где работают заключенные.

Вот из такого приятного времяпрепровождения и состоят наши будни. Захватываем города и гасиенды, собираем различный утиль, выполняем задания Агентства — в общем, планомерно переводим страну в состояние крайнего беспорядка. Всего на островах располагаются 33 провинции. Изначально все они характеризуются как "правительственно стабильна", но после развертывания нашей подрывной деятельности слово "стабильна" обзаводиться приставкой "не". А после захвата всех доступных городов контроль полностью переходит к Герилье, на что указывает соответствующая надпись и изменившийся цвет на политической карте. В правительственных провинциях полиция и военные спокойно разъезжают по дорогам, любое наше правонарушение моментально пресекается, в нестабильных районах постоянно проходят стычки между повстанцами и полицией (наркоторговцам тоже достается на орехи), ну а в контролируемых Герильей районах вы вольны делать все, что считаете нужным. В общем, без дела вы не останетесь. Жаль только, что тотальное большинство миссий построено на принципе "убей". Убей предателя, догони и убей врага, найди и убей курьера, иногда для разнообразия просят что-то куда-то отвезти или доставить какое-то определенное транспортное средство, полицейский джип, к примеру. Если невтерпеж пострелять, вы можете взять такой мини-квест у специального человека, который присутствует в каждом (!) освобожденном городке или гасиенде. Но чтобы вы уж совсем не заскучали от однообразия, в игре появляются соревнования на автомобилях и катерах. Возможно, где-то присутствуют гонки и на самолетах, но пока не попадались.

Just CauseВот так плавно мы и подошли к теме передвижения по территории. Страна нам досталась немаленькая, пешком ходить по ней накладно, да и не нужно. Местный автопарк в подавляющем большинстве представлен некими аналогами автомобилей 60-70-х годов, щедро разбавленных военным транспортом. Вспомните какой-нибудь фильм о Мексике — примерно такие же автомобили и колесят по просторам Сан Эсперито. Выглядят они жалко, поскольку полигонов на них разработчики явно пожалели, ну да ладно, Карлу Джонсону достался автотранспорт такого же качества. Вот только на местных дорогах он встречается все же не так часто, как хотелось бы, да и остановить его наверняка, можно только убив водителя. Просто встав на дороге, вы рискуете получить бампером по ногам, а распахивание дверцы стоящей машины не всегда приводит к успешному ее захвату — водитель вполне может рвануть ручку на себя и дать по газам. Кстати, военные и полиция очень ревностно относятся к служебным автомобилям и, заметив вас за рулем, очень обижаются, даже если машина досталась вам вполне мирным путем. Если так и не удалось заполучить средство передвижения, можете воспользоваться тем, что находится на базе, в особенности, если у вас уже есть хоть какое-то звание в Герилье или Картеле. Бывают ситуации, когда оружия нет, никто добровольно останавливаться не хочет, а до ближайшей базы слишком далеко, в этом случае есть один интересный выход — парашют. Скорее, это даже параплан, которым у нашего подопечного Рико Родригеса забиты все карманы, ибо при прыжке с самолета вы можете раскрывать и сбрасывать парашют сколько угодно раз. В нашем инвентаре находится еще весьма занимательное оружие — некий ручной аналог гарпуна. Выходим на дорогу, прицеливаемся в задний борт идущего в попутном нам направлении транспорта, выстрел стрелой с тонким и длинным тросом, рывок — и вот уже мы плавно летим над землей на параплане. Для справки: такого же эффекта (моментального взлета на небольшую высоту) можно добиться на мотоцикле, просто подпрыгнув на ходу (нажатием клавиши F). Правда, долго путешествовать таким образом обычно не получается: для того чтобы не опуститься на землю, необходимо регулярно постреливать по движущимся автомобилям, получая нужный импульс, а попутного транспорта, увы, частенько не хватает, хотя однажды таким вот затейливым способом мне удалось преодолеть половину острова.

