Обзор Full Spectrum Warrior: Ten Hammers

Жанр: Squad-Based Strategy
Разработчик: Pandemic
Издатель: THQ
Количество дисков в оригинальной версии: 1 DVD
Похожие игры: Full Spectrum Warrior, Brothers in Arms
Минимальные требования: CPU 1,5 GHz, 256 MB ОЗУ, 3D-ускоритель с 32 Мб памяти (GeForce 4MX не поддерживается), 2,5 Гб на винчестере Рекомендуемые системные требования: CPU 2 GHz, 512 MB ОЗУ, 3D-ускоритель с 64 Мб памяти, 2,5 Гб на винчестере, трезвый ум и много-много терпения
Из подворотни понесло горьковатым, замешанным на крови, порохе и женских слезах запахом свободы. Командир отряда Браво осторожно высунул голову из-за угла — только лишь чтобы удостовериться: зекистанские аборигены очень рады вестнику перемен. За мгновение до того, как застрекотал пулемет, за мгновение до того, как кусок отстрелянной штукатурки перекочевал со стены на пыльную дорогу, опытный военный одернул голову. Наметанному глазу хватило и полмгновения, чтобы оценить ситуацию: на другом конце улицы располагалось что-то типа бесплатной автостоянки на восточный манер. Ржавый, но оттюнингованный по последней местной моде пикап с пулеметом в кузове соседствовал с обгоревшим каркасом автомобиля поменьше.
Хозяева машин стояли неподалеку и вели беседу, но, видимо, не очень увлекательную — так как на появление чужеземцев отреагировали молниеносно. Вызов был принят. Командир отряда и пулеметчик Браво, поочередно высовываясь из угла, огрызались рассеянным огнем. Гранатометчик и рейнджер в это время следили за правым флангом, с которого осторожно продвигался к месту боя отряд Альфа. Когда бойцы Альфа приблизились на достаточное расстояние — в ход пошла дымовая граната, и пулемет на другом конце улицы затих. В ту же секунду подали голос орудия Браво, заградительным огнем создавая зеленый коридор на пути к противнику, по которому осторожно начал продвигаться отряд Альфа. Заняв позицию в двадцати метрах от врага за когда-то декоративной гранитной скамьей, командир отряда Альфа отдал приказ гренадеру поразить вооруженный автомобиль...
Через секунду миф о непобедимости американской армии навсегда развенчался, а квартет спецназовцев в ускоренном режиме прошел метаморфозу из homo sapiens в безымянный фарш. Виной тому стало не прекращение действия дымовой гранаты и даже не короткая приостановка заградительного огня отрядом Браво. Просто гренадер дал залп себе под ноги, а в алгоритмы местного AI кроме всего прочего явно заложены еще и основы черного юмора. Продуманным в мелочах и в то же время с крупными просчетами предстает перед нами продолжение первой squad-based стратегии Full Spectrum Warrior — Ten Hammers.
Hey-hey, I saved the world today
Намеки на сюжетные перипетии, наблюдавшиеся в родственном по духу Brothers in Arms, ни коим образом не затронули свежий FSW (хотя ряд других идей разработчики слямзить совершенно не постеснялись). Как и в оригинале, перед нами разворачивается временами монотонное, чаще предсказуемое, но иногда нелогичное и сумбурное представление, именуемое войной. Основная задача в начале каждой миссии оригинальностью не блещет — с минимальными потерями пройти определенный участок городской местности, время от времени отвлекаясь на дополнительные указания вездесущего командования. Уже в процессе кого-то приказывают взять в плен, где-то прикрыть отступление параллельно действующих отрядов, провести штурм какого-либо важного объекта или же отбить вражескую осаду.
Каждая карта — это комплекс одинаково важных для достижения конечной цели клочков земли. А прохождение карты — это, по сути, методичное отвоевывание этих самых клочков. Отбили один — переходим к следующему, постепенно, шаг за шагом взламывая оборону противника, и продвигаемся к импровизированному финишу. Игра не требует принятия быстрых решений, а вскоре уже на собственном опыте станет понятно, что в абсолютном большинстве случаев поспешность означает гибель. Каждое столкновение с врагом — это вызов серым клеточкам. Казалось бы, провести два отряда через улицу длиной сотню метров — дело пятнадцати секунд, но в особо запущенных случаях временные затраты могут составить и пятнадцать минут, большая часть которых потратится вовсе не на раздачу и выполнение приказов, но на планирование.
Если в другом конце улицы за импровизированными баррикадами из промышленного мусора комфортно расположилась пара солдат противника, а из окна здания неподалеку виднеется дуло снайпера — то тут уже самое время призадуматься. Уникальность Full Spectrum Warrior прежде всего в том, что ключевой составляющей геймплея является планирование, а не техническое выполнение действий. Есть точная карта местности, есть собственные глаза играющего, есть и различные варианты прохождения. Можно заслонить вражеский огонь дымовыми гранатами, можно приказать одному отряду подавлять противника, а второй пустить в обход (или даже разделить один отряд на две пары бойцов — одно из немногочисленных, но довольно интересных нововведений), можно использовать боевые гранаты или стрелять из "подствольника"; в отдельных случаях можно даже самому испытать судьбу в роли снайпера: теперь двое из четырех бойцов отряда — рейнджер и командир отряда — могут под управлением игрока вести прицельную стрельбу по противнику.
