Обзор GTA 4

Posted by Джонсик on июня 30, 2008 - 00:00

Платформа: PlayStation 3, Xbox 360
Жанр: TPS со свободным геймплеем, автосимулятор
Разработчик: Rockstar North
Издатель: Rockstar Games

Оценивая игры такого масштаба, порой путаешься и не знаешь, с чего начать. Так пускай же первыми говорят числа. GTA 4 сразу дважды занесен в Книгу рекордов Гиннеса: по количеству копий, купленных в первые 24 часа (среди видеоигр) и по выручке за первые 24 часа продаж (среди развлекательной продукции). Только в день выхода игры (29 апреля) было продано 3.6 миллиона коробок с GTA IV, а проект принес создателям $310 млн. — на $140 млн. больше, чем Halo 3. А через неделю сумма выручки перевалила отметку в $500 млн., в это время игра разошлась по всему миру 6-ю млн. экземпляров. Grand Theft Auto IV является самой дорогой игрой за всю историю индустрии. По словам главы Rockstar North Лесли Бензиса ориентировочная стоимость GTA 4 составляет сумму порядка 100 миллионов долларов. Большинство кинокартин не имеют такого баснословного бюджета. Хотя такие затраты вполне объяснимы: тысяча с лишним страниц сценария, профессиональная актерской игра, озвучка, анимация, шикарный саундрек, да и многое другое. К примеру, для достоверного переноса "Города, который никогда не спит" в виртуальный мир, было сделано более 100 тыс. фотографий Нью-Йорка и даже задействованы специальные камеры замедленной съемки, установленные на крышах домов. И пока парни Rockstar работали над своим новым детищем, игроки ждали пришествие хита. И он пришел.

Когда мечты приводят в ад
Начинается все как обычно: кто-то откуда-то приезжает в незнакомый город. Корабль, суровое лицо, "русский" акцент — чернокожий главный герой уступил место эмигранту из восточной Европы. Итак, Нико Белич — 30-летний сербский наемник, участвовавший в Боснийском конфликте на стороне "плохих парней". Отсидев несколько лет у себя на родине, Нико понимает, что там больше делать нечего. А тут еще его кузен Роман по электронной почте хвастается своей роскошной жизнью. Дескать, в Либерти-Сити у него есть все, что нужно настоящему мужику: деньги, большой дом, шикарные девушки и дорогие спорткары. Соблазнившись письмами Романа, Нико приезжает в Город Свободы и понимает, что кузен нагло ему солгал — нет никаких тачек и цыпочек, а вместо особняка — конура на Брайтон Бич. У Романа есть только убыточная таксомоторная компания, симпатичная секретарша, на которой тот мечтает жениться, сумасшедшие партнеры и куча долгов. Проблемы окутали кузена с головы до пят, поэтому вовремя подоспевшему Нико придется их решать. И он начинает прорубаться через всю эту кучу навоза к своей "американской мечте". Хотя, как мы позже узнаем, Белич покинул дом и приехал именно в Либерти-Сити совершенно по другим причинам, и не мечты о роскошной жизни привели его сюда. Несмотря на свои тридцать, выглядит главный герой как побитый жизнью суровый мужчина. Судьбе Нико и правда не позавидуешь, война оставила страшный отпечаток на его характере. Он не ценит человеческой жизни. Совсем. Хотя нет, по его мнению, у жизни есть цена — пять тысяч долларов. Однако несмотря на это, у Нико есть совесть, он заботится о семье, ценит настоящую мужскую дружбу и ненавидит предательство, хотя сам меняет хозяев, как перчатки, убивая всех предыдущих.

Без друзей и работодателей у Нико нет будущего, знакомства и связи играют в Либерти-Сити немаловажную роль. Каждый персонаж в GTA 4, даже проходной — это уникальная запоминающаяся личность со своими пороками и тараканами в голове. Роман, к примеру, очень похож на простого деревенского парня, приехавшего жить в столицу, — манерами, одеждой, "колхозными" шутками и комплиментами. Особенно смешно выглядят его попытки завоевать сердце своей секретарши.

