Обзор Icewind Dale II

Сайт игры: http://icewind2.blackisle.com
Разработчик: Black Isle Studios
Издатель: Interplay
Системные требования: P2- 350 MHz (P3-500 MHz Recommended), 64 Mb RAM (128 Mb RAM Recommended), 4 Mb Video card (8 Mb 3D Card Recommended), DirectX 8.0, 1500 Mb HDD Free Space
Оценка автора: 5.5/10
Первая часть Icewind Dale в свое время наделала немало шума. Никто до сих пор не может понять, как игра, вышедшая сразу после выхода супер-раскрученного Blizzard'овского Diablo 2 и незадолго до релиза Baldur's Gate 2, смогла стать такой популярной. Данные обстоятельства были на руку парням из Black Isle Studios, и спустя полгода успех был усилен официальным адд-оном Icewind Dale: Heart of Winter. Однако последующее дополнение Trials of the Luremaster, которое ко всему прочему распространялось бесплатно, не оправдало возложенных на него надежд. Все это уже порядком поднадоело, хотелось чего-нибудь нового. И если бы разработчики немедля взялись за Icewind Dale 2 и выпустили его пораньше, то, возможно, успех был бы огромным.
Но, как бы то ни было, сиквел вышел в еще более неудачное время — год, который уже давно побил все рекорды по выходу ролевых игр. И сейчас при огромном давлении со стороны конкурентов игра имеет призрачные шансы не то что на успех, даже на выживание.
Впрочем, так ли все плохо? Давайте разберемся.
А начну я, пожалуй, с сюжета. Как неоднократно упоминалось, РПГ без сюжета — не РПГ. Данное изречение уже давно стало аксиомой. Но, как это ни печально, сюжетная линия Icewind Dale 2 ничем не радует, скорее даже наоборот — разочаровывает. Снова север, снова орки, терроризирующие население, снова партия героев, для которой спасение человечества стало привычным делом. Опять бесконечные зачистки подземелий — все это не ново и, мягко говоря, надоело. Единственное, что заставляет взглянуть на игру, — это третья редакция правил D&D.
Итак, первым делом, как обычно, мы беремся за создание партии. Можно, конечно, выбрать из уже созданных, но ведь гораздо приятнее создать партию самостоятельно. Процесс создания персонажей очень сходен с Neverwinter Nights. Сначала выбираете пол, затем расу. А вот здесь, пожалуй, стоит остановиться поподробнее. У всех, кроме полуорка и полуэльфа, появились по две-три подрасы. Так, например, Dwarf не может быть просто Dwarf'ом — есть Gold Dwarf, Gray Dwarf и Shield Dwarf. И лишь люди могут оставаться простыми людьми. Профессий, как и в вышеупомянутом NN, доступно одиннадцать, из которых новыми в мире Icewind Dale являются Barbarian (Варвар), Monk (Монах) и Sorcerer (Чародей), каждый со своими интересными способностями. Затем выбираем мировоззрение, которое, как я понял, уже давно значительной роли не играет.
Нельзя не отметить появление так называемых фитов (feats). Фиты — это своего рода навыки, которые нельзя прокачивать. Они аналогично перкам из Fallout-a могут давать дополнительные возможности герою, повышать иммунитет к различным воздействиям и так далее.
Развивать своих подопечных можно сразу в трех направлениях (снова сравниваю с NN). Но при этом стоит помнить о некоторых особенностях: так, например, монах не сможет вернуться на монашеский путь развития, если хотя бы раз выбран другой класс. Развитие персонажа ограничено тридцатым уровнем. Теперь между персонажами различных классов не существует разницы в количестве опыта и level-up — все герои будут получать одновременно, но не так часто, как хотелось бы. И еще одно: люди, привыкшие прокачивать партию непосредственно путем массового геноцида, будут разочарованы. В новом Icewind Dale приличное количество опыта можно получить только за тех монстров, которые представляют реальную угрозу здоровью ваших подопечных, а всякая "мелочь пузатая" опытом практически не поощряется.
