Обзор Final Fantasy XV

on марта 3, 2017 - 23:08

Жанр: JRPG.
Разработчик и издатель: Square Enix,
Платформы: PlayStation 4, Xbox One.
Возрастной рейтинг: 17+.

Обещанного три года ждут. В случае с выходом Final Fantasy XV, ранее известной как Final Fantasy Versus XIII, ожидание затянулось на десять лет. В итоге у разработчиков получилась крайне спорная и противоречивая игра. Хорошие элементы в ней соседствуют с откровенно провальными. Вопрос лишь в том, какие именно аспекты игры — положительные или отрицательные — будут наиболее важными для каждого конкретного игрока. И чтобы понять, почему Final Fantasy XV получилась такой, какой ее сейчас видят игроки, необходимо немножко углубится в историю серии и компании Square Enix.

Versus XIII, или Как это было

Первый тревожный звоночек в истории «Финалок» прозвучал после поглощения студии Square компанией Enix (авторами серии Dragon Quest): стартовым проектом новообразованного издательства стал сиквел успешной Final Fantasy X. Прежде у номерных «Финалок» не было продолжений, поэтому многие отнеслись к этой идее с опаской. И не напрасно. Сиквел полюбившейся многим игры не снискал фанатской любви и до сих пор многими считается одной из худших историй, рассказанных в рамках сериала.

Обзор Final Fantasy XV Следующим экспериментом стала Final Fantasy XI, которая оказалась MMORPG, что вызвало негодование у многих фанатов. Final Fantasy XII, вернувшись к одиночным приключениям, все равно слишком далеко ушла от классических канонов JRPG, из-за чего часть сообщества встретила ее довольно прохладно.

Очевидно, понимая, что народную любовь надо как-то возвращать, в Square Enix решили полностью пересмотреть свой подход к франшизе Final Fantasy и выпустить сразу три тринадцатые части, объединенные общей мифологией. Одной из этих игр и стала экспериментальная Final Fantasy Versus XIII, создание которой доверили самому Тэцуе Номуре — дизайнеру персонажей Final Fantasy и создателю Kingdom Hearts. Для работы над сценарием пригласили Кадзусиге Нодзиму (Final Fantasy VII и X), за постановку сцен отвечал Дзюн Акияма (Vagrant Story).

Но сразу же после начала разработки Versus XIII стали преследовать производственные проблемы: сперва большую часть команды Номуры перекинули на доработку Final Fantasy XIII, затем стало понятно, что движок, который предполагалось использовать для игры, не подходит для работы с открытыми пространствами (в игре планировался открытый мир). Разработка застопорилась.

Обзор Final Fantasy XVТем временем Final Fantasy XIII и два ее продолжения провалились, FF XIV разрабатывалась в формате онлайновой ролевки, а издателю срочно нужна была новая сингловая «Финалка». Вместо того чтобы придумывать новую игру с нуля, было решено превратить Versus XIII в Final Fantasy XV. Вместе с новым названием игра получила новый авторский коллектив во главе с Хадзимой Табатой (Crisis Core: Final Fantasy VII и Final Fantasy Type-0), который принялся полностью переделывать все наработки команды Номуры.

Первым делом под нож отправилась большая часть сценарных наработок. Из игры убрали многих изначально заявленных персонажей, выкинули все отсылки к Шекспиру и довольно сильно переписали большую часть первой половины игры. Так мрачная политическая история превратилась в роуд-муви…

Мальчишник в Люцисе

События Final Fantasy XV начинаются с того, что четыре парня: принц Ноктис и трое его друзей (Гладиолус, Ингис и Промпто) — отправляются в город Альтиссия на свадьбу принца. По дороге у героев ломается машина, и наши подопечные, похожие на j-rock группу, сошедшую с обложки гламурных японских журналов, пытаются поймать попутку посреди местности, сильно напоминающей пустыню Мохаве. Все проезжающие мимо автомобилисты игнорируют компанию друзей, поэтому в итоге нам самим приходится толкать машину до ближайшей станции техобслуживания.

