Обзор Фобос: 1953

Dark Corners of Sovok
Жанр: квест
Платформа: PC
Разработчик: Phantomery Interactive
Издатель: CP Digital
Похожие игры: Sublustrum, Dark Fall: Lost Souls
Минимальные системные требования: процессор с частотой 1,5 ГГц; 256 Мб ОЗУ; видеокарта с 128 Мб ОЗУ и поддержкой шейдеров версии 2.0; 1,5 Гб свободного места на жестком диске
Рекомендуемые системные требования: процессор с частотой 2,0 ГГц; 512 Мб ОЗУ; видеокарта с 256 Мб ОЗУ и поддержкой шейдеров версии 2.0; 1,5 Гб свободного места на жестком диске
Официальный сайт игры: www.phobos.su
Старое развлечение. Вы или его плохо помните, или позабыли, или вообще никогда не видели. Interactive Fiction. Нет, это не жанр «Фобоса: 1953». Это жанр того, во что мы предлагаем вам сыграть при прочтении этой рецензии. Правила просты — следуйте по тексту за указателями в зависимости от вашего выбора. Вы хотите сыграть в игру?
Выбор есть всегда. Делать или не делать. Участвовать или пройти мимо. Быть «в» или «вне». Выбирать из многообразия дорог, путей, сценариев, зачастую непредсказуемых, с совершенно неожиданными развязками, вытягивающих к солнцу или заводящих в положение куда худшее, чем то, с которого вы начинали. И далеко не всегда в выборе главное не ошибиться. Ошибки — опыт, ошибки — повторение или отсутствие их в дальнейшем, ошибки как остановка, осмысление и вновь выбор. Иногда выбор делаете вы, иногда выбор делают за вас, но всегда к развитию и финалу вы приходите вне зависимости от запланированного и желаемого. Но в вашей власти вернуться на несколько шагов назад и вновь сделать выбор. Пока не будет найден приемлемый путь. Итак, сыграем в игру? («Конечно, сыграем» — читаете дальше. «Идите к лешему» — переход к пункту 2».)
1. Уже можно сделать кое-какие выводы. И вы уже не можете представить себе Phantomery Interactive отдельно от жанра «квест». Вы или играли в одну из лучших адвенчур 2008-го — Sublustrum, или еще поиграете, а если жанр вас вообще не интересует, то перейдите к пункту *. Вы знали или узнаете ее как атмосферную игру. С неплохим сюжетом, но с главенством атмосферы. Узнаете или знаете как аккуратно отточенную в стилистике стимпанка, но берущую атмосферой. И вы уверены или сомневаетесь, что если бы в ней не было ничего кроме атмосферы, то она все равно была бы чудо как хороша. Вы в праве ожидать от авторов Sublustrum повторения успеха или полного провала. Вы верите, надеетесь, сомневаетесь. Вас смущает то, что это игра по кино? Вы вообще в курсе такого феномена, как игры по кино? («Да, в курсе. А что за игра-то?» — переход к пункту 4. «Да, в курсе. А что за фильм-то?» — переход к пункту 6. «Нет, а что с ними не так?» — переход к пункту 3».)
2. Вы переворачиваете страницу и читаете газету дальше.
3. Игроизации кинофильмов — это родовое проклятие всей индустрии по производству и тиражированию виртуальных развлечений. Вы можете придерживаться разных точек зрения. Вы можете обвинять тех самых алчных издателей, стремящихся продать под шумок кинопроката бестолковую и плохо исполненную поделку по мотивам, которые нанимают на это дело тех самых поденщиков и устанавливают жесткие сроки. И издателям плевать на то, что к дедлайну проект может быть элементарно недоделан. А расплачиваетесь за это вы. Вы можете выбрать другой путь и поддержать те редкие, но, бывает, хорошие игры по кинолентам, не цитирующие и зачастую полностью переписанные и оттого уже вроде и не приуроченные к фильмам, но номинальное отношение к ним имеющие. В любом случае, вам стоит перестраховаться и запастись бумажными пакетами перед ознакомлением с игрой по киноленте. («А как этот фильм?» — переход к пункту 6. «Так игра по фильму?» — переход к пункту 5. «Все, не хочу это читать!» — к пункту 2. «Игра — трэш?» — к пункту 11.)
4. Вам может нравиться подкласс панорамных квестов, может не нравиться, а может, вы видите его впервые. И весь геймплей, как бы вы ни возмущались или ни визжали от радости, — это исследование, сбор, прочтение, поиски, изучение и вывод к дальнейшему выбору. Не сложный в роли каких-то логических цепочек и закрученных мозголомок, но спокойный и последовательный. И все по этой части, даже если вы ждали большего. Как в немногих адвенчурах, здесь ставка делается не на разгадывание, а на поиск разгадки. Неформатный подход может радовать вас своей неформатностью, а может бесить своей неформатностью, а еще вам может быть на него плевать. («Ненавижу квесты» — к пункту 2. «А о чем это?» — читаем далее. «А как смотрится?» — к пункту 8).
5. Благо вы быстро поймете, что это игра не совсем по фильму. Это — предыстория. И сюжет игры с сюжетом фильма связан только лишь местом пребывания, и ничем более. Этот тот самый бункер, а после — клуб. Более никакой сюжетной связи, никаких похожих ходов — словом, ничего. И вы — Глеб Михайлов, электромеханик. Вас не интересовало, на какой объект вы наведались, и не интересовало, что здесь происходит. Была единственная цель — ремонт, ведь вы — всего лишь техник. А дальше — темнота. Тот самый случай, когда вы приходите в себя там, где из себя не выходили, мало что помня, вообще ничего не понимая. И голос, как будто бы из громкоговорителей, а может, он звучит только лишь в воображении. Теперь цель другая — просто выбраться. Исследуя. Изучая. Раскрывая. Для себя. И нет ничего лихо закрученного — вы просто ищете путь на волю. Сюжет второстепенен, но вы можете считать, что это плохо, а можете плевать. («А чем заканчивается?» — к пункту 7. «Чем впечатляет?» — к пункту 9.)
