Обзор FUEL [КГ]
Жанр: аркадный автосимулятор
Платформы: PC, PlayStation 3, Xbox 360
Разработчик: Asobo Studio
Издатель: Codemasters
Издатель в СНГ: Новый Диск
Похожие игры: Motorstorm, Motorstorm: Pacific Rift, Pure
Мультиплеер: Интернет
Минимальные системные требования: процессор уровня Intel Pentium D с частотой 3,0ГГц или аналогичный AMD Athlon 64 X2; 1Гб ОЗУ; видеокарта уровня NVIDIA GeForce 7800 или ATI Radeon X1800 с 256Мб ОЗУ; 6Гб свободного места на жестком диске
Рекомендуемые системные требования: процессор уровня Intel Core 2 Duo с частотой 2,4ГГц или AMD Athlon 64 X2 4200+; 1,5Гб ОЗУ; видеокарта уровня NVIDIA GeForce 8800 или ATI Radeon HD 3800; 6Гб свободного места на жестком диске
Официальный сайт игры: www.fuel-game.com
Ужасное начало…
FUEL очень плохо начинается. Точно так же плохо, как и эта писанина: резко, непонятно и совсем не с того — в общем, неправильно. Хотя, если честно, неправильное начало — судьба многих отличных игр. Польский вестерн Call of Juarez, «бесездовский» Oblivion, легендарный Fallout 2 — все они с первых минут пытались окунуть игрока в трясину скуки и уныния, которая могла затянуть и не отпустить. Но если вам удавалось выкарабкаться на твердую почву (благо, неинтересное начало быстро заканчивалось), эти проекты показывали свое истинное красивое и благородное лицо. С FUEL все точно так же, только с одной существенной поправкой: лица не видно, а топь безгранична. А нет, тут рядом одна из теорий квантовой физики подсказывает, что у всего есть конец. 14.000 квадратных километров — именно таких размеров болото ждет вас в этой постапокалиптической аркадной гонке, которая, повторимся, очень плохо начинается.
Время действия игры — ближайшее будущее. А будущее это совсем не светлое: мировой финансовый, мировой топливный и мировой умственный кризис. Прибавляем к этой веселой тройке глобальное потепление да обильное загрязнение окружающей среды — и в результате получаем неутешительные новости: огромные территории на нашей многострадальной планете стали невозможными для обитания. Такие, как Калифорния, из которой все нормальные люди давным-давно уехали, уплыли и улетели в теплые края. Остались только сумасшедшие, экстремальные ребята, устраивающие гонки на этом забытом Богом клочке суши.
«И где же плохое начало?» — спросите вы. А вот оно. Первая же локация на невозможной для обитания территории похожа на хорошо финансируемый заповедник: заливные зеленые луга, густые дремучие леса и умопомрачительные закаты на фоне прекрасной природы. И только пустующие бензоколонки и придорожные кафе с полуразвалившимися фермами и поселками напоминают о глобальной миграции населения в лучшие — хотя куда уж лучше? — земли. И это постапокалипсис? Где выжженные пустоши? Где радиационные загрязнения и мутанты? Где буйство и мстительность природы? Дилетанты, черт подери! Конечно, позже ситуация исправится — появятся и пустыни, и торнадо под ручку с тайфунами, и еще много всего веселого и экстремального. Но все-таки этого недостаточно для создания той самой надежной и твердой поверхности посреди болота. Атмосферность потеряна, скуку сложно перебороть, да и как-то не очень хочется это делать.
…плохая середина…
А как все неплохо начиналось. Правильная маркетинговая кампания делала свое дело и представляла нашему взору нечто невероятное — Motorstorm на PC, да еще и с sandbox-геймплеем. Ураганные видеоролики, сказочные обещания и самая большая игровая локация за всю историю индустрии — этот проект стоило ждать. А ведь верно в одной книженции написано — «не возгордись». Ну, попали разработчики со своим FUEL в Книгу рекордов Гиннесса, а она их проглотила, даже не разжевав. Обыкновенный рекламный выпад для привлечения массового покупателя — и ничего более. Бесспорно, светлый и позитивный для отдела продаж издателя, но в конечном счете негативный для самой игры. Когда люди усердно сосредотачиваются на чем-то одном и забывают про все остальное, результат подобен ядерному взрыву — крутой «ба-бах» сменяется долгой и унылой ядерной зимой.