Обзор Final Fantasy XVДобравшись до места, мы встречаем девушку-автомеханика Сидни — дочь Сида, одного из маскотов Final Fantasy. Сидни соглашается починить наш автомобиль, но просит взамен об одолжении: неподалеку от станции завелись монстры, которых неплохо было бы уничтожить. Что же, наша бравая четверка отправляется к отмеченной на карте точке, находит монстров и расправляется с ними. Затем нас просят немного подождать или выполнить еще один квест, абсолютно идентичный, только монстры будут другие. От задания, к слову, можно отказаться, оно уже не является сюжетным, поэтому свободное время можно посвятить изучению открытого мира Final Fantasy XV.

Да, пятнадцатая «Финалка» — это фактически первая Final Fantasy, в которой появился настоящий открытый мир, где можно путешествовать, выполнять дополнительные задания и изучать местность. Хотя наличие в игре открытого мира имеет и обратную сторону. Дело в том, что для Табаты и его команды (как и для команды Номуры) Final Fantasy XV является первым опытом в создании открытого мира и выстраивания в нем геймплея. Отчасти поэтому он и получился таким… однообразным.

Обзор Final Fantasy XVОбщаться в мире Люицса не с кем, кроме торговцев и нескольких NPC (не более 20-ти активных персонажей), которые будут выдавать героям дополнительные задания на протяжении всей игры. При этом первые часов десять Final Fantasy XV проходят в пустыне в буквальном смысле этого слова. Чуть позже ландшафт разнообразят болотом и лесом, но это не привнесет существенных изменений в игровой процесс. Стоит также учитывать, что карта в игре довольно большая. Город здесь только один — небольшое поселение Лесталлум, больше напоминающее шахтерский городок, чем полноценный мегаполис. Да, еще есть Инсомния и Альтиссия, но оба города выступают лишь декорациями для развития сюжета.

«Да ладно, любой открытый мир, даже пресный, всегда можно украсить интересными дополнительными заданиями», – скажете вы и будете правы. Однако в случае с Final Fantasy XV это правило не сработает. Большая часть побочных миссий сводится к «дойди до маркера на карте и убей монстра». Правда, монстра придется убивать не всегда. Вот оно — разнообразие! Иногда достаточно просто съездить на склад, купить припасов и привезти их владельцу кафешки, который и выдал нам квест на добычу ресурсов. К сожалению, выбирать, как действовать в той или иной ситуации, игрокам не позволят: развитие внутриигровой истории строго диктуется разработчиками.

Иногда дополнительные задания активируются во время исследования открытого мира. Но эти случайно-генерируемые миссии еще сильнее страдают от однообразия. Если вы видите дымящееся авто у обочины, будьте готовы пожертвовать свечу зажигания, а если вдруг услышите крик, не бойтесь: вам просто нужно будет успокоить бедолагу, сбежавшего от монстров.

Обзор Final Fantasy XVПомимо побочных заданий в Final Fantasy XV есть такое увлекательное занятие, как охота. В некоторых местах: городе, станциях технического обслуживания, блок-постах и кафешках — можно брать специальные задания с маркером «Охота». В этих миссиях нам предстоит сражаться с высокоуровневыми монстрами. Больше всего эти задания напоминают сильно упрощенную механику из Monster Hunter от Capcom. Вы получаете заказ на уничтожение монстра, находите его логово, убиваете тварь, получаете награду и специальные ресурсы, необходимые для временной прокачки героев. Только в случае с Final Fantasy XV ни о какой глубине проработки этой самой «охоты» речь, конечно же, не идет. Мы все так же бежим к маячку на карте и обратно.

Отдельного упоминания заслуживает факт, что нельзя брать больше одного заказа за раз. В итоге вы вынуждены постоянно бегать из одного конца карты в другой, чтобы сдавать и получать контракты. И не важно, что гнезда монстров из двух предложенных вам заказов находятся в сотне метров друг от друга, вы все равно вынуждены наматывать по пять километров туда и обратно каждый раз.

Никакого гринда?!

Еще одной механикой, перекочевавшей из Monster Hunter в Final Fantasy XV, стала «кухня». К сожалению, милых говорящих котиков Square Enix не завезла, поэтому готовить еду на всю нашу веселую компанию будет интеллектуал Игнис.

