Обзор The Getaway

Жанр: экшен, песочница
Разработчик: Team Soho
Издатель: SCEE
Платформа: PlayStation 2
Мультиплеер: нет
Дата выхода: 2002 год
При первом взгляде на The Getaway эту игру легко принять за очередной GTA-клон. В самом деле, открытый мир в виде большого города – есть, вид от третьего лица – есть, возможность кататься по городским улицам и угонять транспортные средства – есть, надоедливые полицейские на улицах – тоже есть. Но уже поиграв в The Getaway минут 15, сразу понимаешь, что ее разработчики пошли на самом деле несколько другой дорогой, взяв концепцию GTA 3 и попытавшись создать на ее основе нечто несколько иное, точно также, как это сделали до них авторы Mafia: The City of Lost Heaven, и гораздо позже них – авторы L.A. Noire.
Тачки, деньги и стволы
Сюжет The Getaway вдохновлен «бандитскими» фильмами Гая Ричи – если вы любите эти картины, то для вас криминальный Лондон этой игры быстро станет вторым домом. О серьезном подходе к созданию игры говорят уже вступительные титры, выполненные в стиле дорогого кино, сопровождаемые шикарной музыкой. И уже сразу со вступительного ролика The Getaway почти что в буквальном смысле хватает игрока за шкирку и втягивает в жестокий мир погонь, перестрелок и разборок между английскими бандами.
Главных героев в игре сразу двое. Начинаем мы игру за бывшего бандита Майка Хэммонда. Парня, который уже было хотел отойти от дел, однако бандитский мир просто так, как известно, никого не отпускает. В итоге жена Хэммонда была убита, сын – похищен, а сам он теперь должен выполнять поручения местного «большого босса» Чарли Джолсона, цель которого – спровоцировать большую войну между лондонскими криминальными группировками. Кампания Хэммонда сравнительно короткая, но зато сразу после ее завершения игроков ожидает сюрприз – полноценная вторая кампания, уже за полицейского Фрэнка Картера, предлагающая взглянуть на приключения Хэммонда с другой стороны. У каждой из игровых кампаний есть собственные особенности, свой сюжет и свои герои, потому играть в каждую из них достаточно интересно. Вообще, сюжет – это весомое достоинство игры, создатели The Getaway смогли сочинить действительно увлекательную историю, не уступающую по качеству сюжетам классических гангстерских фильмов. Вот только в угоду сюжету пришлось пожертвовать свободой – в игре по умолчанию нет режима свободного путешествия по Лондону. Открытый мир есть, но в кампаниях более-менее изучать его можно только когда вы катите на машине к очередной цели, или бегаете на своих двоих по улицам города, опять же, на пути к очередному заданию.
И только после того, как пройдете обе сюжетные кампании, откроется свободный режим исследования игрового мира. Вот только кроме того, что воевать с полицейскими, делать здесь больше нечего – в отличие от той же GTA: Vice City, в The Getaway нет никаких дополнительных подработок, никаких магазинов для изменения внешнего вида главного героя, никаких побочных миссий, или же автомобилей и домов, которые можно было бы купить, да и денег самих тут нет – вообще ничего, что мы привыкли видеть в таких вот играх-песочницах. Скорее всего, разработчики сознательно решили отказаться от побочных активностей, чтобы не разрушать стиль криминального боевика, которым пытались сделать свою игру. Но в итоге открытый мир The Getaway оказывается не так уж и нужен – все равно нет времени его исследовать, потому что мы просто несемся по сюжету, выполняя задания одно за другим. При этом нельзя не отметить великолепную картинку игры – сразу видно, что перед нами высокобюджетный проект с передовой для своего времени графикой.
Бандитский Лондон
Реалистичность – один из тех «китов», на которых держится The Getaway. Прежде всего, город, в котором разворачивается действие, сам по себе сделан предельно реалистичным. Разработчики сами англичане, поэтому неудивительно, что у них отлично получилось воссоздать Лондон практически таким же, каким он является и в реальном мире. Узкие улочки, оживленное движение, автомобили реальных брендов, снующие по тротуарам пешеходы, солидные ограждения тротуаров, врезавшись в которые, можно разбить машину – The Getaway вы запросто можете использовать для изучения реальной лондонской жизни. И это действительно впечатляющий результат для игры 20-летней давности. С другой стороны, погоня за реализмом сделала The Getaway по-настоящему хардкорным проектом.
