Обзор Hearts of Iron II: Doomsday

on июля 30, 2006 - 00:00

Жанр: глобальная стратегия
Разработчик: Paradox Interactive
Издатель: Paradox Interactive
Количество дисков: 2 CD
Похожие игры: Hearts of Iron I-II, Red Alert
Системные требования: Pentium III 800 MHz, 128 Mb RAM, 16 Mb 3D Video Card, Sound Blaster Compatible Sound Card, 1.2 Gb Hard Disc Space
Локализатор/ издатель: snowball.ru/ "1С"

РHearts of Iron II: Doomsdayазработчики из шведской Paradox Interactive любят свои проекты и стараются всячески их поддерживать, продляя им и без того долгую жизнь. Оригинальная версия Hearts of Iron II была страсть как хороша, но поклонники глобальных стратегий желали большего — продолжения истории, начала открытого противостояния СССР и США, возможности переписать ход событий после Второй мировой. Во второй части о таком можно было только мечтать, ведь финал наступал сразу после капитуляции Японии. И вот теперь масштабное дополнение, в котором "парадоксы" дали волю воображению, а отечественная snowball.ru оперативно предложила нам познакомиться с результатами в "День Победы II. Новая война". Об этом-то адд-оне мы сегодня и поговорим.

Сразу же после установки и запуска игры ветераны глобальной стратегии облегченно вздохнут — интерфейс не претерпел значительных изменений, оставшись таким же функциональным и интуитивно понятным. Список кампаний обогатился на одну единицу, пополнение наметилось и в разделе одиночных сценариев. Окунувшись вглубь игрового процесса, замечаешь появление закладки "Разведка", увеличение древа технологий и приход новых исторических личностей. Но все эти штрихи становятся заметны лишь спустя какое-то время, в целом же — все узнаваемо, что не может не радовать, ведь такому эргономичному и информативному интерфейсу позавидует любой другой проект данного жанра. Впрочем, конкурентов на ниве глобальных стратегий пока не предвидится — Hearts of Iron уверенно чувствует себя и не перестает радовать своих адептов.

Временные рамки адд-она берут свое начало в октябре 1945-го года, а конечной датой стало первое января 1954-го. Если перейти от чисел к знаковым событиям, то можно сказать, что события развернуться аккурат после подписания договора о капитуляции японским императором и вплоть до смерти Сталина, ознаменовавшей переход мира в новую эпоху. Что ж, вполне логично: без малого десяти лет должно хватить для нового конфликта, а перебор со временем создавал бы впечатление незавершенности картины. Кому и этого временного отрезка будет мало, может начать с чистого листа, то есть с 1936-го года, закалившись во Второй мировой и лишь потом ввязаться в "Холодную войну". Запомните, Hearts of Iron II — это не тот проект, где игрока связывают по рукам и ногам строгим следованием по предначертанной дорожке. Здесь история зависит только от нас.

Hearts of Iron II: Doomsday

Обласканный предрелизными анонсами и сладкими обещаниями разработчиков, спешу в меню одиночных сценариев: именно там можно отыграть арабо-израильский конфликт и встать у руля Северной Кореи. Увы и ах, но такие здесь не живут — трудно сказать, что заставило авторов стратегии отказаться от столь злободневных тем: обоснованные опасения гнева официальных правительств или просто банальная нехватка времени. Однако компании Paradox не привыкать к анафеме и общественному порицанию — власти Китая и Кореи объявили табу на продажу оригинальной части на своих территориях. Но в этот раз девелоперы предлагают СССР объединить усилия с США против Японии в операции "Снегопад". Сделать это, кстати, не так просто: устроить вторую Хиросиму недозволенно, поэтому придется изрядно попотеть.

Но вернемся к самому главному, кампании, которая получила название "Новая война". Еще не отдышавшись как следует после борьбы с фашизмом, силы западных союзников хотят нахрапом захватить весь мир. Началом станет поднятие в воздух американских бомбардировщиков "В-29" с турецких аэродромов и последующий курс на стольградную Москву. Как после такой агрессии остаться в стороне? Путей к победе масса, а появившаяся в адд-оне автоматизация экономической составляющей способствует сосредоточению именно на боевых действиях. Теперь достаточно грамотно расставить приоритеты в соответствующих отраслях — все остальное поумневший AI сделает за вас. Кстати, с виртуальным болваном стало интереснее играть — он намного больше внимания уделяет тщательной подготовке к затяжному конфликту, перестал использовать тупой раш при атаках и весьма эффективно выбирается из окружения. Однако это не значит, что недостатков в кремниевом интеллекте нет вовсе: по-прежнему в силе остается заманивание оппонента в засады с последующим планомерным уничтожением военных частей; все так же жалко выглядит дипломатия, которая стоит, скорее, для галочки — договориться о взаимовыгодном сотрудничестве неимоверно сложно и вложенные усилия частенько не окупаются.