Обзор Final Fantasy XV«В чем же смысл готовки?» – спросите вы. Как было написано выше, во время охоты вы получаете особо ценные ингредиенты, которые позволяют вам временно прокачивать ваших героев. Но вы не можете просто так взять и съесть… кусок мяса. Сперва его надо приготовить и только затем употребить. И это наиболее простой рецепт из одного ингредиента. Некоторые рецепты включают в себя и по три компонента, часть из которых можно найти в открытом мире, а часть добыть во время охоты. При этом самих рецептов много и способов их получения не меньше: порой нужно пробовать еду в ресторанах и забегаловках, порой идеи новых блюд приходят при нахождении необычных ингредиентов. И чем сложнее рецепт, чем больше редких составляющих нужно для его реализации, тем более уникальные баффы вы получите. Например, обычный жареный картофель добавляет 300 очков жизни каждому из участников вашей команды, а запеканка из грибов, редкого мяса и картофеля не только увеличит ваши жизни на 600 очков, но и в два раза усилит атаку.

Естественно, все эти улучшения носят временный характер и активны лишь в течение 12 часов (примерно час реального времени) после употребления пищи. Затем ваши характеристики опустятся до стандартных показателей. Фактически употребление пищи в Final Fantasy XV выступает аналогом использования эликсиров из классических западных ролевых игр, и прибегать к нему лучше перед выполнением особо сложных заданий или в преддверии схваток с очень сильными монстрами или боссами.

Обзор Final Fantasy XVПомимо временной прокачки в Final Fantasy XV есть и классическая система развития персонажа. Точнее, почти классическая. Если в старых «Финалках» игроки были вынуждены наворачивать круги на одном месте в ожидании активации случайного столкновения (система Random Encounter), то теперь участие в битвах почти не добавляет героям опыта. Экспа в новой Final Fantasy в основном начисляется за выполнение побочных миссий. Таким образом авторы постарались избежать главной проблемы большинства JRPG — бесконечного гринда для того, чтобы стать сильнее. Хотя, если говорить по правде, перед нами все тот же гринд, только представлен он в чуть более облагороженном виде.

И если заработанная за выполнение побочек экспа тратится на повышение уровня героев, одновременно с которым повышаются их здоровье и сила, то очки прокачки выдаются за все подряд. Пробежали пять километров — очки прокачки. Убили монстра — очки прокачки. Сделали сэлфи — очки прокачки. Эти очки необходимы для изучения новых навыков. Изначально (на стадии демо-версий) предполагалось, что у каждого из четырех главных героев будет свое дерево умений, однако к релизу разработчики существенно переработали этот план. Теперь все умения разделены на типы: командные действия, пассивные навыки, увеличения урона, использование оружие и т. д. Каждая ветка умений представляет собой своеобразную сетку, каждая ячейка которой отвечает за определенный навык. Некоторые навыки релевантны для всех четырех героев (например, усиление атаки при командных действиях), некоторые являются эксклюзивными (например, владение огнестрельным оружием у Промпто). Кстати, в отличие от поднятия уровня и, соответственно, статов, которые можно осуществить лишь во время привалов, изучать новые умения можно в любой момент игры.

Один в поле воин

Помимо открытого мира и обновленной системы развития и усиления персонажа Final Fantasy XV предлагает и новую боевку, которая напоминает нечто среднее между схватками из Final Fantasy XII и Final Fantasy Type-0.

Обзор Final Fantasy XVВпервые в истории номерных Final Fantasy под управлением игрока оказывается лишь один герой, принц Ноктис, вместо группы из четырех героев. Это актуально как во время путешествия по открытому миру, так и в боях. Наши сопартийцы, в свою очередь, находятся под контролем искусственного интеллекта. Обусловлен подобный подход тем, что в Final Fantasy XV разработчики реализовали сражения в реальном времени. На первый взгляд может показаться, что авторы решили отказаться от тактического элемента и свести все битвы к тому, чтобы вовремя нажимать кружок и квадрат (атака и блок на геймпаде PS 4). Но это не совсем так. Во-первых, в настройках всегда можно включить тактическую паузу. Во-вторых, без тактической паузы вы вряд ли сможете одолеть кого-то выше десятого уровня.

