Обзор The Great Escape
Жанр: stealth
Разработчик: Pivotal Games
Издатели: Sci Games, Gotham Games
Платформы: PC, Xbox, PlayStation 2
Дата выхода: 2003 год
Системные требования: ОС Windows 98/Me/2000/XP, процессор Pentium III 933 МГц, 128 МБ ОЗУ, видеокарта с 32 МБ памяти, DirectX- совместимая звуковая карта, 1.6 ГБ свободного места на диске, 8-ми скоростной CD-ROM, DirectX 9.0, клавиатура, мышь
Оценка: 6.5
Тем, кто любит качественные стелсы на тему Второй мировой войны особо разгуляться никогда не удавалось – жанр не самый популярный. Навскидку вспоминается только легендарная «Смерть шпионам!», впрочем, это, конечно, не означает, что таких игр нет вообще. Стоит копнуть немного глубже, и вы наверняка отыщете любопытные стелсы на тему Второй мировой, которые при этом радуют и увлекательным геймплеем и интересными сюжетными миссиями. The Great Escape – игра именно из таких.
Хитрость и осторожность
The Great Escape – игра во многом оригинальная. Во-первых, это «игроизация» довольно популярного одноименного фильма, но не нового, а вышедшего на экраны еще в 60-е годы прошлого века. Сам фильм, кстати, тоже довольно интересный и вполне достоин вашего внимания.
Во-вторых, необычен геймплей, радующий непривычным сочетанием классического стелса и экшена – доведется не только побегать от укрытия к укрытию, но и пострелять по толпам набегающих со всех сторон врагов. Если бы все эти элементы еще и сделаны были бы на самом высоком уровне – тогда The Great Escape цены бы не было. К сожалению, британцы из Pivotal Games, известные по серии тактических шутеров Conflict, сильно заморачиваться не стали. В своей единственной игре по лицензии, не относящейся к долгоиграющему «конфликтному» сериалу, они реализовали несколько интересных идей, но при этом не смогли реализовать ни одну из них по-максимуму. В результате вроде и есть оригинальность, да банально игра не доведена до ума.
К примеру, разработчикам нужно отдать должное за то, что они постарались разнообразить игровые миссии. Нам не придется всю игру бродить между рядами бараков лагеря для военнопленных – сможем побывать и в величественном замке, и походить по ночному лесу, и прокатиться на поезде. Приделать бы к живописным локациям интересный сюжет – было бы вообще здорово. Но на деле мы имеем только обрывочную историю, кое-как связывающую между собой разрозненные миссии.
Играем мы за четверых британских и штатовских военнослужащих, героев фильма-первоисточника. Они совершенно разные по характеру, о чем нам сразу сообщают в видеороликах, знакомя с очередным персонажем. Что играем за разных персонажей – это хорошо, да только ни характеры, ни умения героев абсолютно ни на что не влияют. Все, чем они отличаются друг от друга – разные скины, набор умений же у всех абсолютно одинаковый.
В плане геймплея The Great Escape представляет собой сильно урезанный и более кинематографичный вариант Hitman. Но там, где IO Interactive обеспечивала колоссальную реиграбельность, творцы серии Conflict берут атмосферностью. Временами удается отлично – прогулка по занесенному снегом лагерю для военнопленных, перебежки от одного барака к другому, прятки в тенях от бдительных глаз часовых и слепящих лучей прожекторов – стиль военного кино выдержан безукоризненно. Но с другой стороны, следование основной фабуле фильма и попытка угнаться за кинематографичностью в нашем случае напрочь убивают реиграбельность. Когда вы проходите уровень, вы очень быстро понимаете, что весь геймплей состоит из квестов, которые вам выдают NPC либо придумывает себе сам управляемый нами главный герой – «пойди туда, принеси это, а теперь еще и это» - и так большую часть игры. Никаких обходных дорог к цели миссии и практически никаких возможностей решить основную задачу разными методами. Только сурово и нагло переть вперед, укладывая в гробы немногочисленных попадающихся на дороге фрицев.
О том широком арсенале бесшумного оружия, который доступен нашему лысому другу со штрих-кодом на голове, главным героям The Great Escape остается только мечтать. В стелс-миссиях мы, подкравшись сзади, можем задушить беспечного немца и оттащить труп куда-нибудь за угол. Можно также оглушить охранника ударом кулака по голове, после чего придется оперативно сматывать удочки – посидев немного на корточках, немец обязательно встанет и поднимет тревогу. Взаимодействие с предметами ограничивается возможностью закинуть куда-нибудь подальше пустую бутылку, чтобы она подняла шум и отвлекла охранника, и использовать очередную квестовую вещь в специально предназначенном для этого месте. Плюс можно еще переодеться в немецкую форму, чтобы, не боясь любопытных глаз немцев, свободно разгуливать по очередной локации.
Почти как в кино
«Боевые» сцены были одним из основных козырей The Great Escape на этапе разработки. Действительно, временами нашим героям просто надоедает прятаться в тенях, они берут в руки автомат, снайперскую винтовку либо даже просто пистолет и начинают расстреливать легионы противников. И это со стороны, наверное, даже выглядит интересно – пока вы не попробуете поиграть самостоятельно. Все портит неудобное управление, не дающее ни нормально выцеливать немцев, ни метко стрелять. Вдобавок разработчики не побеспокоились ни о какой системе укрытий – приходится укрываться от врагов также, как это происходит в стелсах, а не как в шутерах, где укрытия реализованы гораздо грамотнее.
Киношные сцены, вроде побега от преследующих врагов на мотоцикле, аркадный отстрел немецких самолетов из кабины бомбардировщика, масштабные перестрелки с десятками фрицев и драки один на один – все эти идеи выглядят очень интересными на бумаге. В реальности же их портят не только неудобное управление, описанное выше, но и страшнейшая графика – по локациям носятся буратиноподобные существа, это касается как главных героев, так и их противников. Мы со всей ответственностью заявляем, что в 2003 году уже можно было делать картинку гораздо привлекательнее, но, наверное, разработчики просто не хотели беспокоиться на этот счет.
Наконец, разочаровывает и искусственный интеллект, который не может ни нормально сражаться, ни нормально охранять вверенные ему территории. Во время ураганных перестрелок враги то и дело прут напролом, видимо, воображая себя бессмертными. Стреляют они плохо, а действовать в команде с коллегами у ботов вообще нет никакого желания. Вдобавок и в лагере можно легко обвести их вокруг пальца, ведь, даже если немец вас увидит вашего героя, он может долго вглядываться в него, а потом просто повесить винтовку на плечо и пойти по своим делам.
Так или иначе, The Great Escape вытягивают неизбитый сеттинг и необычные геймплейные решения. По сути, из прямых конкурентов у данной игры только Prisoner of War, но вышедшая позже The Great Escape превосходит ее по большинству параметров. И, даже несмотря на некоторые обидные недочеты, «Великий побег» сегодня является весьма интересный игрой о Второй мировой войне. Так что фанатам жанра вполне можно посоветовать оценить проект своими глазами, тем более что игра не займет у вас много времени – одолевается скоротечный сюжет The Great Escape за какие-то жалких три часа.
Samael