Обзор GreedFall
Жанр: action-RPG.
Разработчик: Spiders.
Издатель: Focus Home Interactive.
Платформа: ПК, PlayStation 4, Xbox One.
Минимальные системные требования: Win 7 64, Core i5-3450 3,1 ГГц или FX-6300 X6 3,5 ГГц, 8 ГБ ОЗУ, GeForce GTX 660 или Radeon HD 7870 с 2 ГБ, 25 ГБ на жестком диске.
Рекомендуемые: Core i5-4690 3,5 ГГц или FX-8300 3,3 ГГц, 16 ГБ ОЗУ, GeForce GTX 980 или Radeon RX 590 с 4 ГБ.
Возрастной рейтинг: 17+
Студия Spiders не из тех, чьи игры обязательны к ознакомлению. Тем не менее, знакомство с одной мне запомнилось. Bound by Flame в 2014 году была прекрасным примером, какой должна быть игра категории B. Отсталая графика компенсировалась выдержанным стилем темного фэнтези, изъяны боевой системы – множеством крутых постановочных сцен, банальный игровой процесс – быстрой сменой событий. А вместе получался ролевой боевик, вполне сравнимый с Dark Messiah of Might and Magic.
Поскольку другие игры Spiders планку качества держали, у студии всегда был узкий круг поклонников. Данный круг обычно составляют люди терпеливые, способные закрывать глаза на явные минусы, высматривая свежие идеи, как жемчужины на морском дне. Но на одного такого человека обычно приходится трое других, склонных раздражаться и хейтить по малейшему поводу. Поэтому GreedFall с ее 9/10 пользовательского рейтинга Steam вселяла надежду, что Spiders выросла над собой, сделала игру, которая действительно понравится каждому. Но после личного знакомства остается только сетовать, как легко обманывают рейтинги и цифры.
На самом деле GreedFall – это ролевой боевик вполне в духе Spiders, с отличными постановочными сценами, адреналиновыми боями против гротескных боссов, с красивыми фэнтезийными пейзажами. Точнее такую GreedFall мы могли бы увидеть, но Spiders почему-то решила добавить в нее элементы партийной ролевой игры. Получился клон Dragon Age: Origins, только DA:O была итогом многолетнего опыта BioWare в ролевках по D&D, а Spiders даже толком не разобралась, что такое бросок кубика.
Итак, на словах нас ждет полный политических интриг и неоднозначных героев остров Тир-Фради, куда наш протагонист прибывает в качестве помощника нового наместника – молодого аристократа с ветром в голове. Мир GreedFall не избежал судьбы большинства фэнтезийных вселенных: здесь лютует зараза, называют ее мелихор. Так что лекарство тоже будем искать. Вдобавок имеется неадекватная пародия на церковь – телема (Бог милосердный! Они правда назвали местную церковь «телемой»??? Нет-нет, я сплю). Ну, а поскольку сеттинг адресует к колониальному XVIII веку, то на закуску – угнетаемые туземцы, бывалые моряки и прочие атрибуты необычайных приключений.
В действительности понять, что де Сарде (так зовут героя) не отщепенец без роду-племени можно лишь по его костюму. Остальная атрибутика персонажа 1 уровня на месте: ржавая рапира на поясе, мания залезть в каждую бочку и способность находить смертельные опасности в обжитом и цивилизованном, казалось бы, мире. Вообще смутно помню, когда в последний раз видел RPG, где монстры расставлены кучами через каждые двадцать метров, так что города – чуть ли не самые пустынные локации в GreedFall. Открытой карты здесь нет, путешествуем мы виртуально от маркера к маркеру. По прибытии сначала попадаем в свой лагерь, где есть торговец и можно определить состав отряда. Разрешено брать двух спутников, часто один определяется текущим квестом.
Далее – высадка в пункте назначения и исследование уровня. Движок условно трехмерный, так что взбираться на скалы и прыгать через пропасти можно в строго предусмотренных местах путем нажатия кнопки взаимодействия. В прочих случаях даже груда досок или трава становятся непреодолимым препятствием. Всё как 10 лет назад, всё как в старой школе.
Затем клептомания. Де Сарде страсть как любит оторвать каждый стебель, подхватить любой булыжник, подцедить смолы от каждой ели. Он везде находит склянки с какими-то эликсирами и ядами, пули для оружия, бомбы и ловушки. Кто-то вообще пользуется в RPG ловушками? Если да – вам в эту игру. В общем, рюкзак героя моментально переполняется, пусть даже часть вещей нисколько не весит. После чего протагонист теряет возможность спринтовать, и беготня между кучами искрящегося хлама (а их в поле зрения до десятка одновременно) замедляется в два раза.
