Обзор Heavy Rain [КГ]

Posted by Lesmo on апреля 30, 2010 - 00:00

Жанр: интерактивный триллер, адвенчура.
Платформа: PlayStation 3.
Разработчик: Quantic Dream.
Издатель: Sony Computer Entertainment.
Похожие игры: Fahrenheit
Официальный сайт игры: www.heavyrainps3.com.

Вышедший в конце 2005 года Fahrenheit оказался не просто светлым лучиком надежды, а целым прожектором веры в то, что игры — все-таки искусство. На самом деле Quantic Dream не придумали ничего сверхъестественного, они просто заставили игроков поверить в реальность происходящего и дали понять, что незначительные решения героев повлекут за собой колоссальные последствия. Дэвид Кейдж, как говорится, проснулся знаменитым: никому не известная студия выпустила гениальный проект. Несмотря на некоторые неувязки в сюжете, разработчики решили повременить с сиквелом к Indigo Prophecy, если такой когда-нибудь появится, вместо чего стали работать над идейным продолжением Fahrenheit, но на этот раз избавившись от мистики в истории и сконцентрировавшись на главном — проработке персонажей и режиссуре.

Льет как из ведра
Обзор Heavy Rain [КГ]Четыре обычных на первый взгляд человека, никогда не встречавших друг друга ранее, идут по следу маньяка, на счету которого уже несколько жертв — мальчики до десяти лет от роду. И несмотря на то, что мотивы и пути у них совершенно разные, они связаны одной целью — вывести кровожадного убийцу на чистую воду и предотвратить дальнейшие убийства, ради чего готовы пойти если не на все, то на очень многое, залезая в самое пекло и ежедневно рискуя своей жизнью. Каждый герой — очень запоминающаяся личность, со своими проблемами, страхами и скелетами в шкафах.

Норман Джейден — молодой преуспевающий агент ФБР, который скрывает страшную тайну: он регулярно употребляет наркотики — и если кто-либо узнает об этом, то на карьере можно сразу же ставить жирный крест. Мэдисон Пейдж — журналистка, которая практически случайно ввязывается в эту историю. Скотт Шелби — бывший полицейский, а ныне частный детектив, нанятый родителями убитых мальчиков для расследования. И, наконец, Итан Марс — архитектор, от которого после гибели младшего сына ушли не только жена со старшим ребенком, но и, кажется, смысл жизни с изрядной долей везения. Несмотря на то, что вся четверка вроде как является актерами первого плана, Итану явно уделяется главное внимание, что, в принципе, и понятно: второго сына у него похитили, и ему пришлось «играть» с маньяком по прозвищу Мастер Оригами (так локализаторы обозвали Origami Killer), чтобы вернуть чадо. Герои рано или поздно пересекутся в сюжете, хотя совместных заданий практически не будет — все персонажи выступают одиночками.

Забавно, что геймплей и управление крайне незамысловаты, а все прелести игры завернуты в оболочку простой адвенчуры с элементами довольно примитивного экшена, представленного в виде обычного Quick Time Events. Сперва даже может показаться, что основная задача игрока — вовремя нажимать на кнопки и изредка трясти джойстиком. По сути, так оно и есть, но необходимо учитывать, что каждое действие несет за собой непоправимые последствия. Трудно представить масштаб проделанной работы сценаристов, ведь может случиться так, что вы не узнаете, кто же на самом деле тот самый маньяк, не говоря уже о том, что далеко не все герои могут дожить до финала. Нам надо совершать множество очень важных действий, которые сильно влияют на дальнейший ход событий, и даже какой-то вроде бы незначительный поступок напрямую воздействует на сюжет. Поэтому проходить игру можно самыми разными способами, и каждый раз мы увидим что-то новое и уникальное, а перед глазами предстанут разные концовки или ранее невиданные сюжетные эпизоды. Значение имеет любая деталь, будь то потрескавшееся стекло или даже мелкий шорох. Даже то, возьмете ли вы коробочку с таблетками и найдете ли незначительную на первый взгляд улику. Каждую сцену можно проходить десятками способов, раз за разом узнавая какие-то мелкие детали, а все ответвления реализованы на одинаково высоком уровне.

