Обзор Heroes of Might and Magic V [КГ]

Posted by Anuriel on июня 30, 2006 - 00:00

Жанр: TBS.
Разработчик: Nival Interactive.
Издатель: "1С".
Похожие игры: Heroes of Might and Magic III: The Restoration of Erathia, Heroes of Might and Magic IV.
Количество дисков в оригинальной версии: 1 DVD.
Системные требования: Pentium IV 1,5 GHz, 512 Mb RAM, 3D-видеоадаптер 128 Mb, 1,4 Gb Hard Disc Space.
Сайт игры: www.nival.com/homm5_ru.

УсHeroes of Might and Magic Vтавшие от томительных ожиданий поклонники сериала восприняли слухи "Героев делают наши!" как запоздавшую первоапрельскую шутку. Хромавшая на обе ноги четвертая часть HOMMV и стремительная смерть 3DO поставили жирный знак вопроса над будущим глубокой и атмосферной тактической стратегии. Но даже сказкам иногда суждено сбываться — не прошло и года, как слившиеся воедино скептики и оптимисты снова сидят часами перед мониторами и ожесточенно спорят по поводу того, какой должна была стать пятая серия героической эпопеи. Внесем свою лепту и мы, приняв как должное множество изменений любимой вселенной.

За миг до чуда

После недолгого томления играющего народа слухами издатель официально подтвердил заявление о том, что пятых "Героев" будет делать "Нивал". Потом — волна одобрительных возгласов и поднявшееся настроение, ближе к концу 2005-го сменившееся осторожным ожиданием. Попытки приоткрыть завесу тайны принимались неоднократно, но девелоперы не торопили события: всему свое время. Как оказалось, не всему: пиратская гидра добралась до самого святого, и мы стали свидетелями сырой до невозможности альфа-версии. Начавшийся в 2006-м бета-тест выявил небольшое количество недоделок (с которыми уже успели распрощаться разработчики), после чего последовал неожиданный перенос сроков выхода игры по просьбе армии поклонников. То, что они — сила, никто не отрицал, но по-прежнему оставался вопрос: смогут ли дождаться финального релиза страдающие дикой ломкой фанаты? Возгласы "Герои идут!" и "Они близко!" еще больше пьянили игроков, а первый день продаж заветных коробок сделал выручку многим продавцам на неделю вперед. "Герои" пришли, в них хотели играть, они не могли разочаровать...

Heroes of Might and Magic V

Препарируя мечту

Время неумолимо и беспощадно: с каждой секундой оно превращает будущее в настоящее. Параллельно временному континууму пыхтит паровоз прогресса, на борту которого нашлось место для трехмерного измерения. Даже зеленый школяр, усевшись перед компьютером и запустив новую игрушку, поморщится, если для оного не найдется места. Новые "Герои" тоже наглядно демонстрируют все грани своего движка. Карты отныне перестали быть скатертью-самобранкой, занимающей n-ное количество пикселей — теперь это объемные ландшафты с богатой растительностью, горами вперемежку с равнинами, синими реками и манящими подземельями. Листва на деревьях шевелится, поют птички, журчит приятная глазу водичка, а среди всей этой красоты перемещается всадник на цокающей копытами лошади. Рассмотреть гостя, нарушившего природную идиллию, теперь можно со всех сторон, приблизив при необходимости камеру на расстояние нескольких метров. Об увеличении или уменьшении площадей говорить сложно — все-таки 3D разительно отличается от двухмерного предшественника. Скажем так, расстояния немаленькие — будет где развернуться и что изучить. За подконтрольным нам героем тянется цветной шлейф, который разнится в зависимости от выбранной стороны — у людей это какие-то яркие блестки, а у дьяволов — эффектное пламя. Цветовая гамма игры яркая, с сочными красками — порой настолько сочными, что в глазах начинает просто рябить. Невеселые предположения о чувстве меры подтверждаются очень скоро — стоит одному из героев скастовать одно из заклинаний: красиво, не спорю, но очень скоро приходит настойчивое желание отключить к чертовой бабушке этот раздражитель глаз — кинематографичную камеру. К слову, благодаря чудному миксу из ярких цветов и трехмерности возникает чувство нереальности происходящего — эдакой сказочности и даже игрушечности увиденного. Но это так, ворчание: в целом хирургическую операцию по переводу "Героев" в три измерения можно считать успешной.