Братва в GTA 4 действительно похожа на братву — та же безмерная жестокость, отсутствие стиля и неприкрытое самомнение. С кем бы Нико ни имел дело в русской мафии, каждый корчит из себя "большого начальника" и пытается наехать на главного героя, за что впоследствии получает пулю в лоб.

В Gta 4, как и в San Andreas, большую роль играют афроамериканцы, они вообще теперь везде играют "большую роль" — политкорректность однако. Малыш Джейкоб, ямаец-растаман, приторговывающий оружием, жить не может без ганжи и постоянно пребывает в одурманенном состоянии. Мэнни, бывший гангстер, возомнивший себя "героем улиц", пытается очистить свой район от наркотиков и преступности. Правда, сам он стесняется делать грязную работу и нанимает таких безбашенных парней, как Нико. Или, к примеру, отсидевший серьезный срок Двэйн — суровый чернокожий парень, постоянно размышляющий над смыслом жизни, "олдскульный" гангста, решивший завязать. Итальянские мафиози тоже отлично вписываются в обстановку: проникновенные взгляды из-подо лба, серьезные речи о "семейных" узах и хриплый голос самого главного босса в стиле Вито Карлеоне. А есть еще продажные полицейские, агенты спецслужб, евреи, байкеры, ирландцы — и каждый из героев второго плана представляет собой найколоритнейшего персонажа, со своим уникальным характером и манерами.

У главного героя теперь есть друзья. То есть, не просто дружественные второстепенные персонажи, а настоящие друзья, которые помогут в трудную минуту. Конечно, если вы будете с ними в хороших отношениях. Приглашайте приятелей в бары, боулинг, бильярд, прожигайте деньги в стриптиз-клубах, выполняйте поручения — и глядишь, завоюете расположение. Как только Нико станет лучшим другом какого-либо персонажа, ему откроется "особая услуга". К примеру, Роман предоставит бесплатное такси из своей компании, Малыш Джейкоб продаст пушки по дешевке, а Двэйн пришлет подмогу. С девушками тоже все непросто — им необходимо постоянно звонить, приглашать на свидания и стараться не напугать своими гангстерскими выходками. Наградой за усердие станет понятно что. Кстати, некоторые девушки играют важные роли в сюжетной линии GTA 4. Предыдущие игры серии славились неплохим сюжетом, но в GTA 4 сценаристы прыгнули выше головы. История Нико — это отличная криминальная драма, со своим смыслом, глубоким и проработанным сюжетом и шикарнейшими диалогами, которым самое место не в компьютерной игре с беспредельщиком в главной роли, а в очередном шедевре Квентина Тарантино.

"Физкульт-привет, Либерти-Сити!"
Серега
Четыре района реального Нью-Йорка и кусок Нью-Джерси. Естественно, никаких оригинальных названий в GTA 4 и в помине нет, ведь у нас тут все-таки Либерти-Сити. Так, Бруклин стал Брокером, Куинс — Дюксом, Бронкс — Боханом, Манхеттен — Алголкином, а Нью-Джерси — Олдэрни. Все достопримечательности реального Нью-Йорка были старательно перенесены разработчиками в виртуальный мир. И Статуе Свободы (Статуе Счастья), и Центральному парку (Мидл-парку), и Таймс Сквер (Звездному Перекрестку), и Брайтон-Бич (Хав-Бич) — всему нашлось место в Либерти-Сити. Путешествуя по городу, вы посетите самые разные места, от трущоб и заводов до особняков и небоскребов. И если вы с детства мечтаете побывать в Нью-Йорке, а посольство США не выдает визу, да и денег на поездку тратить пока не можете, добро пожаловать в Либерти-Сити.

