Обзор Grim Dawn: Прошлое-будущее hack’n’slash

Разработчик/издатель: Crate Entertainment
Жанр: hack’n’slash
Похожие игры: Titan Quest, Diablo 2, Path of Exile
Платформы: ПК
Минимальные системные требования: Win XP 32, процессор 2,3 ГГц, 2 ГБ ОЗУ (4 ГБ для хоста в сетевой игре), GeForce 6800 или Radeon X800, 5 ГБ на жестком диске.
Рекомендуемые системные требования: Win 7 32, процессор 3,2 ГГц, 6 ГБ ОЗУ, GeForce 500 или Radeon 6000 с 1,5 ГБ памяти.
Мультиплеер: кооператив, PvP, до 4 игроков
Чего в 2015 году не хватало, так это новых hack’n’slash-ей. С другой стороны, Diablo 3 и Path of Exile не думают уходить на покой, к ним постоянно выходят какие-то обновления. 15 января стартовал 5-й сезон Diablo 3 – прекрасный повод посмотреть, как изменилась игра за два года после дополнения Reaper of Souls. Сезоны сами по себе новшество – позволяют начать игру с нуля, не пользуясь вещами и ремесленниками других ваших героев. Снова 1-й уровень, снова пустые карманы – держите меня, монстры!
Но монстры не держат удар ни на «высокой» сложности, ни на «Эксперте». Кто-то в Blizzard решил, что Diablo 3 интереснее, если враги гибнут с одного клика, а игрок живуч так, что может забыть про лечебные бутылки. Поднимаемся на «Мастера» – и получаем целых 15 минут напряженного геймплея. Затем «лут 2.0» услужливо подбросит читерских вещей, в которых показатели героя вырастают вдвое. И ведь не это еще абсурд! А вот что с 200% прибавкой к опыту вы будете брать уровни каждые 5-10 минут, не успевая даже пробовать новые способности – это уже не «прощай хардкор». Это «прощай hack’n’slash, получите симулятор всеуничтожающего божества». Через два часа «игры с нуля» вы смотрите на своего героя 70-го уровня, одетого в легендарные и сетовые вещи (для них рецептов – как грязи в режиме приключений). Впереди – бесконечное накручивание счетчика «парагона» и уже 10 уровней «Истязания».
Нет, не подумайте. Diablo 3 по-прежнему развлекает, но теперь это абсолютно казуальный аттракцион. Красивые спецэффекты и разрушаемость. Легендарки, которые через час ломаешь, но сразу-то им рад. Куб Канаи, чтобы самому сделать шмотку своей мечты. Всё новые задания, монстры и локации, которыми трудолюбиво пополняет свой конструктор уровней Blizzard. Но настоящие фанаты hack’n’slash от этого уже устали. Мучает ностальгия по Diablo 2, хочется хардкорного испытания, в котором только и понимаешь, насколько хорош твой персонаж.
Новым игроком в жанре hack’n’slash станет Grim Dawn – игра от создателей Titan Quest, разработка которой, похоже, подходит к завершению. Grim Dawn и сделана на движке Titan Quest, но хотя последняя по графике до сих пор даст фору многим, в Grim Dawn особых красивостей мы не увидим. В команде разработчиков всего восемь человек, а приоритеты у них совсем не такие, как сейчас у Blizzard.
Grim Dawn – классическая hack’n’slash, где мало кликать мышью – нужно еще планировать развитие героя, ведь монстры заставят пожалеть за каждый просчет. Боевка, опять-таки, отсылает к Titan Quest. Образно говоря, если герой Diablo растет в ширину, то герой Grim Dawn – в глубину. Здесь не так уж много активных умений на класс, но для каждого со временем открываются улучшения, добавляющие новые эффекты, типы урона, критические срабатывания. Сложность планирования начинается уже с того, что игрок сам выбирает два дерева умений из шести. Можно взять как очевидное сочетание (шаман-чародей или солдат-убийца), так и неожиданное (подрывник-оккультист) – всего получаем 15 классов. Хотите – создайте воина-рефлектора, колдуна с тотемами или стрелка, чей залп – форменный армагеддон.
Вторая часть прокачки – набожность – отсылает уже к Path of Exile с ее гигантской паутиной развития. Набожность – это тоже несколько сотен преимущественно пассивных бонусов, только здесь они собраны в группы – созвездия. Особенно примечательны Celestial Powers – эти эффекты привязываются к конкретному умению вашего героя, которое вы сами выбираете. Например, можно прикрепить к атакующему скиллу землетрясение или вызов стаи соколов, а к защитному – остановку времени. Celestial могут срабатывать при гибели врагов, при критическом ударе или если у героя мало здоровья. Примечательно, что набожность совсем не привязана к классу, что дает игроку огромный простор для экспериментов.