Уже поиграв с полчаса в The Getaway становится понятно, что Team Soho поставила перед собой концептуальную задачу – сделать игру, в которой от кино будет больше, чем от самой игры. К примеру, когда выиграете в The Getaway, на экране нет совершенно никаких элементов интерфейса. Ни привычной по GTA: Vice City мини-карты в нижнем углу, ни счетчика здоровья, изображения выбранного оружия и количества патронов в магазине ствола – в углу верхнем. Только большой город, разнообразные люди и машины, и спина протагониста по центру. А ведь нам нужно как-то выполнять задания в открытом мире! Оригинальная версия The Getaway включала бумажную карту Лондона и бумажный же мануал, в котором рассказывалось о том, по каким правилам функционирует здешний мир. Но, поскольку наши игроки играли в пиратские версии, то приходилось до всего додумываться самостоятельно, ведь в самой игре обучающего режима нет.
На любое игровое задание мы сначала выезжаем на автомобиле. Дорогу нам указывают поворотники – они начинают мигать, когда нам нужно поворачивать, и чем мы ближе к повороту, тем сильнее мигают огни, когда добираемся до цели – загораются уже оба поворотника сразу. Весьма оригинальное решение, которое уже само по себе делает The Getaway непохожей на другие игры-песочницы. И такой же оригинальный подход виден во многих аспектах геймплея. В многочисленных перестрелках нам предлагают оценивать состояние персонажа по модельке героя: на его одежде видны пятна крови, он ходит шаркающей походкой и тяжело дышит – значит, протагонист сильно ранен и нужно восстановить здоровье. При этом никаких аптечек в игре не предусмотрено, чтобы восстановить здоровье, нужно просто подойти к ближайшей стенке, чтобы герой облокотился на нее и отдышался – тогда пятна крови на его одежде постепенно пропадают. В случае с автомобилями все еще проще: автомастерских в игре нет, а автомобили ломаются часто (правда, зависит от конкретной модели, какие-то авто продержатся дольше других) – когда машина выходит из строя, мы просто отбираем авто у какого-либо бедолаги и продолжаем миссию. При этом система повреждений машин в The Getaway реализована шикарно – пули оставляют дырки в стеклах, окруженные трещинками, корпус от ударов мнется и разваливается, а после попадания пуль в мотор он начинает дымить, машина едет все медленнее и постепенно выходит из строя. Хуже всего, если вам разбивают поворотники – тогда можете сразу менять авто, потому что без них никуда в игре не доехать.
Во время пеших миссий с перестрелками вы можете прижиматься спиной к укрытиям, стрелять вслепую из-за угла, а также брать заложников, прикрываясь ими как живым щитом – набор возможностей для игры 2002 года просто огромный. Вам доступно различное огнестрельное и холодное оружие, зачастую его нужно отбирать у врагов. И, опять же, все реалистично – стоит достать «пушку» на улице, как по вам сразу же откроют огонь полицейские, поэтому основные разборки с врагами ту происходят в помещениях.
Оценка: 7.5
Вывод: The Getaway после ее релиза многие западные журналисты совершенно справедливо называли игрой, опередившей свое время. Огромный кусок Лондона в качестве «игровой площадки», интересные концептуальные задумки в плане геймплея и отличный сюжет – вот те составляющие, которые могли бы сделать игру хитом. К сожалению, разработчики из Team Soho все же делали больше фильм, а не игру, начисто отказавшись от преимуществ «песочниц» и сконцентрировавшись на стиле и на истории. Увы, такой подход не позволил The Getaway стать хитом продаж, но зато мы получили самобытную игру, в которую интересно играть и сегодня – над лишь забыть про игры сери GTA и принять те правила, по которым живет мир The Getaway.
Samael