После вышеописанного сеньор Родригес представляется вам эдаким ловким малым? Это еще что! В отдельных номинациях наш Рико заткнет за пояс самого персидского Принца. Однажды при движении на автомобиле я, вместо необходимой клавиши "E" (выход), случайно нажал "F" (заигрался в сами понимаете какую игру). Так вот, наш бравый мексиканец выбивает ногами дверь машины и лихим пируэтом "а-ля Леголас" взлетает на крышу движущегося автомобиля. "Эффектно, но бесполезно" — скажут некоторые из вас, и будут категорически не правы. Как пример, приведу сравнение с одной из миссий в Сан-Фиерро (уточнять, откуда это название, думается, не стоит). Так вот, в одном из заданий была необходимость догнать удирающего на лимузине товарища, которого ко всему прочему еще и прикрывала машина охраны. Возни с выполнением этой миссии было немало, ведь приходилось догонять, пристраиваться рядом и открывать огонь вбок, что при постоянном маневрировании цели было крайне затруднительно. В Сан Эсперито у нас есть практически идентичное задание, вот только Родригеса никто не удосужился научить стрелять из машины на ходу. Зато благодаря хорошим акробатическим навыкам задача выполняется просто и изящно. Догоняем машину охраны, пристраиваемся сзади и взлетаем на крышу нашего автомобиля. Тигриным прыжком перебираемся на джип охраны и выбрасываем водителя из-за руля. Повторяем процедуру — и вот вы уже за рулем лимузина. Перепуганный объект ликвидации выпрыгивает из машины... ну а дальше все просто — можно выйти и короткой очередью отправить его в лучший из миров, а можно не тратить патроны и банально задавить его. Миссия выполнена.

Just CauseКогда у вас есть желание переместиться в другой конец острова, но нет желания мучиться ни с парапланом, ни с автомобилем, можно вызвать вертолет, который переместит вас буквально за несколько секунд. Огромный недостаток этого метода в том, что доставить вас он может только на одну из открытых баз, вот почему так важно разблокировать их как можно в большем количестве. Ну а если вы умудрились забрести в такие дебри, что поймать что-либо самодвижущееся вам ну никак не светит, а вертолет доставить в интересующий вас район не сможет, есть вариант попросить у Агентства сбросить вам какой-либо транспорт. Всего у Агентства четыре вида десантируемой техники: мотоцикл (а-ля "Санчез"), джип, некая моторная лодка, явно имеющая родственников из водных гонок "Формулы 1", и гидрокоптер, эдакий гибрид вертолета и лодки. Вся техника, кроме мотоцикла, оснащена двумя видами оружия: пулеметами и ракетами. Штурмовать поселки и гасиенды на джипе теперь одно удовольствие. Наследственное заболевание кроссплатформенности — автоприцел — позволяет не отпускать кнопку огня ни на секунду, стволы пулеметов сами находят цель, а ракеты в щепки разносят технику противника и баррикады. Тем более, коли по вам все же стреляют, страдает в первую очередь машина. Но даже если она загорелась, у вас будет достаточно времени, не спеша выйти из нее и, так же не спеша, удалиться.

Описывая всевозможные схватки с противостоящими силами, я как-то ни словом не упомянул об оружии. А просо потому, что говорить, по большому счету, не о чем. С одной стороны оружия вроде бы и много, а с другой — оно все какое-то одинаковое. Различаются, в основном, иконками при переборе нашего карманного арсенала. После пары-тройки боев подбираешь оптимальные для себя стволы, и больше ассортимент стрелкового оружия тебя не интересует. Особенно приятно, что умирающие противники старательно снабжают нас все новыми боекомплектами, кроме того, дома нас ждут нескончаемые ящики с ammunition и гранатами. Кстати, о гранатах, есть приятная возможность подрывать их прямо в полете, дав по летящей "лимонке" короткую очередь из любого оружия. Шикарный взрыв разметает всех находящихся в округе, но техника и баррикады в подобных случаях страдают чуть меньше. Вот что-что, а спецэффекты удались на славу. Натурально хочется постоянно что-то взрывать, ибо более красивого зрелища, чем взлетевший на воздух склад ГСМ, найти в игре сложно. Чадящие машины, фонтанчики земли и воды при попадания пули — будь это фильм, я, не задумываясь, дал бы постановщикам спецэффектов какой-либо приз.

Радости
Прекрасные пейзажи
Отличная оптимизация игры
Шикарные спецэффекты
Разнообразие способов перемещения по стране
Немаленький парк гражданской и военной техники

Гадости
Серенький сюжет
Однообразие миссий
Невыразительные модели техники

Оценка 8
Вывод: Неплохая игра для поклонников больших просторов, неограниченного перемещения и экшена со стрельбой и погонями. Главный недостаток — однообразие, но если вы не будете играть в Just Cause запоем, вполне вероятно, что она вам понравится, и вы проведете за ней немало приятных часов. В Just Cause есть то, что практически всегда отличает приставочные игры — огромное количество fun'а, а попросту бешеного драйва, когда за игрой вы не напрягаетесь, а, откинувшись на спинку стула, лихо расправляетесь с очередной сотней недругов. В конце концов, игра должна доставлять удовольствие, и Just Cause с этим великолепно справляется. Только очередной раз напомню — в больших количествах вредны даже лекарства...

Юрий Михайлов

шутер Обзор № 83
Упоминаемые игры и серии: 
Just Cause
Яндекс.Метрика