К слову, сама тактическая пауза не бесконечна, поэтому действовать и продумывать тактику ведения боя придется быстро. Прежде всего стоит просканировать врага и определить его уязвимости (например, огонь, тяжелое оружие). Затем подобрать соответствующее снаряжение и подготовить магию, которая в игре представлена бомбочками-элементалиями (лед, огонь, электричество). И только после всех приготовлений непосредственно вступить в бой. Во время самой схватки к паузе лучше прибегать для оценки ситуации на поле боя: кого из сопартийцев надо подлечить, на какого врага лучше напасть и т. д. Также в игре есть специальная шкала, после заполнения которой можно активировать одно из умений своих ИИ-напарников и провести цепочку усиленных ударов.

Обзор Final Fantasy XVНикуда не делись и саммоны: призыв местных божеств для помощи в битве стал одной из главных фишек серии. Однако в Final Fantasy XV саммоны — довольно своевольные создания. И просто так призвать их не выйдет. Для этого должны быть соблюдены определенные условия: например, ваши сопартийцы пали, и Ноктис находится при смерти. А некоторые божества — Левиафан и Ифрит — вообще появляются только в рамках сюжетных битв и во время вашего путешествия по открытому миру никак себя не проявляют.

Что не так?

У Final Fantasy XV много недостатков. Очень много! Пустой открытый мир, однообразные побочные миссии, странный подход к организации охотничьих контрактов. У вас есть машина, на которой можно ездить, но эта машина не умеет сворачивать с дороги (правда, если выполнить серию квестов, она научится летать). Открытый мир в какой-то момент уступает место сюжетной трубе («апогей» геймдизайна — 13 глава), из которой вас не выпустят в течение десяти часов. Сама история условно состоит из двух частей, а шов, скрепляющий половинки сюжета, настолько сильно бросается в глаза, что становится ясно, на какой стадии разработки команде Табаты сказали, что пора бы игру и выпускать.

И знаете, на все эти недостатки можно закрыть глаза из-за аддиктивного игрового процесса и персонажей. В игре есть не только прекрасная боевая система и глубокая система прокачки, но и отличные мини-игры: гонки на чокобо, аркадные автоматы с пинболом Justice Monsters Five и настоящий симулятор рыбалки, за которым спокойно можно провести часов пять реального времени, не отвлекаясь ни на что другое.

Обзор Final Fantasy XVЧто касается сюжета, то завязка истории, связанная со вторжением одного королевства (Нифльхейм) в другое (Люцис), встречается едва ли не в каждой второй JRPG. Однако Final Fantasy XV не стоит воспринимать столь прямолинейно — это не игра про возвращение принца Ноктиса на трон. Final Fantasy XV — игра-путешествие, путешествие физическое и метафорическое. А путешествовать в одиночестве не так интересно, как в компании верных друзей. Именно поэтому самый цимес сценария Final Fantasy XV — в четверке главных героев и их отношении друг к другу, в их диалогах и общении, за которым интересно наблюдать, а также во второстепенных персонажах и их маленьких историях, к которым хочется возвращаться снова и снова, откладывая фатальный финал трагичной истории, чтобы как можно дольше наслаждаться этой последней фантазией.

Радости:

  • Геймплей
  • Персонажи
  • История
  • Атмосфера

Гадости:

  • Непроработанный открытый мир
  • Мелкие недочеты в механики

Оценка: 8,5

Вывод:

Сложно делать вывод о пятнадцатой «Финалке» с позиции фаната серии. Ведь у каждого есть своя любимая и лучшая «Последняя фантазия». Скорее всего, Final Fantasy XV для большинства людей, любящих франшизу, станет просто хорошей игрой. Естественно будут и те, кто возненавидят ее за надругательство над канонами сериала. А кто-то отметит крайне спорную природу проекта.

Если же рассматривать Final Fantasy XV как первое знакомство с серией или жанром JRPG в целом, то это отличная возможность для новичков приобщится к культуре японских ролевых игр. Во-первых, разработчики облагородили устоявшиеся механики и постарались внести в игровой процесс, характерный для JRPG, толику разнообразия. Во-вторых, в этой «Финалке» вас ожидает более динамичная боевая система. В-третьих, Final Fantasy XV очень сильно ориентирована на западную аудиторию, и здесь нет присущего многим JRPG стилистического безумия.

Обзор сделан по PS4-версии игры.

Максим Данилюк

jRPG Обзор №205
Упоминаемые игры и серии: 

Яндекс.Метрика