Обзор Grand Theft Auto 4
Жанр: TPA
Разработчик: Rockstar North
Издатель: Rockstar Games
Похожие игры: серия GTA, серия Saints Row
Минимальные системные требования: Windows Vista SP1 или XP SP3; двухъядерный процессор с частотой 2,0Ггц; 1Гб ОЗУ; видеокарта уровня NVIDIA GeForce 7900 или ATI Radeon X1900; 17Гб свободного места на жестком диске.
Рекомендуемые системные требования: Windows Vista SP1 или XP SP3; четырехъядерный процессор с частотой 2,5Ггц; 2Гб ОЗУ; видеокарта уровня NVIDIA GTX280 или ATI Radeon HD4870; 17Гб свободного места на жестком диске.
Причины столь феноменальной популярности серии GTA понять нетрудно. Rockstar — признанные мастера игры на потаенных желаниях и чувствах геймеров. Великолепно реализованный, лоснящийся от вложенных денег виртуальный мир кружит голову и вызывает стойкое привыкание. Сев за компьютер, пользователь нехотя тянется курсором к заветному ярлычку и погружается во вселенную снисходительных полицейских, беспечных прохожих и плохо стоящих автомобилей, напрочь забывая о том, что потчевать гамбургерами и укладывать спать нужно иногда и себя.
Эволюционный скачок, совершенный серией с выходом четвертой части, просто огромен, причем вперед шагнул не только технический аспект, но и драматическая составляющая. Нико Белич — потрепанный судьбой эмигрант из Сербии, попавший в страну плюрализма, демократии и неограниченных возможностей по приглашению своего двоюродного брата Романа. Но вместо новой спокойной жизни в трехэтажном особняке и вешающихся на шею красавиц Нико ждет холостяцкая лачуга и увязший в долговых обязательствах братишка. Решение бытовых неурядиц и заведение знакомств — вот то, чем нам предстоит заниматься первую четверть игрового времени. Главное отличие повествования GTA 4 от той же San Andreas — это наличие внятной сюжетной линии. Если раньше весь сюжет укладывался лишь в предмиссионные брифинги с забавными диалогами, то теперь история куда более целостная и логичная, хотя и имеет один серьезный недостаток: ближе к концу, во время борьбы мафиозных кланов, сторилайн провисает и уже не увлекает так, как в самом начале. Также существенным нововведением является нелинейность сюжетной канвы: несколько раз будет предоставлен выбор варианта действий в ключевых эпизодах, от которого будет зависеть дальнейший ход развития событий.
Получение заданий и общение с NPC реализовано, как и все гениальное, просто — посредством мобильного телефона. Пожелав встретиться и поговорить о деталях предстоящего дела, заинтересованный персонаж позвонит Нико либо отправит ему SMS-сообщение. После неудачной попытки исполнения поручения на телефон придет SMS с предложением попробовать еще раз. Любому находящемуся в списке контактов NPC также можно позвонить и договориться о совместном времяпрепровождении — сыграть в боулинг или сходить в бар, например. Если сюжетными заданиями заниматься надоело, то аппарат можно выключить и преспокойно давить прохожих, не отвлекаясь на назойливое бренчание. В телефоне, кстати, можно поменять рингтон и цветовую схему.
Задания стали значительно проще и проходятся, как правило, с первой попытки. Большинство из них — это классика серии: «догони красную машину и убей всех сидящих в ней», «разберись с бандой в центре города», «угони автомобиль», «уйди от преследования». Хотя и оригинальных, не виданных ранее заданий хватает. Если во время выполнения миссии Нико лишится жизни, то будет доставлен в ближайшую больницу и оштрафован на несколько процентов нажитого капитала. Оружие теперь отберут лишь при аресте.
Концептуально GTA 4 от предшественниц отличается очень слабо: в вашем распоряжении, как и ранее, огромная территория, а на карте разбросаны иконки нуждающихся в нашей помощи NPC, сотрудничество с которыми наполнит пустой карман. Когда почтовые задания сменяют ожесточенные перестрелки, в глаза бросается обновленная до неузнаваемости экшен-часть. Следуя шутерной моде последних лет, Rockstar ввели в игру систему укрытий, частичную разрушаемость и великолепный физический движок. Теперь Нико умеет припадать спиной к стенам и палить навскидку, что сделало перестрелки более увлекательными и захватывающими.