Все дело в том, что каждый конкретный вариант актуален только в определенных ситуациях. Если по вашей позиции ведется подавляющий огонь из пулемета, то о гранатах и даже ответной стрельбе сразу можно забыть: бойцы всем телом прижмутся к укрытию, а на приказы атаковать реакция будет весьма однозначной — радиоэфир наполнится отборной бранью. Прицеливаться вручную (а это, как ни крути, самый быстрый способ уничтожения живых сил противника) получается в минимуме случаев — чаще всего боец, высунувшийся из укрытия больше, чем на секунду, сам становится мишенью, а зекистанцы редко промахиваются.
Не думаю, правда, что во вражескую армию набирали только самых метких стрелков — просто свои острые и кровожадные зубы-особенности демонстрирует искусственный интеллект. Если издалека бойцы обеих враждующих сторон бьют без промаха, то с ближним боем здесь целая беда. Перестрелка между боевиками, находящимися в двух метрах друг от друга, может затянуться на десятки секунд, а победителями чаще всего выходят, как ни странно, не доблестные американские военные, а средневосточные оборванцы. Компенсируется эта несправедливость патологической любовью местных базукоидов стрелять под себя или по позициям союзных войск — хорошо хоть гранаты AI не доверили.
Лицезреть чудеса тактического мышления приходится гораздо реже, но ведь приходится же! Оставите отряд без прикрытия — и вас обязательно обойдут по флангу. Ошибетесь с траекторией уже брошенной гранаты — и панический рывок вражеского отряда в вашу сторону может окончиться вашим же полным разгромом. Сам факт, что противники не прикованы к номинальным позициям и не гнушаются грамотного перемещения по карте, — очень приятен. А еще можно побаловаться с уровнями сложности. Прохождение на минимальной наверняка откушает полдесятка вечеров, уже средняя прописывает на поле боя контингент снайперов и бравых парней с рпг (не настольными — наплечными), а о максимальной сложности самым правильным будет сказать только одно: нервы дороже.
Oh, green world
Контраст составляющих окружающей действительности резко бьет по глазам. В этом мире всегда светит солнце, в этом мире растут деревья, своей зеленостью конкурирующие с травой из счастливого прошлого. И стреляют здесь тоже всегда. Навевающие тоску бесконечные руины, тревожный дым и горы мусора — основа здешних экстерьеров, а предметы быта, которых на самом деле нет, выгодно выделяют просторность местных домов. Да, в здания теперь разрешается заходить, только вот как-то не очень хочется. Как сказал один из героев мультсериала Southpark по прилету в Афганистан: "Если б я здесь жил, я б тоже был террористом".
Царящий повсеместно праздник жизни нарушает только рев танков (замечательное, скажем прямо, нововведение — аж в целой одной миссии встречается), да топот солдатских сапог англо-американской коалиции. За каким чертом сюда притянули англичан — решительно непонятно. Отличия в вооружении чисто визуальные, на сюжет похождения сынов Альбиона никак не влияют — да и странновато было бы, учитывая, что цельного сюжета в игре просто не выделяется. Но свою порцию симпатий все-таки заслуживают: говорят-то английские вояки на удивительном по красоте звучания языке Битлз, Стинга и Гая Ричи — эстетствующий тактик рискует заслушаться.
Озвучка в целом вдохновляет на подвиги. Англичане, вон, выражаются на классическом английском, американцы — просто (и со вкусом!) выражаются. Стрекочет все вокруг знатно да и бабахает время от времени просто шикарно. Только вот музыка абсолютно не в тему — все игровые мелодии предназначены скорее для финальных титров, но не для боя. Ибо подобрать что-то соответствующее неспешному философствованию на тему бренности солдатского бытия очень и очень трудно, и пафосные мотивчики — определенно мимо кассы. В той же Brother in Arms: EiB с аналогичной задачей справились филигранно: во время боев в динамики пускался отменный звуковой ряд в направлении "bang-bang", сочетающий в себе выстрелы, взрывы и интернациональную брань — и больше ни-че-го. Но то Gearbox, представители же Pandemic на столь радикальный шаг — отказаться от музыкального наполнения — просто не решились. Хотя есть небольшая вероятность, что причина кроется совсем в другом. Разработчики оказались ярыми поклонниками фэн-шуя и гармонии во всех их проявлениях. Поэтому решение совместить дрянную музыку с аналогичного качества картинкой можно считать вполне осмысленным.
Не анимированные лица, угловатые тушки, блеклые текстуры... Назревает интереснейшая тенденция: лестные эпитеты вот-вот себя изживут, потому что процессу поиска предметов восхваления не способствует даже обостренное по весне желание. Остается только язвить и иронизировать. Передовые по своей отсталости составляющие игровой картинки дружным хором напоминают, что двухтысячный год — он здесь, неподалеку. Радует только то, что в процессе навязывания диким народам идеалов демократии обо всем остальном натурально забываешь.
Оценка: 8
Добавке длиной в полноценную игру вряд ли суждено сыскать новых почитателей серии — освоить нахрапом сложно, контент-винегрет из разных тактических наработок поначалу пугает очень сильно. Несуразности AI время от времени не менее сильно огорчают, а впечатления о графике прозорливый мозг целенаправленно вытесняет из сознания. Скажем без дрожи в голосе и хитрого блеска в глазах: игра хороша. Но монотонный геймплей — он ведь не для мэйнстрима. В высшей степени незрелищно, отнимает кучу времени и требует серьезного подхода. Если о своеобразной элитарности оригинала еще можно было спорить, то здесь она видна невооруженным глазом. Игра на популярную тему, но непопулярного содержания. Надеемся, продолжение последует — коль уж первая часть окупилась.
TraiL