Несмотря на нынешнее обличье, бывалые игроки признают в игровой механике немало черт, характерных для одной из лучшей в линейке частей — HOMMIII. Не стоит беспокоиться, было оставлено только лучшее: армия существ пополняется еженедельно; монстры не разгуливают по карте, а сторожат ресурсы (выучивать новые не придется — по-прежнему в ходу золото, сера, кристаллы, камни, древесина, кристаллы и драгметаллы) и шахты; перемещаться можно только героям. Кстати, о них, любимых. Разработчики не стали реанимировать известные имена, обогатив историю мира меча и магии новыми. И не прогадали — все они получились яркими и запоминающимися. Чего не скажешь о подаче материала, ролики которого выполнены на игровом движке и откровенно разочаровывают, ярко демонстрируя угловатость моделей и не синхронизированную с речью мимику. А ведь можно было немного постараться и сделать игрокино на уровне заглавного и финального видеоряда. Хотя при нынешнем получении заданий это было бы проблематично — указания даются и изменяются непосредственно по ходу игры, поэтому единый при старте брифинг канул в Лету. Заглянув в папку с треками, можно обнаружить там более сотни качественных композиций от легендарного Роба Кинга. Однако большинство из них все же проигрывает музыкальному наполнению HOMMIII. Тягучие, неспешные мотивчики заставят не раз задуматься над регулировкой звука/музыки в меню опций. Атмосферность присуща лишь некоторым боевым маршам да "городскому" саунду — возникают ассоциации со звуковым оформлением предыдущих частей, которое было очень "правильным". С целью привлечения новых игроков и для закрепления знаний бывалых Nival пошел еще на ряд хитростей. К таковым стоит отнести последовательный отыгрыш шести кампаний за каждую из представленных сторон. Хотите примерить на себя обличье демона или закрутить интриги, уподобившись эльфам? Будьте добры узнать историю благородных сыновей и дочерей людей — сэра Годрика и герцогини Изабель.

Heroes of Might and Magic V

Если уж совсем невтерпеж, то можно прибегнуть к одиночным сценариям, где и опробовать все предоставленные на откуп фичи. Позволю, однако, заметить, что проходить все кампании интересно, хотя для читателей фэнтези подобные сюжетные повороты будут не новы и не станут чем-то из ряда вон. Что поделаешь: мельчаем, приближаемся к массовому игроку... Поначалу на такие мысли наталкивает не только сюжет, но и святая святых — пошаговые бои и облегченный интерфейс. Но обо всем по порядку. При сражении картинка смазывается и предоставляется возможность провести начальную рекогносцировку армии. Отрадное событие — по tactical mode мы уже давно соскучились. То, что гексы сменились квадратиками, некритично, но вот малоинформативность остро ощущается. Кроме всего прочего, появился такой параметр, как инициатива, формирующийся благодаря различным факторам (например, мораль) и определяющий последовательность ходов в линейке очереди. Значение его для атакующей стороны трудно переоценить, ведь теперь вполне реально уничтожить "медленных" врагов еще на подходе к основным силам. Поможет в этом деле и герой, который может не только нашептывать заклинания, но и разить мечом — строго в очередности хода, разумеется. Однако это лишь крайняя мера, ведь без толстой книжки с волшебными заклятиями не обойтись. Между прочим, последних стало меньше — некоторые были объединены в группы и для удобства разделены по типам магии. Каждый сможет найти свой путь к "геройской" славе: кто-то сделает ставку на "мирные" заклинания (не наносящие прямого урона врагу) — благословления и проклятия, ну, а природные разрушители не преминут вдарить по оппонентам метеоритным дождем или эффектным разрядом молнии. Скорость сражений заметно увеличилась, чему в немалой степени способствует активность подчиненных, то и дело получающих преимущество хода. Госпожа удача, напротив, стала очень даже предсказуемой — криты довольно часты и даже при неудачном исходе и последующей загрузке злополучного боя можно с большой долей вероятности предугадать "нестандартные" события.