Погибать в GTA 4 не менее здорово, чем лишать жизни других, а в ответе за это физический движок Euphoria, позволяющий создавать контекстно зависящую от физики и окружения анимацию. Зарулив в фонарный столб, Нико не вылетит через лобовое стекло, как тряпичная кукла из FlatOut, а будет отчаянно шевелить конечностями и трепыхаться в полете, после чего, соприкоснувшись с землей, покатится кубарем и попытается сгруппироваться. Езда по забитому прохожими тротуару — удовольствие из разряда неописуемых. Рукопашные схватки дадут фору любому боксерскому симулятору: соперники периодически толкаются и обрушивают на физически корректные тушки друг друга хлесткие тумаки, затем у кого-то подкашиваются ноги, он падает, опрокидывая мусорную корзину, встает и получает вдогонку серию отборных пенделей — просто дух захватывает. Основательной переработке подвергли и средства передвижения. Физика автомобилей стала намного сложнее и реалистичнее. В плотном потоке автотранспорта теперь не выйдет мчаться на огромных скоростях (авария неизбежна), а на каждом перекрестке необходимо сбрасывать скорость. Система повреждений теперь более детальная и находится где-то на уровне Race Driver: GRID: при неумелом вождении кузов покрывается мелкими вмятинами, царапинами и кровью пешеходов-неудачников, а после серьезного столкновения, без лишних слов ясно, машина восстановлению не подлежит. Город GTA 4 огромен. Пусть по габаритам он и уступает целому штату из San Andreas, но степень проработки местности беспрецедентная.
Улочки мегаполиса более не ассоциируются с выстроенными в ряд обувными коробками, они выглядят куда более живыми и естественными. Не последнюю роль в этом играет новый движок, способный отрисовывать километровые пробки, косяки спешащих куда-то горожан, симпатичные деревья, воду, великолепные погодные эффекты и освещение. Поделен Либерти Сити на три острова, два из которых становятся доступными лишь со временем. Ограничение это реализовано традиционно неуклюже: на мостах сооружены баррикады, преодолев которые Нико получает шесть звезд разыскиваемости, что означает скорый и неизбежный арест. Виртуальному туристу есть на что поглазеть в Либерти Сити: бесчисленное множество магазинов, игровых клубов, стрип- баров, парков, спальных районов и лодочных станций. Жемчужиной города, конечно же, является эмигрантский район Hove Beach, где можно приобрести шапку-ушанку с кокардой и услышать ласкающий ухо родной русский мат.
Венчает всю эту феерию радио. Для GTA-серии шикарный саундтрек давно стал традицией, но в четвертой части Rockstar превзошли самих себя. Внимание уделили всем основным музыкальным стилям и направлениям. Насладиться, кроме всего прочего, можно звучанием рока, регги, фанка, кантри и хип-хопа, а искушенному слушателю доставит радость волна Vladivostok FM, на которой «крутят» группу «Кино», «Глюк’OZу», рэппера Серегу и «Зверей».
Радости:
Отличный графический движок
Уникальная физическая модель
Богатый саундтрек
Внимание к мелочам
Размах происходящего
Гадости:
Забагованность и неоптимизированность
Падение качества сюжета в конце
Оценка: 9.0
Вывод:
Есть в GTA 4 еще и телевидение, и Интернет, и уйма других бесчисленных нюансов, описание которых отнимет то драгоценное время, которое лучше потратить непосредственно на игру. Исполинский, шедевральный и, как бы громко это ни звучало, гениальный проект. Можно бесконечно спорить о его ценности и пытаться найти недостатки, но достоинств у детища Rockstar не отнять: тайтлов с таким вниманием к неисчислимым мелочам, таким неописуемым размахом и таким увлекательным процессом наезда на прохожих нам еще долго не видать.
Алексей Локтионов