Игра повзрослела. Прошлые части были этакой развлекаловкой, а GTA 4 сделала огромный шаг в сторону реалистичности — мир стал почти живым. Иногда прогуливаешься по Либерти-Сити с легким ощущением дежа вю. По улицам ездят автомобили и мотоциклы, в небе туда-сюда снуют полицейские и прогулочные вертолеты, а иногда пролетают здоровенные авиалайнеры, в прибрежных водах плавают катера и яхты. Город дышит, живет. Иногда, взяв такси, просто присмотритесь к пешеходам — это уже не тупые болванчики, а вполне живые люди, пусть и виртуальные: они ругаются друг с другом, спорят с полицией, едят хот-доги, пьют кофе, болтают по мобильнику, читают газеты. Вот мимо вас, оглушая сиреной, пронесся патрульный автомобиль. А на соседнем перекрестке ДТП — участники осыпают друг друга отборной бранью. Дело доходит до рукоприкладства, кто-то падает с пробитой головой и вот вдалеке уже слышны звуки приближающейся скорой. Рядом паренек покупает хот-дог у торговца, кто-то копается в багажнике, проститутка привлекает потенциального клиента. А в парке — бегают по тропинкам горожане, более легкомысленные травят себя алкоголем и гамбургерами, а у фонтана играет на саксофоне уличный музыкант. И все окружающее — это не просто декорации, Нико взаимодействует с игровым миром, а люди по-разному реагируют на поведение главного героя. Начинаешь драку на улице, повалишь на землю жертву — и вот вас уже мутузят сознательные граждане, а кто-то непременно звонит в полицию. Достал пистолет, два выстрела вверх — и все разбежались. Хотя в бандитских районах пушкой лучше не размахивать, не поймут и пристрелят на месте — преступников ведь там как грязи. В общем, в GTA 4 произошла настоящая революция — жители стали людьми, со своими желаниями и пороками.

А чем мы будем заниматься в городе? Ну, в основном, грабить, рекетировать и убивать. Много убивать. Три из четырех сюжетных заданий строятся по принципу "сгоняй туда-то и прикончи того-то". Конечно, условия и декорации каждый раз меняются, но факт остается фактом — все погони, грабежи и слежки обычно заканчиваются смертью пары десятков персонажей. Полицейские миссии также предполагают огонь на поражение, в Либерти-Сити у преступников нет права хранить молчание и права на адвоката. Что примечательно, такое однообразие совершенно не надоедает, мочить виртуальных человечков в GTA 4 всегда интересно.

Конечно, плохо, что разработчики вырезали из игры миссии за пожарников и скорую, спортзалы, тату-салоны и парикмахерские, хотя отсутствие последних объясняется повышенной реалистичностью игры. Дескать, в настоящей жизни ты не можешь мгновенно накачать мускулы или отрастить бороду. Плюс одежды в магазинах стало поменьше. Однако, несмотря на все это, в городе по-прежнему есть, чем себя развлечь. Как я уже упоминал, к вашим услугам и бары, и боулинг, и бильярд, и игровые автоматы, и стриптиз-клубы, и рестораны и многое другое. Поверьте, в Либерти-Сити вы не будете скучать.

Нарушая закон
Система розыска преступника, то есть вас, кардинально изменилась. Больше нет ни телепортирующихся копов, ни перекраски автомобиля у них под носом. Хотя Pay'N Spray никуда не делись, но воспользоваться их услугами можно, только если полиция вас не видит. "Звезды розыска" не появляются сами по себе, как это было в прошлых частях GTA. Органы правопорядка добросовестно вызывают сознательные граждане Либерти-Сити. Стоит вам только совершить при свидетелях что-нибудь противозаконное, знайте — один из них уже набирает 911 по мобильнику. Причем, серьезно — достает телефон и звонит в службу спасения. Итак, вызов принят — наряд выслан, а на карте появляется мигающий круг с вашей текущей позицией в центре. Стоит вам только выехать из "зоны розыска", как "звезды" начнут мигать и со временем исчезнут. Учитывая, что отряды не телепортируются к вам на хвост, а честно приезжают на место преступления, уходить от погони при малом уровне розыска не слишком сложно. Но если во время побега Нико наткнется на патрульную машину или просто обычного полицейского, он снова окажется в центре круга поисков. А станете сопротивляться — отстреливаться там или отбиваться — мигающая зона увеличиться в размерах, а копы вызовут подмогу (спецназ, вертолеты) — и начнут перекрывать улицы. Уйти от погони будет намного сложнее, так что не шутите с полицией.

