Обзор Gone Home

Posted by Anuriel on декабря 25, 2013 - 23:49
Ушел домой и не вернулся

Жанр: квест, инди
Платформы: PC
Разработчик: The Fullbright Company
Издатель: The Fullbright Company
Похожие игры: Scratches, Dear Esther
Мультиплеер: отсутствует
Минимальные системные требования: 1.8 ГГц; 512 Мб видеопамяти; 2 Гб RAM
Возрастной рейтинг ESRB: отсутствует
Дата выхода: 15 августа
Официальный сайт игры: gonehomegame.com

С детства нас приучают, что каждая вещь имеет свое название и назначение. Собака – это гавкающий Бобик во дворе, в чайнике нагревают воду для чая. Все просто, наглядно и очевидно. Такой же принцип и с играми. Вот только в последнее время с восприятием объективной реальности у нас творится что-то неладное. Причина всему не магнитные бури или какие-то проблемы со здоровьем. Всего лишь «нечто» Gone Home, которое скрывается под видом игры. Доктор, а у вас есть компьютер?

Обзор Gone HomeВсе семейство в сборе

Дом издавна является сакральной темой для человека. Для него это не просто четыре стенки и двери. Дом еще и место, где можно побыть самим собой, невольно проецируя свое настоящее Я на окружающие вещи. Впуская кого-то в свое жилье, мы сознательно идем на риск, потому как часто вещи могут сказать о нас больше, чем мы сами. Любая мелочь несет за собой историю. Чем не материал для создания игры?

Игра в цифрах: 

3 члена семьи (не считая Кейт), и каждый со своими скелетами в шкафу
1 год персонаж Кейт не видел семью
3 пароля от шкафов и сейфов придется найти за игру
2-3 часа на прохождение

Может показаться, что проект напоминает прошлогоднюю инди-бродилку Dear Esther, но это не так. The Fullbright Company постаралась сделать все возможное, чтобы вы не чувствовали себя пассивным участником а-ля «посмотрите направо – там у нас крутые моменты», а влились в игру и были сами себе режиссерами. Нам отводится роль девушки Кейтлин, которая вернулась домой из продолжительного евротура, но вместо радушного приема – запертая дверь и записка на ней. Что случилось? Где все? Кейт находится в одинаковом неведении с игроком. Дом хоть и принадлежит родным людям, но для нее и для нас это кроличья нора, в которую боязно и одновременно любопытно заглянуть. За раздумьями «идти или нет» вы сами не заметите, как начнете погружаться в игру все глубже и глубже.

Обзор Gone HomeБез света выглядит комната выглядит еще мрачнее.

Главным козырем Gone Home является манера подачи истории. Двигаясь от комнаты к комнате, вы будто сами толкаете маховик повествования, и то, как он будет раскручиваться, зависит исключительно от игрока. Можно все быстро пробежать за час, не вдаваясь в подробности, а можно методично изучать закоулки, чтобы получить хоть какую-то крупицу информации о семье. Игра отрицает современный тренд подачи истории в виде аудиодневников и часто преподносит информацию фрагментарно, заставляя складывать картинку воедино в собственной голове. Данные буквально разбросаны по всему дому: заметки, письма, фотографии, сообщения на автоответчике. Каждый текст имеет свой характер: от официально-деловых, явно набранных на машинке, до небрежных каракулей, написанных впопыхах. Внимание к деталям чувствуется повсюду. Все, от газеты в туалете до выпитой бутылки виски в баре, говорит нам, что тут уже какое-то время живут люди – ваши домочадцы.

Обзор Gone HomeВроде девушка в комнате живет, но свинарник Сэм устроила знатный.

Дом всячески способствует исследованию, аккуратно подводя вас к знакомству с каждым членом семьи. Поразительно, но уже под конец игры все они станут как родной. И это без какого-либо участия третьих лиц. Каждая комната расскажет обо всех аспектах жизни родственников. Кабинет главы семейства содержит целую историю о борьбе за признание таланта и о тернистом писательском пути. Мамины заметки расскажут о кризисе среднего возраста и проблеме с младшей дочерью. Родительская спальня символично укажет на супружеский разлад, а комната отдыха навеет ностальгию по временам, когда еще были кассетные магнитофоны. Если постараться, то можно найти письма самой Кейтлин. Вот только судя по ним, Кэт из себя не представляет ничего особенного – сплошная серость. Главный герой тут не она.

Обзор Gone HomeФух, это всего лишь краска для волос.

Все вертится вокруг Саманты – младшей сестры. Ее дневник, а это единственная говорящая вещь в игре, будет неотрывно сопровождать вас на протяжении всего игрового процесса. История Сэм является своеобразной исповедью одинокого человека, который в одночасье потерял многое: старый дом, друзей и главное – старшую сестру, на которую можно было равняться и обратиться за советом. Родители есть, но они скрываются за умными книгами об общении с подростками и попросту не могут понять и выслушать. Наверняка многие чувствовали в таком возрасте нечто похожее. И в этом есть несомненный плюс Gone Home – она не держит себя на расстоянии, а постоянно пытается достучаться до игрока. Повествование не оставит равнодушным никого, а наполненный эмоциями голос девушки, кажется, пробирает до самого сердца. История показывает, как все плохое может быстро исчезнуть, если рядом есть тот, кто любит и понимает.

