Обзор Half-Life: Alyx
Жанр: шутер-головоломка.
Разработчик и издатель: Valve.
Платформы: ПК.
Минимальные системные требования: Win 10, Core i5-7500 или Ryzen 5 1600, 12 ГБ ОЗУ, GTX 1060 или RX 580 с 6 ГБ, устройство виртуальной реальности.
Возрастной рейтинг: 17+.
Виртуальная реальность пришла в наш мир сумасшедшим аттракционом на игровых выставках, где полчаса стояли в очереди ради минутного головокружительного полета. Многих действительно укачивало, глаза уставали – но создатели киберпанковских устройств не сдавались. К очкам добавили ручные контроллеры типа PS Movie и камеру как в Kinect – и вот уже все тело игрока перенесено в виртуальную реальность. Фантастика? Будущее? Не так все просто.
Топовые производители игр проявили дремучую тупость, пару-тройку хитов портировали под VR – и на том творческий запал иссяк. Раздалось: «Разве у вас нет смартфонов, парни?» – и конвейер продолжил клепать римейки да сериалы. Нашлись эксперты и среди «хозяев мнений», мол, VR – это типа пистолета из NES, никому оно не надо. Что не мешало тем же людям сетовать на 15-летний застой в геймдизайне.
Глядя на мрак в умах, Valve наконец не выдержала, нарушила обет не-деяния и расчехлила свою самую козырную игровую серию – Half-Life. И спокойно так, с достоинством совершила революцию.
Про Half-Life: Alyx нужно крепко понять главное: в нее играйте только на VR-устройстве. Если вы видели на Youtube прохождение – вы ничего не видели. Если вы запустили на обычном компе – вы также ничего не видели. Не обманывайте себя: Alyx сделана так, чтобы крутить во все стороны головой, сознавая себя маленьким человечком в огромном мире. И крутить предметы в руках, догадываясь, как их использовать. Стоит заменить все ручные манипуляции одной кнопкой – от игры ничего не останется. Так что берите напрокат шлем, отправляйтесь в клуб («ВР» передает привет клубу U-ViW) и добро пожаловать в Сити-17!
Мы в теле Аликс Вэнс переносимся за пять лет до Half-Life 2. Альянс еще не вошел в полную силу, на экраны не транслируется доктор Брин, но Сопротивление уже окопалось среди полуразваленных домов. Всю дорогу будет сопровождать чувство, что руины – какого-то советского города, и дело даже не в надписях на русском, а в предметах интерьера, моделях машин, по-особому грязных подъездах и сизых голубях на крыше. Погружение – 300%. Не хватило только русской озвучки.
Аликс спасается из автозака Альянса, затем отправляется на помощь отцу, которого везут в Нова Проспект, и для этого заручается поддержкой вортигонтов. Последние взамен просят разрушить некую летучую крепость, что висит над городом – но в самой крепости Аликс ждет большой сюрприз. Сюжет динамичный, но короткий, и вообще не зря спидранеры прошли Half-Life: Alyx за полчаса. Игра не томит долгими коридорными уровнями или сотнями врагов. Едва освоитесь в новой механике или поймете суть очередного препятствия – вам предложат двигаться дальше.
Стрельба в VR и проще, и сложнее. У вас больше угол обзора, быстрее реакция, но и целиться приходится не крестиком на экране, а совмещая прицел и мушку. Различная оптика упрощает задачу, но тут новые сложности. Во-первых, играть в VR страшно, ведь хэдкраб прыгает буквально вам на лицо. Во-вторых – перезарядка. Попробуй в огне битвы накидать в дробовик патронов по паре штук и передернуть затвор – поначалу ищешь укрытия. Правда, Half-Life: Alyx здесь идет навстречу и не грузит сложными перестрелками с первых минут. Противники показывают классный AI только ближе к концу и только на высоких сложностях.
В арсенале всего три ствола: пистолет, дробовик и автомат. Однако для каждого имеются апгрейды. Например, пистолет с обвесами стреляет короткими очередями и вмещает 15 патронов, а из дробовика можно стрелять гранатами. Ради улучшений приходится по всем закоулкам искать специальный лут – «смолу». Для этого нередко выполнять мини-задачки на догадливость, опять же связанные с управлением через VR. Ничего сложного: присесть и открыть шафчик, пошарить среди хлама на полках или выковырять ценную вещь сквозь прутья решетки. На руках Аликс магнитные перчатки, что ускоряет темп игры: не обязательно к каждой вещи подходить вплотную. Но, опять же, чтобы успешно ими пользоваться, нужна ловкость рук.