Интернет
Если вы жить не можете без Интернета, то добро пожаловать в виртуальную "GTA-шную" Мировую Паутину, которая является уменьшенной копией реальной — такая, знаете ли, младшая сестра. Выйти в "виртуальный онлайн" можно из многочисленных интернет-кафе, равномерно разбросанным по Либерти-Сити. Через Сеть можно многое: искать работу, знакомиться с девушками и назначать им свидания, писать и получать письма, скачивать рингтоны и темы для мобильника и просто веселиться, шастая по порталам и читая уморительные тексты. Если вам по душе черный (даже так — чернейший) юмор, то вы останетесь довольны — такой жесточайшей пародии на Интернет мир еще не видел.

Самый лучший друг
Скажите, у вас есть мобильник? А у ваших друзей, знакомых? Одно из самых величайших изобретений человечества, незаменимая вещь в современном обществе, которая позволяет оставаться "на связи" вне зависимости от местоположения человека — хоть в джунглях, хоть в Антарктике. Как и в реальной жизни, в мире GTA 4 сотовый телефон играет важнейшую роль в сфере общения людей. По мобильнику мы разговариваем с заказчиками, а после выполнения задания по нему же отчитываемся. Телефон является также основным средством общения с друзьями — в любой момент можно звякнуть приятелю и пригласить его надраться в ближайшем баре или покатать шары в боулинге. Ну или, к примеру, у друга можно взять работенку — выполнить парочку заказов на перевозку наркотиков или пассажиров. Кое-кто предложит поучаствовать в гонках на дорогих спорткарах, а кое-кто — эти самые спорткары угнать. Ну и, естественно, друзья могут сами позвонить Нико и предложить заработать легких денег, а затем просадить весь гонорар в ближайшем кабаке. Позвонив в службу спасения (911 — если кто не в курсе), вы сможете вызвать полицию, скорую или пожарный расчет. И если от последних практической пользы никакой, то врачи могут за деньги восстановить здоровье, ну а копы помочь в ситуации, когда патроны закончились, а враги напирают со всех сторон.

Плюс ко всему, на мобильнике завязаны некоторые сюжетные миссии: к примеру, в одной из них необходимо выманить жертву с помощью звонка на городской телефон. Нико набирает номер и прицеливается, в квартире цели раздается звонок, бедняга как ни в чем небывало подходит к столику и становится напротив окна, выстрел — пять тысяч долларов в кармане. Ну или часто упоминаемая в многочисленных превью миссия, где главному герою с помощью мобильника необходимо обнаружить информатора и забрать у него посылку. Да и много чего еще.

Помимо всего прочего, почти на всех рекламных плакатах Либерти-Сити указаны номера телефонов различных компаний, позвонив по которым вы станете свидетелем потешных диалогов и монологов. И, наконец, сотовый телефон является частью игрового меню, на него можно закачивать новые рингтоны и темы, с него необходимо заходить в мультиплеер. В общем, мобильник — крайне полезная вещица в арсенале любого уважающего себя человека, будь он киллер, курьер или грабитель банков.

Телевидение
Телевизор — еще одно маленькое чудо GTA 4. Хотя, по сути, разница между радио и телевидением в том, что у последнего, помимо звука, присутствует изображение. Все программы — концентрированное мозгосносящее месиво, доверху наполненное самым черным юмором в Галактике. Новостной канал, корреспонденты которого всегда там, где кого-то грабят, бьют или убивают, — эксклюзивно прямо с места событий и только для вас уважаемые телезрители. Передача про гламурных и богатеньких горожан, с пристрастием рассказывающих о том, как они незаконно заработали свои огромные состояния. И наконец, мультипликационная эпопея с космическими рейнджерами в главной роли, доверху напичканная цинизмом, расизмом, геноцидом и грязными шутками. Естественно, есть и другие не менее забавные шоу, однако лучше ознакомьтесь с первоисточником, и если вы неплохо знаете английский, то точно прибавите к жизни годков эдак сорок.