Игровая локация не просто большая, она действительно огромная. И это главный минус FUEL. Так как все плюсы проекта не рассчитаны на «песочницу» таких размеров, они волшебным образом конвертировались в недостатки разной степени тяжести. Знаем, о чем вы подумали, но нет — изначальные корявости все тем же волшебным образом не превратились в положительные черты, а так и остались большими неприятностями. Просто когда ты хочешь быть агрессивным хищником (в нашем случае — угарной аркадной гонкой по бездорожью), тут главное не перестараться. Одно дело жонглировать страхом и ужасом, успешно притворяясь большим и сильным тираннозавром — свирепым охотником, проработанным до мелочей самой матерью природой, у которого попросту нет лишних или откровенно слабых сторон. Другое — разрастись и распухнуть до размеров сейсмозавра (название говорит само за себя), которому, естественно, нет и не будет равных в огромности и массивности, но будущее которого далеко от начальной цели: медлительность, травоядность и скука.
…и такой же конец
От великого к малому. Сами гоночные болиды, которые в большинстве случаев тут представлены хламом на колесах, скоростными характеристиками не впечатляют. Конечно, это не черепахи в постапокалиптических панцирях, но до увлекательности и сумасшествия Motorstorm нашему сегодняшнему пациенту — как до Луны на «копейке». Скорости практически не ощущаешь, средний крейсерский предел большинства авто едва ли дотягивает до заветных ста километров в час, которые в приличных аркадных гонках достигаются за секунды две-три. Разработчики даже нитроускорение умудрились запороть. Они, видите ли, лучше нас с вами знают, когда следует давить на красную кнопку. Закись азота впрыскивается автоматически — как только вы выжмете все возможное из своей гоночной скороварки, у нее обнаружится «второе дыхание», что вызовет резкую прибавку к скорости. Польза от такого «ускорения» увлеченно стремится к нулю — получается обыкновенная лишняя передача.
А еще трюки на всяких-разных мото- и квадроциклах тоже выполняются без участия игрока. Совсем. Совершенно непонятно, какой логикой руководствовались разработчики. Автоматизация в таких случаях вредит здоровью. Какой толк от органов правопорядка, если преступники сами бегут в милицию и поднимают лапки кверху? Хорошо, хоть рулить нам позволили самостоятельно, а то мало ли что.
Вообще, во FUEL еще много чего вызывает недоумение: бесполезные поиски новых раскрасок и автомобилей, самая неудобная на свете карта мира, кривая система GPS, тупейший ИИ, всегда прущий по одной линии, что бы ни случилось. Но по-настоящему на дно этого огромного болота вас будет тянуть пустота и полная статичность игрового мира. Понятно: все эмигрировали подальше от умирающей Калифорнии, оставили эту клоаку человечества в поисках лучших мест. Но нельзя делать игру абсолютно пустой (одинаковые грузовички, прущие друг за дружкой с упорством горного ослика, не в счет) — это ведь неинтересно. В этом мире ничего не происходит, этот мир не меняется, этот мир мертв во всех смыслах этого слова.
Зато, надо признать, он очень красив — и технологически, и эстетически. Налипающая на автомобили грязь, погодные эффекты, те самые умопомрачительные закаты, бури со смерчами — проработка всего этого достойна похвалы. Все-таки невооруженным глазом заметно, что художники с дизайнерами очень старались. «Копипаста» мало, но достаточно, чтобы пытливый взор наблюдательного игрока то и дело подмечал, скажем, некоторую схожесть отдельных областей. А иногда и абсолютную: даже отличия искать не надо. Но для 14.000 квадратных километров это позволительно, тем более что в превалирующем большинстве случаев проработка территорий и вправду классная. Сразу видно, что было в приоритете у Asobo. А зря, конечно. Сделали бы ребята локацию поменьше, не заморачивались бы на ней, продумали бы остальные геймплейные моменты — глядишь, и получилась бы в итоге Motorstorm в «песочнице». А так…
Не подумайте, FUEL не ужасен до безобразия, он просто чертовски нехорош. Играть в него у вас получится без рвотных рефлексов и истерических перезагрузок компьютера, вам даже что-то понравится. Но, во-первых, до этого «чего-то» надо добраться, а во-вторых, это «что-то» необходимо найти. Последнее особенно сложно: болото-то практически бескрайнее. 14.000 квадратных километров — это вам не шутки.
Плюсы:
Отличная графика
Красивый мир
14.000 квадратных километров территории
Местами угарный игровой процесс
Минусы:
Автоматизация и небрежная проработка нужных компонентов игры
Пустой и мертвый мир
14.000 квадратных километров территории
Скучный игровой процесс
Оценка: 6.6
Вывод:
Наглядный пример того, что попасть в Книгу рекордов Гиннесса — это еще далеко не все. FUEL — это 14.000 квадратных километров пустоты, скуки и однообразия.
Обзор написан по PC-версии проекта