Обзор Halo 4
Десять лет линейка Halo находилась в руках Bungie, которая, собственно, и дала жизнь данной серии. За это время разработчики представили на наш суд три номерные игры, одно самостоятельное дополнение (Halo 3: ODST), и один приквел (Halo: Reach), после чего умыли руки. Мол, наш десятилетний контракт с Microsoft закончился, и все, что хотели сказать о серии Halo – мы сказали. Однако и ежику понятно, что только безумец закроет такой сериал, как Halo.
Сериал, обладающий собственной вселенной, сравнимой по масштабу со Star Wars и Warhammer 40.000. Сериал, приносящий сотни миллионов долларов дохода. Сериал, у которого легионы поклонников по всему миру – и эти поклонники требуют продолжения.
Так что Microsoft просто привлекла к развитию линейки другую команду – студию 343 Industries. Сначала новички «потренировались», выпустив к десятилетию бренда проект Halo: Combat Evolved Anniversary. А теперь настал черед новой игры – Halo 4, открывающей вторую трилогию в знаменитом семействе.
Дежавю
Ох, как же сильно новые разработчики Halo боятся экспериментировать! Похоже, главной целью 343 Industries при создании Halo 4 было «не навреди» - настолько скрупулезно воспроизводят они в новой игре наработки предыдущих частей. Даже начинается квадриквел так же, как и первая часть серии – Мастер Чиф вылезает из капсулы криогенного сна и идет разбираться, что вообще такое вокруг происходит. А вокруг, как обычно, веселыми стайками носятся ковенанты, плюс на горизонте вырастает зловещий силуэт древней планеты Реквием. Чуть позже остатки корабля Мастера Чифа падают на планету, где его только и ждут драки. И не только с ковенантами, но и с новыми врагами – воинами расы Предтеч. Конечно же, возглавляет их новая страшная угроза – полководец Дидакт, о котором мы ранее только слышали в играх серии Halo, но не видели его живьем. И снова – подвиги, битвы, спасение Вселенной. Разве что второстепенный сюжет с безумием Кортаны еще развлекает дополнительно, но это лишь неплохая добавочка к основной сюжетной линии, и не более.
Хотите эпика? Так вот вам Halo 4. Тут есть битвы с участием новых спартанцев, которых ведет в бой храбрый Мастер Чиф. Есть самая разная боевая техника, как человеческая, так и ковенантская. А уровни с участием шагающего робота и здоровенного «Мамонта» наверняка запомнятся вам надолго. Есть большая битва ковенантов с Предтечами, причем и те, и другие в ходе побоища выступают вашими врагами, не забывая лихо кромсать друг друга. Только все эти, без сомнения, грандиозные сцены разбавлены довольно однообразной мясорубкой с расстрелом в одиночестве толп инопланетян. Нет, зрелища в игре хватает, но наряду с ним и унылых коридорных перестрелок также более чем достаточно.
Кстати, Предтечи, энергетические существа, малость разочаровывают. Того многообразия воинов, что наблюдается в расе ковенантов, Предтечи не признают. Есть шустрые «собачки», которые по большей части вооружены пистолетами и обожают карабкаться по вертикальным поверхностям. Есть двуногие «рыцари» и прикрывающие их летающие дроны, которые умеют как убивать врагов, так и оживлять соратников. И – пока все. К сожалению, разработчики слишком быстро «слили» третью сторону конфликта с ковенантами – а было бы интересно в течение всей игры наблюдать за трехсторонними баталиями.
Сюжет очень пафосный. Блокбастерный, сравнимый с кинокартинами про трансформеров и последними игровыми проектами ААА-категории. Довольно часто мы куда-то бежим, что-то делаем, добываем, защищаем, прорываемся. Экшена достаточно, а фирменные свободные пространства делают битвы еще и «умными». Пафоса придает и шикарная оркестровая музыка, написанная композитором Нилом Дэвиджем, работавшим ранее с Massive Attack.
Проблема лишь в том, что сюжет в то же время и «пластмассовый». Разработчики из 343 Industries в очередной раз перетасовали старые элементы. И ни новых харизматичных персонажей, ни эффектных поворотов с неожиданными предательствами; даже держать в напряжении игрока местному сторилайну не удается.
Вместе с тем, вселенная Halo весьма неохотно принимает новичков. Казалось бы, вот он, подходящий момент для того, чтобы обновить игровой мир – прежние разработчики ушли, новые только-только приступили к работе. Творите вовсю, привлекайте под знамена новых геймеров! А 343 Industries вместо этого осторожно продолжает оригинальную трилогию. Если вы играете в первый раз – вы не поймете многого из того, что происходит в Halo 4. Со временем, возможно, разберетесь, что тут и к чему, если, конечно, мир захватит настолько, что захочется пройти сюжетную кампанию до конца. Но в целом, стоило разработчикам все-таки сделать сиквел более дружественным к «молодой крови». С другой стороны, у вселенной Halo сейчас миллионы фанатов по всему миру – и вот они-то продолжению полюбившейся истории как раз будут рады, плюс и все отсылки к предыдущим играм наверняка придутся им по сердцу.