На колесах
С автомобилями в GTA 4 все просто великолепно. Так как игра очень сильно выросла в плане реалистичности, изменения не могли не коснуться наших любимых четырехколесных друзей. Если в прошлых частях виртуальные машины были лишь отдаленно похожи на свои реальные прототипы, то теперь они чуть ли не полностью копируют модели известных мировых автоконцернов. Жители Либерти-Сити катаются на BMW, Mercedes, Chrysler, Ferrari, Porsche, Lexus, Chevrolet и многих менее популярных в США автомобилях. Правда, конечно, полного сходства нет, лицензии ведь никто не приобретал, но обещаю, вы без труда узнаете любимые модели на дорогах Либерти-Сити.

Вслед за внешним видом автомобилей вплотную к реальности приблизилась физика их поведения на дороге. Машины буксуют, правильно уходят в занос, наклоняются при поворотах — иногда создается ощущение, что ты играешь в какой-нибудь автосимулятор, а не в старый веселый GTA. Все автомобили гипотетически делятся на малолитражки, внедорожники и спорткары — хотя иногда достаточно сложно определить, к какому классу относится ваша машина. Переднеприводные малолитражки ведут себя как в жизни: еле ездят, медленно ускоряются, плохо вписываются в повороты — в общем, не наш выбор. Джипы — очень тяжелые, крепкие и мощные машины и иногда работают в качестве бульдозеров и катков, пробивая себе дорогу через городской трафик. Однако из-за полного привода и большой массы очень неустойчиво чувствуют себя на асфальтированной дороге — резко выкрутив руль на большой скорости, вы рискуете перевернуться. А вот со спорткарами следует быть осторожнее, эти лошадки очень резво бегают и быстро набирают скорость, но сами очень легкие, так что малейшая выбоина — и вуаля, тачка вырулит в ближайшую стену или его вынесет на встречную полосу. К чему это приведет, сами понимаете. Что интересно, врезавшись во что-нибудь на очень большой скорости, вы отправите Нико в увлекательный полет через лобовое стекло, правда в GTA 4 это незабываемое воздушное путешествие, скорее всего, приведет главного героя прямиком на больничную койку. Остальные виды транспорта также подверглись нешуточным изменениям. Теперь на мотоциклах уже не так безопасно кататься, как раньше, любая выбоина, столбик, да и просто резкий поворот — и вот байк теряет управление, а через секунду Нико летит к ближайшей стене, чтобы потом отправиться прямиком на больничную койку. Управляя надводным транспортом, необходимо постоянно регулировать угол наклона носа, так как при повышенном волнении водной глади лодка может невзначай перевернуться. Вертолеты в GTA 4, зацепив винтом какое-нибудь препятствие, не взрываются, как это было в прошлых играх серии, а просто, лишившись несущего пропеллера (его раздробит), плашмя падают на землю. Конечно, если высота была большая, вертолет взорвется, как того требует Голливуд. Велосипеды и самолеты в Либерти-Сити не завезли. Если со вторыми все понятно, не сильно налетаешься на игровой карте с реальными скоростями, то вот отсутствие первых немного разочаровывает. А так хотелось проехаться на BMX по Перекрестку Звезд!

