Обзор Grand Theft Auto 5
Жанр: экшен
Платформы: Playstation 3, Xbox 360
Разработчик: Rockstar Games
Издатель: Rockstar Games
Возрастной рейтинг ESRB: Mature (17+)
Сайт игры: rockstargames.com/V/
Приход нового поколения консолей — явление всегда необычное. Платформодержатели ведут словесные баталии на выставках, на горизонте то и дело появляются по-настоящему оригинальные проекты, но, что самое главное, разработчики пытаются сделать «уход» старых приставок как можно более незабываемым и ярким. Оно и видно, ведь на прилавках лежат уже как минимум два настоящих бриллианта: The Last of Us, а теперь вот и Grand Theft Auto 5.
В свободное время все персонажи заняты своими делами, и при перемещениях между телами их то и дело застаешь в самых разнообразных и нелепых ситуациях.
К слову, новая часть саги — особенная и, возможно, самая важная за всю ее историю. Она ничего кардинально не меняет в формуле серии, но зато доводит практически все ее составляющие до зеркального блеска. Здесь в кои-то веки не провисает сюжет, рутинных заданий почти не осталось, а мир, несмотря на возросшие размеры, кажется еще более насыщенным и интересным. Временами даже возникает такое странное ощущение, будто все идеи из предыдущих игр Rockstar были лишь частью какого-то эксперимента, чтобы полностью раскрыться только здесь. Причем речь идет не только о GTA: место нашлось интересным наработкам и из Red Dead Redemption, и из Max Payne 3.
Ограбление по-итальянски
Кстати, самую интригующую задумку — тот факт, что в этот раз нас ждут целых три играбельных персонажа, — разработчики практикуют не в первый раз. Четвертая часть и Episodes from Liberty City толком не отличались ни геймплеем, ни местом действия, ни режиссерскими приемами. Но при этом в каждой главе абсолютно одинаковый мир воспринимался совершенно по-разному. В обличии угрюмого байкера мы чувствовали себя настоящим изгоем общества, Луис Лопес с головой погружался в мир танцев, гомосексуалистов и «любви» в кабинках туалета, ну а на Нико Белича новый город буквально наваливался всем своим весом и казался таким чужим. Сам эксперимент с разделением всего этого добра на три проекта не очень удался, но самим Rockstar в итоге стало ясно — стоит все это объединить и правильно подать, как идея «выстрелит». И она это сделала.
Здешние пейзажи настолько хороши, что возвращаться в шумный город подчас просто противно.
Grand Theft Auto 5 — это чуть ли не три разные игры в одной. У героев свой круг общения, свои миссии, дома и счета в банках. В конце концов, у двоих из них есть свои семьи, и все они «варятся» в совершенно разных социумах. Но самое главное, что стиль и атмосфера тоже меняются. Если с Франклином вы чуть ли не возвращаетесь во времена San Andreas с разборками банд и темнокожими корешами, а история Майкла куда больше смахивает на то, что творилось в солнечном Vice City, то вот похождения Тревора вообще трудно как-либо классифицировать. И это разнообразие — самое прекрасное, что случалось за всю историю серии.
Игра в цифрах:3 главных героя |
Именно троица главных героев — то, чего долгие годы ей не хватало. Сюжет в кои-то веки перестал напоминать рваную, раскатанную на десятки часов лепешку. Тут есть и четкая центральная линия, и драма (у каждого из протагонистов она своя), и гениальная постановка, а стоит жизни кого-то из них сбавить обороты, как нас тут же отправляют туда, где веселее. Налаживать бизнес Тревора, например.
Rockstar — настоящие мастера пародии, и в новой своей игре они высмеивают едва ли не все, начиная от фильмов и заканчивая газировкой. На этом скриншоте, например, вы можете увидеть, во что превратился знаменитый Hollywood Sign.
Возможность в любой момент сменить шкуру, взглянуть на мир другими глазами позволила GTA 5 практически полностью избавиться от скучных сценарных или геймплейных моментов. Только на горизонте замаячила какая-нибудь рутина, как Rockstar грамотно оставляет ее за кадром. Однообразные поездки, например, сведены к минимуму. Их берет на себя искусственный интеллект, пока вы переноситесь туда, где в данный момент происходит что-нибудь действительно интересное.
Вообще, история гораздо быстрее набирает темп и практически лишена провисающих, затянутых моментов. Вся троица живет в Сан-Андреасе уже долгое время, и никакой акклиматизации или долгих прелюдий здесь нет: мир не поделен на территории и открыт с самого начала, гардеробы полны одежды, а дома уже куплены. И в бурлящий котел преступного мира нас бросают сразу.
Те счастливчики, которым удалось лично побывать в настоящем Лос-Анджелесе, утверждают, что местами сходство с Лос-Сантосом просто поразительное.