Персонажи проработаны так, будто они герои психологического триллера, а не игры. Даже Мастер Оригами, как выяснится, не простой мясник с топором и в майке-«алкоголичке», а крайне осторожный профессионал, которому не дает покоя давняя душевная травма. Сюжет драматичный и взрослый, он рассказывает не только об опасном приключении героев, но и о жизни простых людей, их взаимоотношениях и чувствах. Их страхи и радости, личные проблемы играют не только декоративную роль. Наблюдать за переживаниями ключевых персонажей здесь — часть игрового процесса. Игра пытается увлечь зрителя так, чтобы он испытывал эмоции как от просмотра настоящего фильма, сочувствовал персонажам, волновался вместе с ними, и стоит признать, что получается это у нее отменно.

Несмотря на кажущийся примитивным игровой процесс, Quantic Dreams добились главного — постоянного чувства контроля над персонажем. Чтобы выполнить совершенно необязательное действие, нужно приложить физическое усилие игроку, а когда дело доходит до какой-нибудь перестрелки или погони, то кнопки приходится нажимать с бешеной скоростью. Отныне QTE отвечают не только за действия, но и за мысли героев, причем одним-двумя словами, на манер реплик из Mass Effect. Но разработчики пошли гораздо дальше. Когда персонаж находится у себя в квартире, мысли почти «неподвижны» и выбрать нужный пункт не составит труда — времени на раздумья много. Но если нужно в кратчайшие сроки принять важное решение, то слова мельтешат так, что порой ничего не разобрать. Таким образом разработчики ясно дают понять, в каком психическом состоянии находится персонаж. Это как в реальной жизни: когда требуется моментально что-то решить, то руки трясутся, а человек мечется от одного варианта к другому, продумывая все на ходу, что приводит к настоящей путанице в голове.

Кто вы, мистер Оригами?
Хоть игра и выступает в жанре интерактивного триллера, экшен-сцен здесь тоже хватает с лихвой. Причем даже привычные Quick Time Events заметно преобразились. Теперь нам надо не просто нажимать на высвечивающиеся посередине экрана кнопочки. Отныне каждый значок, появившийся на определенном предмете, отвечает за определенное действие в игре — назвать эту часть геймплея мини-игрой теперь язык не поворачивается. К примеру, если во время драки значок квадрата высветится на бутылке, то при нажатии этой кнопки герой схватит эту бутылку и ударит врага по голове, а если данную кнопку пропустить, то персонаж просто побежит в другую сторону, не обратив на данный предмет никакого внимания. Трудно описать, как начинает стучать сердце, когда на экране появляется сразу несколько значков, находящихся на разных предметах, и именно от нас зависит, как поступит герой в целях своего спасения, что, конечно, тоже повлияет на дальнейшие события сюжета.

Причем, несмотря на отсутствие сверхспособностей у персонажей, нас ждет уйма зрелищных сцен. Здесь и побег от спецназа, и погони на автомобилях по встречной. Конечно, это как вам заблагорассудится: многое можно предотвратить, сделав из Heavy Rain вдумчивое детективное кино без намека на перестрелку или погоню. Вся прелесть игры в том, что здесь мы отыгрываем роль куда лучше, чем в RPG, несмотря на жанр. Кем в конечном итоге окажется тот или иной герой, зависит от ваших решений, а действуем мы, разумеется, так, как поступили бы в реальной жизни. Станет ли Джейден окончательным наркоманом — или избавится от этой зависимости? Спасет ли Итан сына — или все же не решится пойти на серьезную жертву даже ради своего ребенка? И кто же, в конце концов, Мастер Оригами? Правда, с последним пунктом разработчики несколько ошиблись. Первые несколько часов игрок строит невероятные догадки, подозревает всех персонажей, затем некоторые герои узнают или догадываются о том, кто на самом деле маньяк, но нам этого не оглашают. А когда дело доходит до правды, остается чувство, что нас просто-напросто оставили с носом — все оказалось ну настолько просто, что даже не интересно, почему именно этот человек является убийцей, хотя его мотивацию в какой-то степени можно понять. Плюс — некоторые совсем уж незначительные неувязки в сюжете, которым половина игроков не придаст значения. По сути, это все, к чему действительно можно придраться — остальное просто идеально.