Ломаются и разбиваются автомобили в GTA 4 чертовски реалистично. Бампера, крылья, капоты мнутся в зависимости от места, направления и силы удара, то есть вмятины появляются именно там, где надо, а не там, где велит скрипт. Естественно, до такой феерической модели повреждений автомобилей, как в Burnout Paradise, GTA 4 еще далековато, но по сравнению с прошлыми частями прогресс налицо. Если вы вдруг, случайно (ну или намеренно), собьете пешехода, то на корпусе вашего транспортного средства к парочке вмятин прибавиться большое кровавое пятно, именно в месте соприкосновения метала и человеческого тела. Пробитые колеса теперь со временем стираются — проехав сотню метров на простреленных шинах, вы с удивлением обнаружите, что ваш автомобиль уже несется на "голых" дисках. Все честно, браво Rockstar! Кстати, о честности, перевернув машину, не отчаивайтесь, она не взорвется со временем, как это бывало в прошлых играх серии. Вы можете поставить полюбившийся автомобиль обратно на колеса с помощью отнятого джипа или грузовика, пересесть обратно в уже изрядно потрепанную машину и поехать дальше. Если, конечно, мотор заведется. Процесс угона теоретически остался тем же: подбегаем к любой понравившейся тачке и выпихиваем из нее водителя. Если тачка припаркована, закрыта и поставлена на сигнализацию, дело затянется: сначала Нико выбьет боковое окно, затем влезет в авто и начнет играться с разноцветными проводками под приборной панелью, только после этого мотор заведется и сработает сигнализация. Правда, установлена она далеко не во всех моделях.

GTA 4

Помните, как в начале приключений за Карла Джонсона было сложно ориентироваться в незнакомом городе? Разработчики прислушались к отзывам игроков и встроили в GTA 4 отличный GPS-навигатор, который помогает освоиться на улицах Либерти-Сити в начале игры. GPS анализирует местоположение интересующей точки на карте и сама прокладывает оптимальный маршрут, а вам лишь остается следовать указаниям бортового компьютера. Навигаторы установлены во всех без исключения автомобилях и мотоциклах. Бюджетный класс обладает обычной системой GPS, просто рисующей на карте "дорожку" к пункту назначения. В дорогих авто бортовой компьютер плюс ко всему умеет голосом или звуковым сигналом предупреждать о поворотах и развилках. Однако, пользуясь навигаторами, учтите, что они прокладывают маршрут в соответствии с правилами дорожного движения, полностью игнорируя короткие пути через двойную-сплошную или по улицам с односторонним движением навстречу трафику.

Общественный транспорт
Если нет желания самому рулить по городу, можно воспользоваться общественным транспортом — к примеру, метро. Работает круглосуточно без выходных и праздничных дней. Две линии — "подземка" и "надземка" — соединяют между собой четыре района Либерти-Сити. Блуждая по городу, осмотритесь — вы практически всегда обнаружите неподалеку станцию, и когда в карманах пусто, а тачку отбирать лень, метро становится самым удобным средством передвижения в GTA 4.

Если хотите молниеносно добраться до места назначения, воспользуйтесь услугами такси. Поймать машину просто, достаточно лишь свистнуть, чтобы привлечь внимание желтого автомобиля. Если машина свободна, то водитель встанет на обочине (тротуаре, парковочной зоне) и подождет вас, только недолго. И, конечно же, никто не помешает выбросить из такси пассажира и занять его место, а шофер даже слова не скажет. И правда, какая разница, кто платит. Как только главный герой заберется в салон, вам предложат выбрать место назначения из предоставленного списка или самостоятельно указать на карте, куда ехать. Дальше останется только откинуться на спинку сидения (в вашем случае — дивана) и любоваться городскими пейзажами. Таксиста можно "подшпорить", пообещав оплатить проезд по двойному тарифу. А за тройную сумму можно и вовсе пропустить всю поездку, естественно, время все равно "отмотается" вперед. И если вам не хочется самостоятельно тащиться в другой конец города, такси — ваш выбор. Право, более быстрого транспорта в GTA 4 нет.