А котел этот по-прежнему полон юмора, сатиры, стеба над обществом, десятков потрясающих персонажей и диалогов. И миссий, чуть ли не каждую из которых так и хочется назвать лучшей в истории серии (вы и вправду хотите, чтобы мы тут их пересказывали?). Тем более что в этот раз мы выступаем в роли не обычных шестерок. Теперь мы берем под контроль команду грабителей, дела которой куда более элегантны и красивы, нежели задания Нико Белича или Си-Джея. Несмотря на то, что истории всех трех героев начинаются в разных местах и на разных социальных уровнях, со временем они настолько ловко и красиво переплетаются, что Хаузэрам хочется аплодировать. Это напоминает одновременно и боевики Майкла Манна, и фильмы вроде «Одиннадцать друзей Оушена», только в другом формате. Куда более впечатляющем. Ведь все аферы и все операции нам предстоит провернуть самостоятельно.
Тысяча мелочей
Прежде чем начинать рассказ про различные тонкости и игровую механику, стоит остановиться на главном — ограблениях. Ведь им отведена центральная роль в истории, и они практически не имеют ничего общего с тем, что было в предыдущих частях серии. Представьте себе миссию с налетом на банк из GTA 4, только к этому прибавьте все заботы по ее организации и… нелинейность. Вместо того, чтобы глупо вламываться в тот же ювелирный магазин, прежде всего, необходимо провести разведку, выбрать план (например, по-тихому или со стрельбой?), подготовиться (достать экипировку, транспорт, правильно их расположить), подобрать команду и только потом уже приступать непосредственно к делу. И все ваши решения совершенно точно скажутся на том, как гладко все пройдет. Плохой стрелок или водитель вполне могут завалить часть своей работы, а опытный хакер, напротив, обеспечит большим количеством времени до того, как сработает сигнализация.
Отношения между героями, к сожалению, далеко не всегда можно назвать безоблачными.
Если же на специалистах вы решили сэкономить, то, скорее всего, придется иметь дело с полицией, и тут все тоже просто прекрасно. Забудьте о кружочках на карте, из которых необходимо удрать, или о всесильных и всевидящих копах, появляющихся из ниоткуда — теперь все почти как в реальной жизни. Смог незаметно спрятаться в какой-нибудь подворотне — проедут мимо. Или пойдут прочесывать местность, если почуют что-то неладное. Не раз и не два в Grand Theft Auto 5 у нас происходили ситуации, когда блюстители порядка устраивали настоящие игры в прятки: заглядывали под каждый стол и в каждый угол, и обстановка в такие моменты была накаленная. От искусственного интеллекта обычно такого не ожидаешь.
Вообще, Rockstar исправила практически все, за что раньше их можно было ругать. Перестрелки переехали из отличного в этом плане Max Payne 3: тут вам и Euphoria с красиво умирающими врагами, и отличная баллистика, и частичная разрушаемость. Физику транспорта немного упростили, но управлять стало интереснее и автомобилями, и воздушным транспортом, и даже водными мотоциклами, кататься на которых теперь одно удовольствие. Появилась даже какая-то пародия на стелс. Простенькая, конечно, но… а почему бы и нет?
Несмотря на ограниченные возможности консолей уходящего поколения, дальность прорисовки получилась внушительной.
Другое дело, что все это, как и раньше, уходит в сторонку, ведь главное — это по-прежнему мир и работа над деталями. Лос-Сантос и его окрестности в GTA 5 потрясающе красивы и буквально кишат различными занятиями. Впервые попав туда, хочется просто пуститься в продолжительное путешествие: проплыть по реке Занкудо, прыгнуть с парашютом с горы Чилиад или просто любоваться прекрасными пейзажами, мчась по ночному хайвею.
При этом по пути с вами могут приключиться десятки различных историй. Как и в Red Dead Redemption, сайд-квесты чуть ли не генерируются на карте. Только здесь они гораздо интереснее и лучше проработаны. Вы можете подобрать и довести до города безумно болтливую девушку (при этом выслушивая ее жалобы, а в конце отбиваясь от ревнивого парня), стать жертвой ограбления или подбросить до дома в стельку пьяных туристов, которые начнут творить всякие непотребства прямо на заднем сиденье. И все истории будут обыграны совершенно по-разному, сопровождаясь искрометными диалогами и интересными поворотами событий.
Грув-Стрит, к слову, тут тоже есть. Только вот встретить Си-Джея не получится.
Кому не повезет наткнуться на приключение, тот может устроить его самостоятельно, благо доступных развлечений стало еще больше. Занятия бейсджампингом, теннисом, гольфом, дайвингом, триатлоном, дрессировка собаки, пьянки, тюнинг авто, беседы с психологом, ставки на бирже, походы в кино или чтение сообщений в социальных сетях – почти все, конечно, уже было, но здесь реализовано на таком высоком уровне, что этим реально хочется заниматься. И успеть стремишься как можно больше, да как можно скорее.
Grand Theft Auto 5 — это ни в коем случае не шаг для жанра или индустрии в целом. Но это огромный шаг для самой продаваемой в мире игровой серии. Rockstar наконец-то перестала гнаться за масштабом и безумными размерами, и сосредоточилась на главном — чтобы все, абсолютно все было максимально интересным. Мир огромен, но ровно настолько, насколько нужно — в нем нет ничего лишнего и даже кататься с одной стороны острова на другую не утомляет. Заданий достаточно, но количество проходных среди них сведено к минимуму, а остались лишь самые безумные. Даже огромное количество занятий не создает впечатление избыточности, потому что все реализовано на одинаково высоком уровне и находится ровно там, где должно. GTA 5 полна различных деталей и сюрпризов, о которых многие другие разработчики даже не задумаются. Мы, конечно, могли спокойно прожить и без таких мелочей, как потеющие в реальном времени герои, но… это ведь круто, не правда ли?