Также важно, что очки набожности выдаются не с повышением уровня, а за очищение специальных алтарей. Самое сложное – найти такой алтарь, для чего придется как следует изучать карту, зачищать секретные локации, а зачастую искать редкие предметы-ключи. Уровни нарисованы вручную, но на них случайно расставляются препятствия, так что каждый раз одну локацию нужно проходить другим маршрутом. Предмет особой гордости разработчиков – 300 боссов с уникальными скриптами, которые могут встретить игрока в самый неожиданный момент и не всегда в одиночку.
Grim Dawn даже на обычной сложности не дает зевать: легко попасть в окружение стрелков, не заметить отравленную лужу под ногами или оказаться запертым в тесной комнате с боссом. Если вам этого мало, в любой момент можно включить режим ветерана, где монстры-чемпионы встречаются гораздо чаще. Вдобавок, игра рассчитана на три прохождения, как в Diablo 2. Прошли Нормальную сложность – стартуем заново на Элитной, а затем и Предельной – уровни врагов и награды соответственно возрастут. Не забыли и хардкорный режим, где смерть персонажа окончательна.
Еще одним плюсом Grim Dawn (относительно Diablo 3, в первую очередь) является сюжет. Он есть. Он не заезжен убийством-воскрешением одних и тех же злодеев. Его развитие не так уж просто предсказать. Вначале мы наблюдаем только зомби-апокалипсис в декорациях неовикторианского фэнтези. Но постепенно масштабность растет, и закончится все войной двух потусторонних рас, в равной степени желающих гибели человечества. Grim Dawn пытается быть немного RPG. В диалогах есть выбор реплик, в квестах – варианты прохождения. Даже начисляется репутация у нескольких фракций, что открывает и новые задания, и vip-ассортимент магазинов. Вообще в hack’n’slash такие элементы обычно не приживаются, но в Grim Dawn они, по крайней мере, не мешают – всегда можно пройти игру, кликая все реплики подряд.
Сейчас главная слабость проекта – малые силы разработчиков, так что хорошая механика слишком медленно обрастает контентом. Blizzard тоннами добавляет в Diablo 3 новые модели, локации, механики-однодневки, а через год безжалостно выбрасывает их и начинает выдумывать все заново. Grim Dawn – это все-таки инди, и сделано тут все скромно, без претензий на художественную оригинальность. Причем страдает более разнообразие, чем проработка: поначалу графика приятная, но со временем хочется радикальной смены обстановки, а ее не происходит – и это в игре, где нужно досконально исследовать мир! Не говоря уже про недоделки, которые списываешь на ранний доступ: никакой озвучки, роликов, порой раздражающий интерфейс.
Отдельные простые решения стоило подсмотреть у Diablo 3. Вполне разумно, когда вам падают редкие вещи преимущественно под ваш класс. Правильно, что уникальные предметы имеют низкоуровневые версии. Хорошо, когда ремесленники востребованы не только на высоких уровнях, а всегда могут что-то вам предложить. В Grim Dawn изобилие цветных шмоток, но почти все отправляются в магазин – это грубо по нынешним меркам для hack’n’slash.
Grim Dawn может гордиться своим сообществом, в том числе русскоязычным, благодаря которому существует сносный перевод игры. Поддерживаются модификации. И это несмотря на кусачую цену ($15 в Steam). При большом выборе free-to-play альтернатив (в числе которых крутая Path of Exile) платить деньги за сырую игру согласится не каждый. Разумно было выпустить хотя бы демо-версию, но и на это, видно, у Crate нет ресурсов.
Радости:
- Многоуровневая прокачка с широкими возможностями для экспериментов
- Достойная сложность, уникальные боссы
- Исследование мира как важная часть игры
- Неплохой сюжет и вселенная
- Музыка
- Мультиплеер
Гадости:
- Сыро
- Бедный дизайн
- Цена
Оценка: 7,9
Вывод:
Мы бы не ставили оценку Grim Dawn, будь у нас надежда увидеть ее радикально похорошевшей к официальному релизу. Но с имеющимися силами разработчиков игра может и дальше зависать в состоянии перманентного тестирования и доработки. Тем не менее, для любителей жанра, способных закрыть глаза на черновой внешний вид, Grim Dawn – одна из самых глубоких наследниц Diablo 2.
Anuriel
Автор выражает благодарность BaDrila за помощь в работе над обзором.