GTA 4

С добрым словом и пистолетом
Разработчики из Rockstar наконец-то исправили один из самых больших недочетов серии — боевую систему, и убивать теперь стало гораздо интереснее. Перестрелки в GTA 4 устроены на манер оных в Gears of War — Нико может прятаться практически за любым объектом (ящик, дверь автомобиля, стена) и стрелять из укрытий как прицельно, так и вслепую. Противники, кстати, тоже стараются спрятать свое нежное вражеское тело подальше от пролетающих пуль, и это кардинальным образом меняет механику перестрелок. Если СиДжей предпочитал сломя голову бежать вперед и палить по всему, что движется, то Нико, наоборот, ведет позиционную войну — выбирает лучшие укрытия, периодически меняет их и не спеша отстреливает противников по одному. Ну и, конечно, никто не отменял перебежки, прорывы по флангу и заходы в тыл — тактика, она и в Африке тактика, противнику же хуже будет. Также стрелять можно и из автомобилей, причем теперь не только влево или вправо, а куда душа пожелает. Что интересно, через выбитое ветровое стекло Нико может не только палить из пистолетов и пистолетов-пулеметов, но и швыряться гранатами, что очень помогает, когда вас преследуют злые гангстеры. Выдернули чеку, бросили на проезжую часть, и преследующая машина через секунду взлетит на воздух — красиво, весело, эффективно.

А теперь, внимание! Во избежание неоправданного сжигания нервных клеток перед началом игры зайдите в меню настроек и отключите автоприцеливание. Играть, конечно, станет сложнее, но во всех ошибках будете виноваты именно вы, а не дурацкая опция. Хотя, откровенно говоря, автоприцел иногда здорово помогает — с ним главный герой сам находит цели и практически мгновенно переключается между ними. Но это только если врагов не много и находятся они с одной стороны. Когда противников больше десятка, они вас окружили, плюс еще гражданские ошиваются рядом, автонаведение сходит с ума — мы стреляем по укрытиям, по обычным жителям, по безобидным, на данный момент, целям, но никак не по нужному врагу, сидящему неподалеку и яростно палящему по Нико из дробовика. Ну и, следовательно, мы быстро оказываемся на больничной койке. Главный герой не обладает богатырским здоровьем, принять несколько рожков из АК на грудь не в состоянии, поэтому пары попаданий будет достаточно.

Система рукопашного боя усложнилась и похорошела: вместо одного удара, нынче целых три. Разнообразные их комбинации позволяют главному герою проводить быстрые серии из хуков, пинков и апперкотов. Чтобы выполнить какое-нибудь простенькое комбо, надо прочувствовать динамику боя и бить в нужный момент, иначе Нико замешкается, выбьется из ритма и наверняка пропустит удар.

Теперь о штуковинах, которыми мы будем убивать плохих гангстеров, то бишь об оружии. Его не много, всего шесть классов: холодное, пистолеты, пистолеты-пулеметы, дробовики, штурмовые винтовки, метательное. На каждый из них выделено ровно два экземпляра, без пары остался только РПГ-7. Пушки одного класса обладают разными свойствами — если, к примеру, у UZI чумовая скорострельность, то у МР 5 — повышенная убойность. Интересный момент: теперь оружие и патроны к нему покупаются отдельно — сначала вы за большие деньги приобретаете сам ствол, а затем запасные магазины. Причем затовариться ими по самое "немогу" в это раз никто не даст — другие правила, знаете ли. В реальной жизни только Терминатор может бегать с парой десятков тысяч патронов в карманах, а Нико, пусть он и неприлично крут, до киборга-убийцы как-то не дотягивает. Ввиду чрезвычайно больших цен на оружие, попадаться копам крайне нежелательно, особенно в начале игры, когда купюр в кармане кот наплакал, иначе будете мочить бандитов кулаками, а это очень неудобно.

GTA 4

Разбирая по винтикам
GTA 4 — одна из самых красивых игр на консолях теперешнего поколения. Rockstar Advancer Game Engine (RAGE) отлично справляется с отрисовкой огромного современного мегаполиса. Четкие текстуры, отменные модели, фантастическая игра света, правдоподобные отражения, дым, которому позавидует Pro Street, периодическая смена погоды — этой игрой можно и нужно любоваться. Про HDR, шейдеры и динамические тени даже вспоминать не хочется — в GTA 4 все это присутствует в полном объеме. Однако за потрясающую картинку приходится платить. Зона видимости здорово ограничена — вдали предметы теряют четкие контуры и выглядят размытыми. Зато мир полностью бесшовен — вы можете спокойно прогуливаться по городу и заходить в здания, процесс игры ни на секунду не прервется экраном загрузки.