Награждаются старания, однако же, достойно. Находим кузнеца, выбираем предмет, где есть слоты под апгрейды (таковые почти везде), и тратим накопленный утиль на прибавки к характеристикам вещи. Улучшение заметно влияет на облик предмета и в целом приносит существенную пользу – в общем, за что-то GreedFall все же можно похвалить.
А дальше – черная полоса, подступить к которой можно хотя бы с квестов. Они шаблонны донельзя, и мыслительная часть сводится к тому, чтобы найти дневник разбойника, куда он записал все секреты, или взломать дверку шкафа, где запрятан скелет. Под «найти» подразумевается «пройти к маркеру на карте», а под «взломать» – однокнопочное действие с проверкой уровня навыка. На закуску иногда предсказуемая дилемма, чтобы вы могли выбрать между прибавкой к репутации и, например, деньгами. В общем, все напоминает не решение сложных жизненных проблем, а складывание самолетика из бумаги, то есть полное прохождение GreedFall содержится в самом журнале заданий. Чаще всего просто не понимаешь, какая сложность, задумка, что вообще особенного вот в этом квесте, который закончился будто на середине.
Особенно бросается, насколько грубо вставлены проверки на умения. Здесь нет баланса между боевыми и мирными навыками. Нет привязки, скажем, взлома замков к ловкости. Нет какого-то элемента загадки или мини-игры, в которой проверка на скилл – лишь одна составляющая успеха. Вместо этого пришел к NPC, нажал на реплику по теме квеста – раз, выбрал фразу с пометкой «Харизма» либо «Интуиция» – два. Вот и всё, решение найдено. Похоже на Dragon Age? Аж за версту.
Притом по жанру GreedFall все-таки отчасти экшен, и в бою требуется ловкость рук – конечно, если отбросить те частые случаи, когда спутники все делают за вас. Но уже в начале игры ждет сложный бой с боссом вполне в духе Dark Souls, с блоками и отскоками. Без умения быстро давить на кнопки вы из пролога не уйдете – так почему было не добавить толику действия в другие квесты и активности, как то сделал «Ведьмак 2»? Хочется съязвить: потому что с выхода «Ведьмака 2» еще не прошло десять лет.
Что до боевки GreedFall, она держится, помимо закликивания простой атакой, на пинке ногой и адреналиновых суперударах. Плюс к этому – отскок и его прокачанная версия – кувырок. Защитные действия доступны всегда и предполагают только ваше знание повадок противника. Атакующие движения и общую живучесть можно усиливать экипировкой, повышая ярость, равновесие, атаку, броню и резисты. Впрочем, многократные встречи с одинаковыми противниками позволяют выучить их мувсет и побеждать без потерь. В этом месте Dragon Age: Origins отрывается от земли и убирает шасси, а GreedFall бежит за ее тенью по взлетной полосе. Потому что в DA:O потери были всегда, и после битвы вы прикидывали, что вам делать: тотально изучать локацию, скорее двигаться к финалу квеста или отступать в город за медициной.
К тому же в DA:O даже немагические классы имели внушительный список боевых умений. Вы знали, куда хотите прокачать своего танка и куда вора, не говоря уже про оборотня, храмовника и гладиатора. GreedFall вкладку боевых скиллов наполнила прибавками +10% к урону, и лишь изредка можно получить ощутимый бонус, вроде права использовать двуручные клинки. Но доступ к оружию фактически дублируется требованиями к силе, ловкости, воле и живучести. А развитие скиллов не открывает новые способы побеждать и уж точно не поражает воображение.
В игре с активными боями прокачка должна давать новые движения, удары – а для этого следовало брать за пример другие игры, не Dragon Age. Но даже такие бои – лучшее, что можно ждать от GreedFall. Потому что про стелс в пустых помещениях невозможно ничего сказать, как и про исследование поселений, где большинство домов закрыты, а жители – немая массовка. Даже если бы в GreedFall не было глупостей, вроде «наклепай гвоздей и почини стол – ты же аристократ», все равно из этой игры следовало бы выбросить все скучное, вернув ее в привычный для Spiders формат боев, кат-сцен и снова боев.
Радости:
- Красивые локации
- Крутые кат-сцены
- Харизматичные герои
- Порой неплохие бои
Гадости:
- Скучные квесты
- Скучная прокачка
- Пустынные зоны с одинаковыми монстрами
- Тонны ненужного барахла
Оценка: 6,0
Вывод:
Печально наблюдать, что подобные игры кто-то называет «настоящими ролевками старой школы», как будто GreedFall можно сравнивать с Pillars of Eternity или Divinity: Original Sin. В лучшем случае у Spiders получился кинематографичный «симулятор ходьбы», в котором ходьба излишне затянута.
Обзор написан по ПК-версии игры
Anuriel
Комментарии
Повеселил обзор! Спасибо!