 

Hearts of Iron II: Doomsday

Впрочем, своеобразная замена дипломатии видится не только в мультиплеере (хотя такого варианта, конечно, нельзя исключать), но и в закладке "Разведка". Добросовестные шпики обходятся недешево, зато вполне реально подорвать международный авторитет противника, убить ключевого министра, саботировать промышленность, а то и украсть секретные чертежи, основательно сэкономив на развитии соответствующих технологий. Хотя свет клином не сошелся на активных действиях — можно временно засекретить своего агента, приказать работать ему под прикрытием. Такой подход даст постоянно пополняющиеся сведения о численности войск врага, поможет раздобыть сведения о ведущихся исследованиях и состоянии промышленности. Шансы на успех крупной операции невелики, но игра определенно стоит свеч. В случае провала задания, государство лишится своего человека и доли доверия как со стороны мирового сообщества, так и отдельной страны, против которой действовал рыцарь плаща и кинжала. Кто предупрежден — тот вооружен, поэтому не стоит удивляться, если после исследования атома и водорода американцы неожиданно "удивят" бомбой, свалившейся на головы русских. Так как содержание разветвленной агентуры обходится недешево, внедрить шпионов во все страны не удастся. К тому же не стоит забывать о контрразведке, предотвращающей аналогичные действия извне. Комбинация этих двух компонентов принесет максимальный результат.

Вообще, технологии далеко шагнули вперед в дополнении, обогатив стратегию такими известными продуктами военного сектора, как вертолеты, сверхзвуковые самолеты, атомные подводные лодки и ракеты класса "земля-воздух". Однако не стоит думать, что сброс ядерной или водородной бомбы окончательно решит исход войны в вашу пользу — урон будет велик, но не фатален. Лавры достанутся лишь тому, кто сумеет сбалансировано подобрать свои войска, выбрать слабые места в обороне противника и поставить себе на службу международное мнение. К сожалению, на мировое господство рассчитывать не приходится — времени катастрофически не хватает, Doomsday заканчивается строго на 1954-м годе и несбыточная мечта о властелине всей Земли так и остается мечтой. Те, кто не ищет легких путей, может поставить не менее трудные задачи — попробовать сыграть Польшей, например, и вывести ее на такой уровень, чтобы с ней все считались. В свете ожесточенной борьбы двух мировых титанов (СССР и США) и незавидном географическом положении осуществить задуманное непросто.

Но даже отказавшись от каких-либо активных действий, в стороне остаться вряд ли удастся — игровая вселенная живет своей жизнью, страны заключают пакты и договора, войска постоянно дислоцируются из одного места в другое, а самые видные умы времени делают важные открытия. Кстати, со случайными событиями не все так гладко — мало того, что их мало, так еще возникают ситуации, когда после ликвидации агентом важного лица эта фигура значится в описании произошедшего события. Так что это получается? Не того убили? Или компьютерный разум настолько велик, что известные люди пользуются двойниками? Не стоит копать глубоко, ведь ответ будет достаточно тривиален — это баг, случайно прошедший мимо тестеров Paradox Interactive.

Hearts of Iron II: Doomsday

Согласно законам военного времени, статистику о других странах получить непросто. Ожидание точных сведений, отражающихся в круговой диаграмме, может затянуться на недели, а если поставить себе цель сравнить пяток-другой стран, то придется изрядно поднабраться терпения. Вот такая своеобразная дань реализму, к которой поначалу непросто привыкнуть. Зато к чему привыкаешь моментально, так это к графике и озвучке, которые практически не претерпели изменений со времен второй части Hearts of Iron II. Пополнился список портретов известных людей, в сфере науки появились новые экспонаты, но даже взрыв ядерной боеголовки не способен вызвать восторженного "вау!". Ладно, не за этим пришли.

Зная креативность некоторых поклонников серии, господа разработчики приготовили знатный сюрприз — редактор, позволяющий добавлять в игру недостающие случайные события, новые личности и прочее, что обязательно хотелось бы расширить и увеличить. Думаю, благодаря такому реверансу коммьюнити поклонников пополнится новыми именами, которые не преминут поделиться своими стараниями с остальными игроками. Разобраться в редакторе, признаюсь, не так-то просто, но тот, кто ищет, обязательно найдет.

Оценка: 8
Несмотря на немногочисленные добавления к качественной глобальной стратегии, дополнение вправе претендовать на отдельное издание. Этому способствует отнюдь немаленький временной отрезок в без малого десять лет, густо распустившееся древо технологий, появление характерных для своей эпохи спецслужб (КГБ и ЦРУ), а также функциональный и полезный редактор, позволяющий воплотить в жизнь смелые задумки. Поклонникам серии Hearts of Iron — не пропускать ни в коем случае, остальные же могут обратить внимание на адд-он хотя бы потому, что "Холодную войну" можно изменить до неузнаваемости.

Антон Борисов

Глобальная стратегия Обзор № 79 Hearts of Iron

Яндекс.Метрика