Стили игры за каждого персонажа пусть незначительно, но различаются. Самыми динамичными получились этапы за Джейдена, который постоянно попадает во всевозможные передряги. У него есть IT-набор, состоящий из очков и перчатки. Это значительно облегчает поиск улик и их анализ: достаточно подойти к объекту — и тут же появится вся информация о нем. Затем позволяется провести более подробный разбор найденных улик и решить, что имеет отношение к делу, а что так, почти неважно. Эпизоды за Итана делают ставку на психологию, тем самым подмечая слоган Heavy Rain: «На что вы способны пойти ради тех, кого любите?». Шелби же действует более спокойно и расчетливо, не опасаясь угроз со стороны очень влиятельных людей, с которыми придется столкнуться, но и ему пару раз придется воспользоваться табельным оружием. На этом фоне сцены за Мэдисон получились какими-то блеклыми и невыразительными, хотя образ героини вроде как выписан не хуже остальной троицы.

Интересно, кстати, что Quantic Dream позволили себе сделать едва заметные отсылки к своему предыдущему проекту. В Fahrenheit был показатель температуры, теперь в начале каждого эпизода видно количество осадков, что имеет важное значение: чем больше воды, тем меньше жить осталось Марсу-младшему, ведь маньяк предпочитает топить жертвы в дождевой воде.

Чтобы сохранить реалистичность происходящего, без превосходной графики не обойтись. И в этом плане Heavy Rain выступает чуть ли не на одном уровне с Uncharted 2, хотя сравнивать эти проекты немного некорректно. Лицевая анимация и погодные эффекты здесь однозначно лучше, да и наличию действительно правдоподобной толпы конкурентам остается лишь завидовать, но окружение и детализация после Uncharted 2 удивить не способны. В принципе, это понятно: главная задача QD — рассказать жуткую и в то же время захватывающую историю, показать живых персонажей, и они с этим справились. Лица героев получились невероятно естественными, причем разработчики будто бы специально хвастаются своими достижениями в области анимации и жестов: во время загрузок персонажей нарочно показывают крупным планом, чтобы игроки вдоволь полюбовались каждым прыщом на лице героя. А дождь, идущий на протяжении всей игры, великолепен: одежда становится мокрой, по стенам зданий стекают потоки воды, да и сами герои тоже могут от него пострадать — Норман, к примеру, может натуральным образом простудиться. Порой даже монитор действительно хочется протереть, дабы убедиться, что капли точно текут по ту сторону экрана.

Quantic Dream все-таки сделали это. Революцию, настоящую, неподдельную. Это нечто особенное, совершенно уникальное. И хотя вся игра состоит из давно проверенных приемов и работает по старой схеме, именно за ней будущее жанра. Heavy Rain показывает, какими должны быть игры в дальнейшем: вариативными, с проработанными персонажами, великолепной графикой и заставляющими задуматься. Если начать придираться, то несколько недостатков здесь наберется: у некоторых игроков были проблемы с зависаниями и падением fps, некоторым не понравится обилие QTE, да и сюжет, несмотря на проработанность, получился несколько непродуманным. Но как только вы сядете «на пять минут — посмотреть, что за оно», гарантированно придете в себя где-то к середине финальных титров — игра держит мертвой хваткой от начала и до конца. Если разложить Heavy Rain на отдельные компоненты, то красная отметка ей — 9.5, но, сложив все вместе, мы получаем действительно идеальный проект.

Плюсы:
· отличный сюжет;
· «живые» персонажи;
· лучшая лицевая анимация;
· вариативность;
· необычное управление;
· оригинальный геймплей;
· инструкция по сборке оригами во время установки.

Минусы:
· сюжет может показаться натянутым.

Оценка: 10.0.

Вывод:

Идейное продолжение Fahrenheit получилось лучше предшественника абсолютно во всем: максимально реалистичная история, правдоподобные персонажи и потрясающая лицевая анимация. Дэвид Кейдж и его команда сумели удивить всех: каждая сцена вызывает сильные и разнообразные эмоции, от настоящего страха до неподдельного восторга, а инновации, внесенные разработчиками, превращают простую, казалось, адвенчуру в совершенно новый игровой жанр. Но это не главное, ведь качественный сюжет в видеоиграх в наше время все-таки довольно редкое и выдающееся событие, пропустить которое не имеет права никто.

Диск предоставлен магазином «Геймпарк», www.gamepark.shop.by

Станислав Иванейко, Алексей Пилипчук

adventure Обзор №124
Упоминаемые игры и серии: 
Heavy Rain
Яндекс.Метрика