Отдельных похвал заслуживает анимация — технология "euphoria" от компании Natural Motion выводит прорисовку движений героев на новый уровень. Анимация теперь зависит от игровой физики, положения тела, наклона поверхности и черт знает от чего еще. К примеру, машина цепляет крылом Нико, и он не просто падает плашмя на мостовую, а группируется, пытается выставить руки вперед и в конце делает неуклюжий кувырок через плечо. И так всегда. И везде. И по-разному.

Звук в GTA 4 безупречен — от шума прибоя до выстрелов и взрывов. А озвучка вообще достойна звания "эталонной" — таких живых и ярких диалогов не было, по-моему, еще ни в одном проекте. Да и не каждый фильм может похвастаться такой профессиональной актерской игрой. Музыкальное сопровождение, как и прежде, в основном представлено многочисленными радиостанциями, в которых две сотни лицензированных треков равномерно перемешаны с болтовней ди-джеев, веселыми шоу и рекламой. Разработчики постарались угодить всем, поэтому количество представленных стилей действительно впечатляет. Отдельное спасибо Rockstar за Vladivostok FM — первую русскую радиостанцию в истории GTA. Кино, Сплин, Дельфин, Ленинград, Серега, Звери, Глюкоза, Ранетки и даже Руслана, которая одновременно является еще ведущей на своей волне. "Звездные" ди-джеи есть и на других радиостанциях — к примеру, "Либерти Рок" заведует тот самый Игги Поп.

Впервые в истории серии разработчики сами организовали полноценный мультиплеер — ранее многопользовательские моды конструировали народные умельцы. 12 режимов игры, каждый из которых, по сути, является вариацией беспредела в большом городе. Чтобы попасть в мультиплеер, достаточно достать мобилу и выбрать соответствующую опцию. При этом если телефон находится в спящем режиме, вы даже и не заметите, как к вашему веселью присоединятся другие игроки, а Либерти-Сити продолжит жить своей жизнью.

Различие версий
Версии для разных консолей имеют небольшие различия между собой. На PS3 картинка немного размыта, зато цвета более сочные и яркие, да и тени помягче будут. На Xbox 360 текстуры почетче, и имеется двукратное сглаживание, но выглядит игра более тускло. В общем и целом, версия для PS3 в визуальном плане смотрится лучше. А владельцам Xbox 360 Arcade настоятельно рекомендуется приобрести съемный винчестер, так как бесконечные подгрузки текстур не дадут в полной мере насладиться жизнью в Либерти-Сити.
GTA 4
***
Четвертая часть GTA выводит знаменитый сериал на новый уровень. Rockstar подарила нам гениальную игру, где отличный сюжет и великолепный мультиплеер органично вписаны в антураж огромного мегаполиса, а все это упаковано в красивую графику и завязано на реалистичной физике. Море вариантов и океан возможностей. Официально заявлено, что на полное прохождение GTA 4 вы потратите около 100 часов реального времени. Около 30-40 из них занимает лишь основная сюжетная линия, от которой просто невозможно оторваться. А помните, как после выхода эпического GTA: San Andreas казалось, куда уж дальше-то? Но сотрудники Rockstar доказали, что невозможное возможно, что все только начинается. Наслаждайтесь.

Радости:
Повышенная реалистичность всего и вся.
Живой город.
Захватывающая сюжетная линия.
Прекрасно поставленные видеоролики.
Колоритнейшие персонажи.
Великолепная актерская работа.
Потрясающая физическая модель.
Отличная графика и великолепный звук.
Огромное внимание к мелким деталям.
Плавная, естественная анимация.
Музыка на любой вкус.

Минусы:
Их поиски не велись.

Оценка: 10
Вывод: Революция. Новый виток развития GTA. Более взрослая, более реалистичная и гораздо более интересная, чем предыдущие. Невероятно, но это факт. И если вы до сих пор ищите повод для покупки консоли, знайте — час пробил.

Евгений Янович

экшен Обзор №102
Упоминаемые игры и серии: 
Grand Theft Auto
Яндекс.Метрика