Помимо стрельбы и манипуляций с предметами Аликс взламывает замки и чинит проводку. Взлом – это головоломки, вроде «соедините точки», только и здесь напоминают, что мир не плоский, а руки у человека две. С проводкой интереснее: с помощью мега-отвертки Аликс осматривает стены и подкручивает оборванные контакты. Просто? До тех пор пока провода не проходят через разные комнаты, под потолком, а стены не уставлены шкафами и не облеплены взрывоопасной плесенью.
Но и помимо игр с VR уровни Half-Life: Alyx не лишены выдумки. Пару раз нужно прятаться от неубиваемого босса, в одной локации все взрывается от неосторожного выстрела, в другой темно (а фонарик у Аликс в руке, а не на лбу), в третьей – ядовитая пыль, и нужно зажимать рот рукой. Транспорта, да и в целом скоростных уровней нет. Игра в принципе рассчитана на не очень привычного к VR пользователя, поэтому щадит. При обычном управлении, конечно, не хватало бы динамики, но в VR забавляют сами ощущения: бросаешь гранаты, крутишь вентили, забираешься по лестницам – и так еще сотня разных движений.
Окружение интерактивное, не менее чем в Half-Life 2. Многие предметы стоят ради фана, но и с ними можно что-то сделать (почитать газету, допустим). Прибавьте к этому, что графика на уровне лучших современных игр, и даже проходные локации полны деталей. То есть вы пробегаете не просто мимо бетонных стен абстрактного подвала, а через кухни и спальни, зоопарк, отель, метро, прачечную, даже через спиртзавод, где кругом бутылки – и все это выглядит так натурально, будто вчера здесь жили люди (правда, откуда у этих людей «смола» и столько патронов – неясно). И конечно постоянно что-то ломается, проваливается, вы сами что-то активируете – интерактивности не меньше, чем было в серии всегда. А в отдельных постановочных моментах рушатся целые здания или через Аликс перешагивает трехногий страйдер.
При этом Аликс не молчунья, в отличие от Гордона Фримена. Ее мысли вслух подчеркивают атмосферу, а собеседником героине служит двинутый изобретатель Рассел. Он напоминает Уитли из Portal 2, а весь поток забавной фоновой болтовни служит заодно подсказками и напоминает, что не вся жизнь Сити-17 вертится вокруг нас.
Half-Life: Alyx полна сюрпризов, которые даже в целом сложно перечислить. Ведь последняя игра в этой вселенной вышла очень давно, и потому круто даже просто встречать знакомых монстров или рассматривать панорамы, которые точно «как в Халфе». Одновременно в самокопировании Valve не обвинишь: есть и новые враги, и непривычный взгляд на вселенную. Временами больше в S.T.A.L.K.E.R, временами – в Dishonored.
Несколько по-разному игра воспринимается в зависимости от управления. Лучше всего играть стоя, двигаясь стиком, а осматриваясь головой. Но стоя устаешь, а если сидеть, то за повороты отвечает второй стик – все еще нормально, но уже приходится мириться с неплавной камерой. Движение телепортами превращает видеоряд в сплошные рывки, а в битвах делает Аликс неуязвимой – половина впечатлений при таком управлении теряется. Лучше уж понизить сложность на первом прохождении, чем испортить себе игру подобными упрощениями.
Радости:
- Интерактивность благодаря максимальному использованию VR.
- Мир Half-Life, привычный и незнакомый.
- Задачи, виды опасностей динамично меняются.
- Современная графика.
- Остроумные диалоги.
Гадости:
- Нужно иметь VR-устройство.
Оценка: 10
Вывод:
В Half-Life: Alyx можно играть и на мониторах, но это будет как Doom с видом сбоку. Здесь одинаково важно и полное погружение, и многообразие доступных действий. Конечно ощущается, сколько еще возможностей можно добавить в такой виртуальный шутер: холодное оружие, транспорт, а может и портальную пушку. К счастью, официальный редактор уровней от Valve уже в разработке.
Благодарим клуб U-ViW за предоставленное для игры оборудование
Anuriel