Как и в первой части, вы постепенно опускаетесь в многочисленные данжены, уходя далеко от "цивилизации". В процессе игры встречается много знакомых локаций, похожих заданий и прочего. Однако нельзя не поощрить старания сценаристов: игра стала гораздо разнообразнее, появилось много интересных квестов, большинство из которых можно выполнить несколькими способами. А самое главное — игра стала дольше, причем намного. И если первый Icewind Dale, особо не напрягаясь, можно было пройти за пару выходных, то теперь время прохождения увеличилось многократно, в некоторой степени благодаря искусственному интеллекту. Да, монстры действительно стали умнее, бои — гораздо сложнее и от этого интереснее, а поведение монстров — разнообразнее. Раньше в игре бороться с монстрами можно было лишь одним способом: "отбежал — пострелял, отбежал — пострелял...", а сейчас этот фокус не пройдет — обитатели ненавистных данженов приучат вас к механизму "save-load". Но больше всего порадовали монстры-маги, которые вовремя лечатся и вовремя помогают своим союзникам усиливающими спеллами.
Однако есть за что и поругать разработчиков. Самая главная проблема первой части перекочевала и во вторую. Pathfinding!!! Сказать, что он плох, — не сказать ничего, он ужасен, отвратителен... На глазах появляются слезы, когда видишь, что персонаж, находясь в двух шагах от моста, пытается обойти реку. Да, мои дорогие, бывает и такое... Кроме того, ваши подопечные стали настолько ленивыми, что без ваших указаний не ступят ни шагу. Даже когда вражина с наглым выражением лица будет дубасит кого-нибудь из ваших, то персонаж будет стоять как вкопанный и размышлять на тему "какие красивые будут похороны". Случай, согласитесь, тяжелый, но, как ни странно, к этому быстро привыкаешь. И персонажи уже не кажутся такими тупыми, а на pathfinding попросту не обращаешь внимания. Вот такой вот силой обладает Icewind Dale II. Мне очень не понравилось, как в некоторых игровых изданиях отозвались о сложности. Говорят, мол, для среднестатистического геймера игра очень сложна. А вникнуть во все тонкости генерации персонажей практически невозможно. Что я скажу по этому поводу? Я считаю себя среднестатистическим геймером, но назвать сложность завышенной не повернется язык. А "во все тонкости генерации персонажей" вовсе и не надо вникать, достаточно прочитать данный обзор:).
Разработчики оставили никому не нужную возможность сохранять персонажей и проходить ими Icewind Dale II. Спрашивается: кому это нужно? Вот то-то и оно, что никому. Что? Что вы сказали, молодой человек? Вам надо? Извините, мне с вами не по пути. Также во второй ID перекочевало много ключевых особенностей первой части. Даже в плане графики игра почти не отличается от оригинального Icewind Dale-a двухлетней давности. Разработчики ограничились лишь ма-а-аленьким косметическим ремонтом: перерисовали интерфейс, новые портреты, всякие шмотки — все выглядит совершенно по-другому, но, подчеркиваю, ничуть не красивее, чем раньше.
Кстати об интерфейсе. Большие разрешения (игра поддерживает разрешения от 800х600 до 1600х1200) позволили поместить все три плоскости HUD'а, располагавшиеся раньше по периметру экрана, в одну нижнюю панель. Инвентарь стал больше и, что немаловажно, гораздо удобнее. Однако таких излишеств, как в Neverwinter Nights, вы здесь не найдете. Появились новые трехмерные эффекты, поддержка OpenGL, однако все это никак не сказывается на внешнем облике игры. А нужно ли это? Все равно 2D-RPG красивее, чем на движке Infinity, вы вряд ли когда-нибудь увидите.
Со звуком то же самое. Мелодии, конечно, новые, но на старый лад. Медленные, подчас даже тягомотные темы, сопровождающие блуждающих по локациям приключенцев, готовы смениться на бравурные марши, лишь только дело дойдет до драки. Ну и славно. Я больше ничего и не ожидал.
И что же в итоге? Если не считать нескольких монстров и горсти новых заклинаний, мы не получили ничего нового. 90% ожиданий не оправдались, обещания разработчиков оказались пустыми словам. Icewind Dale II рекомендуется исключительно фанатам (вроде меня;). Да и им, я уверен, игра не доставит удовольствия. Игра по-прежнему скучна, однообразна, даже третья редакция сета D&D не внесла в игру существенных изменений. Как видите нет ничего, что вызывало бы восторг. Прощай Icewind Dale II...
P.S. Относительно недавно в сети пролетел слух, будто разработчики суетятся и собираются сотворить что-то новенькое. Не знаю, правда ли это. Но хочется верить, что это будет Planescape Torment II. Вот здорово будет, если добрые дядьки из Bioware одолжат Black Isle для этой цели свой движок Aurora Engine.
Roll