Радости:
- Идея с тремя героями
- Огромный и интересный мир
- Куча разнообразных занятий
- Неплохой и достаточно взрослый сценарий
- Сатира и стеб над американским обществом
- Стрелять интересно…
- Ездить тоже…
- И мультики смотреть…
- Вообще все делать интересно
Гадости:
- Из гаража время от времени исчезают машины
- Ограблений не так много, как того хотелось бы
Оценка: 10
Вывод:
Практически идеальная GTA, и один из лучших проектов уходящего поколения. Схватка за звание игры года обещает быть по-настоящему горячей.
Lesmo
Великолепная тройкаФранклин. Темнокожий паренек из не самого благополучного района. Живет с помешанной теткой, дрессирует пса Чопа, дружит (или скорее пытается) с начинающими гангстерами, но мечтает о гораздо большем: выбиться в люди, стать по-настоящему успешным. И в этом ему помогает наш второй «клиент». Майкл. Ранее успешный грабитель, а ныне отъевший пузо богач с кризисом среднего возраста. Обожает фильмы 80-ых, склонен к агрессии и тратит огромные суммы на личного психолога, но при этом кажется чуть ли не единственным (наряду с Франклином) здравомыслящим человеком в городе. По крайней мере, на фоне своей семьи: неверной жены со скверным характером, легкомысленной дочери и сына-неудачника, который только и умеет, что есть, курить траву и часами пропадать в видеоиграх. Тревор. Настоящий безумец. Если он появляется в кадре, то будьте уверены, что вскоре что-нибудь взорвется, кто-то умрет или на экране появится чья-нибудь голая задница. По мнению некоторых, лучший персонаж за всю историю серии. У остальных же его выходки могут вызвать отвращение. |
И мы так тоже можем…Тема ограбления для кино – не редкость. Однако игры используют ее, к превеликому сожалению, не столь часто. Впрочем, Grand Theft Auto 5 – далеко не первый проект, в котором нам предстоит самостоятельно что-нибудь у кого-нибудь украсть. И в этой маленькой врезке мы постараемся вспомнить самые запоминающиеся игровые ограбления: Kane & Lynch. Это ограбление не стало бы столь примечательным, если бы не проблемы с психикой одного из героев. Казалось, что все идет по плану: и до сейфа добрались, и заложники в наличии имеются. Только вот буйный нрав Линча, как и всегда, добавил Кейну «перчинки» по ходу дела. А игрокам дополнительных проблем по отстрелу копов. Mafia. Здешнее ограбление – вероятно, ключевая и самая важная для сюжета игры миссия. Долго готовиться к этой операции нам, к сожалению, не позволили – всего-то провели беглый осмотр будущего места преступления. Но зато само задание было на редкость... нет, даже не зрелищным, а скорее реалистичным. Простенький план и море крови – последствия этого дела не заставили себя долго ждать. GTA 4 & Vice City & San Andreas. Серия Grand Theft Auto долгие годы была поставщиком самых разных ограблений. И хотя в сюжете они играли не самую видную роль, миссии эти получились на редкость запоминающимися. В Вайс-Сити мы собирали команду профессионалов и грабили банк. В четвертой части уже без особых приготовлений повторяли то же самое и устраивали настоящую войну с полицейскими. Но самое интересное разворачивалось именно в San Andreas. И речь даже не о целой серии дерзких грабежей под началом безумной Каталины, а об ограблении крупного казино «Калигула». Мы сражались за план здания, соблазняли крупье, чтобы достать необходимую карту доступа и даже обесточили целый город. Ну а после всего этого нас ждала на редкость трудная и увлекательная миссия уже непосредственно в самом заведении. Uncharted 2: Among Thieves. Во второй части саги о вечно веселом и молодом Натане Дрейке нам необходимо было стащить древнюю реликвию из одного из самых охраняемых музеев в мире. В отличие от той же GTA, ни простора для импровизации, ни какого-то вызова это задание не предлагает. Но атмосфера фильмов про ограбления делает свое дело. Мы, словно ниндзя, в черных костюмчиках крадемся по ночному двору, незаметно вырубаем охрану и сигнализацию, а потом… а вот что было потом вам, пожалуй, лучше увидеть самим. The Elder Scrolls 4: Oblivion. Ограбление Башни Белого Золота – по мнению некоторых, лучший квест в истории серии. Прокрасться туда и стащить Древний Свиток из-под носа чуть ли не всей стражи города – чистое самоубийство, но разве что-то может остановить великого Серого Лиса и его гильдию? Ради реализации сложнейшего плана нам пришлось выполнить целую цепочку увлекательных квестов, но это того определенно стоило – чувство, будто участвуешь в чем-то грандиозном и великом не покидало ни на секунду. |