6. Многие, а может, и вы, купились на рекламу и поддержали одноименное кино своими кровными. Вы сделали выбор: смотреть или нет, платить или нет — или вообще ничего не слышали про фильм. Вы были предупреждены, а может, надеялись. Режиссер Олег Асадулин в наших местах практически неизвестен и снимал лишь немецкие малобюджетные триллеры, которых вы не видели. Вы могли заблуждаться. Но фамилия «Бондарчук» и имя «Федор» среди продюсеров должны были вас насторожить, хотя, может, фильмы, к которым он имеет отношение, вам нравились. Как бы то ни было, какой бы выбор вы ни сделали, результат был один — поверхностный и насквозь вторичный молодежный триллер, каких сотни. Но это не исключает того, что фильм при всем своем невысоком качестве мог вам понравиться. Но все равно это уже причина в копилку недоверия и еще один ваш шаг от пути ознакомления с игрой. А если вы читали и знаете, что изначально игра планировалась многосерийная, но идея затухла, то уже можно относиться заранее презрительно. («Так игра по фильму?» — к пункту 5. «Такой же отстой?» — к пункту 11.)
7. Но каким бы статусом второстепенного сопровождения ни обладал сюжет, вы можете отрицать важность окончания. Не раскрывая карты, но чувствуя его смазанным. Вы можете окрестить это емкой фразой про «кончилось никак и ничем». Вы можете из-за этого расстраиваться — и будете правы. Вы можете вспомнить, что изначально планировался многоэпизодный сериал, и понять разработчиков, и или успокоиться, или по-прежнему негодовать. И или радоваться скоротечности из-за того, что это закончилось, или поносить быстрый финал из-за того, что это закончилось так рано. (К пункту 9.)
8. Вы можете отзываться о графике плохо. Из-за того, что это панорамный квест. Из-за того, что высокое разрешение и отличная детализация — это не про «Фобос: 1953». Из-за однообразных серых коридоров и вызывающих клаустрофобию маленьких локаций. Вы имеете достаточно причин для того, чтобы не любить эту игру за недостаточно современное техническое оснащение. А можете полюбить или просто симпатизировать. Из-за уникального визуального стиля, подчеркнутого наводящей фобии темнотой, за это можете и не любить. Из-за патологического внимания к тысяче и еще одной мелочи, вроде журналов «Крокодил». Из-за иллюстрации похождения в противогазе и ухудшения зрения ввиду токсического отравления. А можете остаться полностью равнодушными. («На что влияет графика?» — далее. «Что еще по техчасти?» — к пункту 10.)
9. Вы можете чувствовать, вникать, понимать, участвовать, принимать, отвергать или не делать ничего из перечисленного. Но, как и прежде, балом правит атмосфера, вне зависимости, нравится вам это или нет или вы вообще ее не замечаете. Погружаетесь ли вы в потоки философии от голоса в приемнике или воображении, исследующем природу страхов, ужасов, фобий, или снисходительно улыбаетесь, или вам опять же плевать. Нагнетаете ли вы себе собственные страшилки, когда луч фонарика шарит по темным коридорам и появляются или мерещатся призраки этого места, или любопытны, или вас вообще это не интересует. Шевелятся ли у вас волосы на голове при прочтении отчетов исследований и опытов над людьми или нет, или частично. Задыхаетесь ли вместе с героем от недостатка кислорода или отравления, или посмеиваетесь над этим, или принимаете как должное, а то и вовсе не замечаете. И замечаете ли вы массу мелочей, которые пусть виртуально, но переносят или не переносят вас в 1953 год — на это работает тут многое, как чтение своих стихов Маяковским или доклады членов политбюро. А может, и ничего не замечаете или не хотите замечать. Атмосфера — это сок, распробовали вы его или нет. («Все, это мое!» — к пункту 2. «А как смотрится?» — к пункту 8.)
10. Вы можете любить музыкальное сопровождение за мрачный, депрессивный и местами пугающий эмбиент, записанный группой Anthesteria самого руководителя студии-разработчика Георгия Белоглазова. И вы можете любить звуковое сопровождение за все эти шорохи и учащенное сердцебиение. А можете за это и не любить. А можете и наплевать. (Читайте далее).
11. Вы можете считать «Фобос: 1953» плохим квестом весьма обоснованно — вы не почувствовали той атмосферы или не захотели почувствовать, вас взбесила технологическая отсталость, а сюжет оказался пустым. Вы можете считать «Фобос: 1953» хорошим квестом весьма обоснованно — вы прониклись той самой душой игры и были очарованы необыкновенным стилем. Вы можете считать «Фобос: 1953» средним квестом — вы его просто пробежали. Или все вместе. Или ничего из этого. Или другие варианты, которые выбираете вы. («Так о чем игра-то?» — к пункту 5. «Выводы сделаны» — к пункту 2.)
Конец.
Радости:
Лишь номинальная связь с некачественным фильмом-первоисточником
Великолепная атмосфера во всем
Отличный визуальный стиль
Отменное музыкальное сопровождение
Гадости:
Сбитый к концу сюжет
Слабое техническое оснащение
Оценка: 7.5
Вывод:
Не добравшись до лавров «Сублюструма», но оставаясь отличным квестом не без недостатков.