Обзор Gone HomeТрогательный детский рисунок в родительской спальне.

А еще игра будит давным-давно уснувший страх темноты. И вроде знаешь, что не будет стрельбы, оружия и монстров, но все-равно первым делом судорожно ищешь в темной комнате хоть какой-нибудь источник света. Услужливое воображение дорисовывает какие-то странные тени в углу, а постоянный дождь с громом гармонично дополняет творящийся на экране кошмар прямиком из детства. После нахождения первых заметок Сэм об охоте на призраков, дом буквально начинает показывать свое нутро. Становится по-настоящему жутко и в то же время интересно. Если вы любили исследовать заброшенные здания – вспомните ваши ощущения от вылазок. Примерно такими же будут впечатления в процессе осторожного «прощупывания» особняка на предмет всяких тайн. В какой-то момент игра превращается в хоррор-симфонию, где дирижером становится ваше воображение. Считайте, что вам повезло, если у вас нет фантазии.

Обзор Gone HomeШкольная переписка о предстоящей игре в Street Fighter.

Дом является своего рода музеем воспоминаний для тех, кто вырос в 90-ые: тут и кассеты с записанными сериалами на полках, и картриджи от Nintendo 64, пузатые телевизоры и плакаты группы The Misfits. Можно даже найти разбросанные аудиокассеты и прослушать их. Музыка явно не для всех, но добавляет пару очков к самобытности игры. Все же гранж с панком тогда были в почете. Конечно, выросшим на просторах бывшего СССР не понять того, от чего западные рецензенты впадают в ностальгический восторг, но стоит сказать – чем-то наши 90-ые все-таки были схожими.

Обзор Gone HomeЖутковатая находка, которая включает не менее жутковатый скрипт.

Финальные титры приносят легкое разочарование. Как в детективе заглянуть на последнюю страницу и узнать, что убийца – дворецкий. Вы ждете этой концовки, и вы ее получаете. Тут нет крутых сюжетных твистов, нет пафоса и героизма. Это просто история. История, которая может случиться с каждым из нас. И глядя на то, как сценаристы из кожи вон лезут, чтобы преподнести игроку очередной хитросплетенный сюжет, понимаешь, что реальность все равно по драматизму переплюнет тысячи Heavy Rain и The Last of Us. Может, поэтому люди прячутся в играх?

Радости:

  • Нестандартная подача сюжета
  • Отлично переданная атмосфера 90-х
  • Хорошее звуковое сопровождение

Гадости:

  • Не самая передовая графика
  • Для понимания игры нужен хороший английский

Оценка: 8.0

Вывод:

Два часа чужой жизни, принявшие вид компьютерной игры. Нестандартная манера подачи сюжета, сочетающая вдумчивое проникновение в историю одной семьи и персональную драму отдельного человека. Все в декорациях особняка, полного тайн. Пожалуй, лучшее, что выдал нам жанр квеста в 2013 году.

Paranoid

Говорящие с предметами

Обзор Gone Home Обзор Gone Home

Идея подачи сюжета через какие-то вещи хоть и редка, но не нова. Этим приемом любят пользоваться различные хорроры и серия Silent Hill в частности. Своего апогея идея достигла в части, которую многие считают отбросом серии – Silent Hill: Shattered Memories. Она представляет собой вольный пересказ оригинального Silent Hill со значительными изменениями как динамики, так и геймплея. Главным элементом являлся смартфон, который, кроме выполнения основных функций, умел фотографировать. В момент приближения к определенному месту появлялись нечеткие очертания фигур, которые можно было сфотографировать и получить текстовое или голосовое сообщение, связанное прошедшими событиями. Поначалу кажущиеся разрозненными сведения под конец собирались в единую картину, позволяющую глубже понять сюжет. Также на уровнях валялись всякие безделушки – опять же, ничего не значащие на первый взгляд, но имеющие свой смысл в рамках сюжетной ситуации и концовки в целом.

Украинские разработчики игры «Анабиоз» пошли дальше, привязав к определенным вещам, людям и местам систему ментального эхо. Иначе говоря, мы подходим к заваленной двери, активируем систему, возвращаемся в прошлое и поворачиваем или предотвращаем события с пользой для себя. Таким образом освобождаем проход и больше узнаем об истории корабля и его команды. И не стоит забывать замечательную историю о Данко, которая тонкой линией идет через весь сюжет, по сути аллегорично пересказывая и дополняя то, что узнает игрок.

квест Обзор №165
Упоминаемые игры и серии: 
Gone Home