Прелестные картинки
Halo 4 выглядит великолепно – с этим спорить не приходится. Причем разработчики постарались угодить игрокам, сделав локации максимально разнообразными. Вот мы воюем с ковенантами в коридорах космического корабля, а через какое-то время – уже сражаемся в джунглях, или среди скал, или в коридорах величественных строений, оставшихся от Предтеч. И каждый уровень «вылизан» до блеска, заметно, что создатели Halo 4 с большим вниманием подошли к созданию мира. Локации по-прежнему изобилуют возможностями для флангового обхода противников, они большие, и, в некоторых случаях, «вертикальные». Только вот разрушаемых объектов окружения на уровнях маловато. А ведь возможность разнести все к чертям во время перестрелки наверняка добавила бы азарта.
Вместе с локациями улучшились и модели персонажей. Причем 343 Industries максимально аккуратно перенесла ковенантов из прошлых игр, они по-прежнему смешно болтают друг с другом. Яркие краски, диковинные механизмы – само шоу получилось высшей пробы, стоит поблагодарить разработчиков за старания.
Не важно, кто ты в жизни – здесь все мы «спартанцы»
Смотреть на кооперативное прохождение сюжетной кампании, в котором каждый игрок одновременно является Мастер Чифом, немного странно. Все-таки в нынешних реалиях разработчики стараются подходить к «кооперативу» более серьезно. Впрочем, творение 343 Industries реабилитирует дополнительный сюжетный совместный режим, который разработчики планируют скармливать нам в сериальном стиле, выкладывая новые эпизоды в Сеть. В этом режиме мы отыгрываем роли новых солдат-«спартанцев», выполняющих различные миссии на планете Реквием.
Имеется в Halo 4 и традиционный соревновательный мультиплеер. Он хорош так же, как и в былые годы, и предлагает тренировочные сражения между «спартанцами» на борту гигантского космического корабля «Бесконечность». Отличный выбор оружия, продуманные игровые локации, обилие техники из сюжетного режима, а также паразиты «Поток» (режим Forge), которых разработчики не включили в «основную» кампанию – все это ждет вас в мультиплеере Halo 4.
Радости
- Отличная фантастическая вселенная
- Зрелищные битвы с участием техники
- Великолепная картинка
- Разнообразные, красивые локации
- Прекрасный мультиплеерный и «сериальный» режим
- Шикарный пафосный саундтрек
Гадости
- Малое количество нововведений
- Множество «коридоров»
- Откровенные цитаты из предыдущих игр
- Банальный сюжет
- Раса Предтеч представлена лишь тремя видами врагов
Оценка: 7.5
Вывод
Перерождение одной из самых известных фантастических вселенных состоялось. Halo 4 увидела свет, и, пускай она и не лишена некоторых недочетов, новые разработчики демонстрируют, что в целом могут держать ту планку, которую задала Bungie. Все-таки хочется пожелать 343 Industries не бояться экспериментировать. Любая игровая вселенная должна развиваться, если этого нет – она умирает. Вселенная Halo еще не мертва, но пока и не шевелится – лишь сурово и непоколебимо стоит на одном месте. Пора двигаться дальше.
AlexS
Взгляд с высокой колокольни
Несколько лет назад свою рецензию на Halo: Reach я закончил такой фразой: «Так не лучше ли было бы остановиться на этой высокой, памятной ноте, и оставить историю законченной?». Право слово, после тех эмоций, что подарила битва за Рич от лица безымянного спартанца Noble-6, ждать полновесную четвертую номерную игры было натурально страшно. Microsoft, большие бюджеты, рекламная кампания шире некуда — вот все хорошо, но червь сомнения все же точил. И, как оказалось, абсолютно зря.
Коллега AlexS высказался по поводу «не навреди» — отчасти верно, но в то же время парни из 343 Industries соблюли еще одну важную заповедь, про «в чужой храм со своим уставом не ходят». Даже не Anniversary, а именно Halo 4 стал для них экзаменом, пропуском в мир игры, и потому сейчас разработчикам было важно дать понять, что серия в надежных руках, и все самое светлое из прошлых частей не канет в Лету. И за это им — высший балл. Методично, один за другим, они цитируют целые эпизоды из предыдущих частей, оборачивая их в совершенно великолепную графическую обертку и подкрепляя чудесной музыкой. И это не повод ругать разработчиков. Те нововведения, которых всем хочется — они будут, обязательно, только позже. Потому что сейчас именно 343 Industries является настоятельницей храма Halo, и теперь в таланте студии сомневаться не приходится. Так держать, парни.
Алексей Апанасевич