Прокачка героев была значительно доработана за счет быстрого набора умений и способностей. За бортом остались проходные навыки, что сделало игру более простой даже для новоприбывших. Заветная экспа по-прежнему добывается в боях или находится в сундуках, ставя перед нашедшим выбор между деньгами или залогом на будущее. Материальное вознаграждение не будет лишним на первых порах при развитии своего города. Эта alma-mater всего сущего и обитель для любого героя стала еще красочнее, обладает неповторимой архитектурой (расовые признаки, конечно, имеются) и способна предоставить немало услуг. Почти все в городе как прежде: здесь производится наем героев и юнитов, строятся казармы и соборы, покупаются осадные машины и изучаются новые магические искусства. При наборе существ в армию самые наблюдательные заметят замену пикейщиков крестьянами, принципом которых стало "нас все равно больше". Рынок с постепенным укрупнением предлагает все более выгодные сделки, давая возможность ликвидировать нехватку особо дефицитного ресурса. Неожиданные услуги предоставляются в таверне: помимо принятия на работу новых персонажей, можно за определенную сумму узнать о силе врага и даже приоткрыть неисследованные территории. Возвращаясь к схеме города, посетую на то, что найти нужное здание порой довольно проблематично — стиль мегаполисов у каждой из сторон настолько разнится, что приходится прибегать к помощи меню. А это не всегда удобно и становится причиной лишних "мышедвижений". Выйдя из города, можно удостовериться в упразднении правой боковой панели — этой фирменной черте предыдущих частей сериала. Вместо нее теперь симпатичная "ромашка", распустившая лепестки функциональных кнопочек, которые, по замыслу создателей, должны решить все проблемы игроков. Выходит не всегда: все та же малоинформативность менюшек, спартанское изображение мини-карты и нерациональность использованного места. Но в целом пользоваться удобно — к горячим клавишам прибегать приходится изредка, а камера не имеет привычку шалить. Вынужденно осматриваешься лишь при путешествии по подземельям и при подозрении, что во-о-он за той скалой притаился неподобранный ресурс. Количество игрочасов мерно накручивает обороты — что поделаешь, даже при не самом медленном развитии на одну карту уходит от пары до восьми часов. В это трудно поверить, но даже при обходе уже исследованных локаций не приходится скучать — настолько потрясающе смотрится все вокруг. Осторожные и предусмотрительные игроманы могут смело добавлять еще пару часов сверху, ведь заполучить все шахты в свое владение и найти все артефакты, раскиданные щедрой рукой по картам, не так-то просто. Особо "вкусные" места прикрыты опасными противниками, которые не идут на компромиссы с превосходящей даже в разы армией. Не сказать, что AI бьется как зверь, но битвы проходят достаточно интересно. Виртуального болвана иногда губит излишняя осторожность или предсказуемость, но частенько недостаток качества компенсируется количеством.

Heroes of Might and Magic V

Предвидя нелестные возгласы хардкорщиков, скажу, что самое лучшее лекарство от скуки — только мультиплейер. Помимо привычных hot-seat'a и игры по локальной сети, имеется возможность организовать дуэль или попробовать силы в новом режиме — Ghost Mode. C первой, думаю, все понятно: определяемся с героем, выбираем одну из десятка карт и выясняем who is who. А вот последнее — исключительно плод фантазий разработчиков, успешность которого покажет только время. Помимо своего героя, игрок может получить в распоряжение призрака, способного совершать разного рода диверсии (захватывать чужие шахты, воровать ресурсы и даже противостоять в открытом бою). Найденные при своем ходе специальные камни позволят увеличить количество засланных казачков до восьми, что очень немало при возможности прокачивать "госта" и приобретать новые умения. К сожалению, "громкий" бета-тест не смог полностью вылечить вышедший проект, поэтому по ходу дальнейшего продвижения не раз встретятся мелкие баги, некритичные по своей сути, но оттого не менее досадные. Но давайте посмотрим правде в глаза: создать проект такого масштаба — нелегкая задача, ведь, помимо недопущения мелких ошибок, нужно сохранить верность традициям серии, угодить поклонникам таких полярных лагерей, как HOMMIII и HOMMIV… И с поставленной задачей "Нивал" справился на все сто, а упущенное будет обязательно исправлено в ближайших адд-онах.

Оценка: 8.
Вывод: Российский геймдев не посрамил тайтла мирового масштаба, оставив за собой право на дальнейшее сотрудничество с преданными игроками. Игра-сказка, которая без зазрения совести отнимает все свободное время и надежду на скорые дополнения. Впрочем, пока о них рано — изучаем новый старый мир, заигравший яркими красками и не растерявший былого очарования.

Антон Борисов

TBS Обзор № 78
Упоминаемые игры и серии: 
Heroes of Might and Magic

Zebrazavr

Яндекс.Метрика