Обзор Final Fantasy XIII
Тринадцатый этаж
Жанр: jRPG
Платформы: PS3, Xbox 360
Разработчик: Square Enix
Издатель: Square Enix
Похожие игры: серия Final Fantasy, серия Star Ocean, Last Remnant
Официальный сайт игры: www.finalfantasyxiii.com
«- Сколько всего создано миров?
- Тысячи, но ваш — единственный, который создал имитацию внутри имитации».
Фильм «Тринадцатый этаж»
Чартерным рейсом из Страны восходящего солнца. Конечно же, не визуальный роман и — тройная благодарность! — не симулятор свиданий. Другой популярный жанр — японская ролевая игра. Тринадцатая в списке, естественно, безо всех этих ответвлений для «рубки бабла» или подарков фанатам и неимущим. Долгожданная для любителей, любопытная для потребителей, ненавистная для ненавистников из бывших любителей и нынешних потребителей. Если вы фанат, то не останетесь безразличным: или полюбите, или возненавидите. Если вы так, мимо проходили — что же, загляните на огонек. А там — или становитесь фанатом, или проходите, проходите. Очередная. Не последняя фантазия.
Можно даже не знать историю тогда еще Square. И когда, как казалось, за шаг до пропасти Сакагути-сан размахивал изрядно потрепанным и замызганным белым флагом. Его джонка сквозила пробоинами и медленно шла ко дну. И данью последнего слова осужденного на смертную казнь команда фактически писала реквием самим себе — последнюю фантазию. Но за лебединую песню могут платить золотом — и Square выкарабкалась, зализала раны и начала вовсю эксплуатировать свою дойную корову. А та все худела и худела, буквально недавно зависнув на опасной границе с последствиями анорексии. И нет ничего в этом удивительного: пусть Final Fantasy уже и перевалило за два десятка лет, ее стало у нас слишком уж много. Тринадцатая часть только основной линейки, а ведь были еще и многочисленные спин-оффы, ответвления вроде Final Fantasy Tactics и Dissidia: Final Fantasy, а что уж говорить о всех камео героев в кроссоверах. А число платформ и вовсе не поддается исчислению. Ах, да, мы забыли и о куче кинокартин и аниме. Да сколько же можно?
И пусть серия всегда имела свою буферную зону, пространство для маневра, раз за разом рисуя для игрока новые миры, а новое — всегда притягательно. И маленькие милые приятности, переходящие из игры в игру — чокобо, муглы, Сид-кун, — никак не были белыми нитками, сшивающими серию. Ну, разве что сюжет о вечном противостоянии нарочито героических персонажей и нарочито злых антагонистов, да и то не сильно. Игр было слишком много, а их правила практически не менялись. Перекрытый воздух или моральное устаревание — называйте это как вздумается. Серии требовалась встряска.
И радуют разработчики. Хотя встряски начинающих попахивать игровых линеек — в основном японских — уже ни для кого не являются сюрпризом. Кто-то везет их в цеха западных студий, а кто-то соображает на троих. Трое — это Мотому Торияма, Тосиро Цутида, Есинори Китасэ. В игрожурском сленге их принято называть геймдизайнерами, а мы вновь выделимся нонконформизмом и назовем их режиссерами. Именно эти люди продолжают раскачивать монументальную серию вслед за Яцуми Масуно — режиссером двенадцатой части. И если в прошлый раз линейка дала крен в сторону огромных западных ролевых игр, щеголяя открытым миром, массой побочных квестов и боями в реальном времени, то сейчас она покачнулась в сторону сюжета и кинематографичности.
Final Fantasy меняется на пакость и на радость поклонникам, зачастую орудуя тесаком по традициям. Вот и тринадцатая часть. Мини-игры? К черту. «Кавайный» крестовый поход против зла? В утиль. Динозавровая боевая система? Лесом ее. «Няшные» милашки муглы? На шашлык их. Вольная комплектация партии? Забудьте. Лейтмотив от Уэмацу-сана? Удачи на новом месте работы. Но, в общем, мелочи.
С первого же ролика бросает в тоску. Вот она, дань постановке и пресловутому шагу к мифическому интерактивному кино, когда нас на протяжении десятка-другого минут мучают занудством, не торопясь передавать управление в руки. Иногда это оправданно, но здесь — нет. Тем более что смысловой начинки — ноль: свет не пролит ни на один сюжетный элемент. И почин неудачный.
Это не придирки — это такой вид затравки. Потому как дальше все будет практически так же тоскливо, и нетерпеливым людям, что не смогут выдержать с десяток часов вялой завязки, лучше вообще за прохождение не браться. Своей историей Final Fantasy XIII расцветает ближе к середине, а после нее и вовсе переходит в стадию лихой кульминации, за которой следует резкая концовка. Ставка на сюжет, может, себя и не совсем оправдала, но определенный шарм привнесла уж точно.
Final Fantasy XIII рисует перед нами еще один удивительный мир — мир фантазии. Мир, где есть территория расы фал’Си — Пульс — и есть созданный рай для людей, парящий в небесах город Кокон. И их конфликт, пропитанный человеческой паранойей и приведший к изоляции Кокона и видам на Пульс. И случайные люди, выбранные для борьбы против Святого Правительства, названные тут л’Си. Для Кокона они становятся врагами и подвергаются истреблению, для фал’Си — орудием для выполнения одного-единственного задания, наградой за выполнение которого служит вечная жизнь в виде Кристалла, а провал карается обращением в монстра. Безрадостная перспектива. И главная героиня игры — Лайтинг, урожденная Иклэир Фаррон — как раз из их числа. Конец штампам: нет зла, нет добра, есть только эгоистичная модель поведения необычных людей в необычных ситуациях.
И вся сюжетная линия — череда интереса и скуки. Она слишком долго раскачивается, и все, что удерживает за игрой, — это желание узнать, а что вообще, черт возьми, происходит. И интерес к целой плеяде героев. Благо удались они на славу. Свои характеры, свои положения в обществе, свои цели и побуждения и свои собственные скелеты в шкафах. Кое-что о них понимаешь сразу, далее пытаешься догадаться и зачастую удивляешься, когда все оборачивается не так. И подача сценария в сценках на движке игры и в CG-роликах в HD-качестве уже как данное — ими можно любоваться, но не всегда внутренний критик хочет принимать их протяженность и количество. Но сюжет цепляет, пусть не с первых минут и даже часов, но зато прочно и до самого конца. Но ради истории в жертву пошли вариативность и свобода действий. Final Fantasy XIII линейна до невозможности. И не было бы в этом ничего плохого, если бы все прохождение не подавалось по одной-единственной схеме, сквозящей однотипностью и преисполненной монотонностью. Короткая пробежка по узкой локации, короткая потасовка — и сюжетный ролик. И так раз за разом, от начала и до самого конца. Появляется желание занести продолжительность в минус.
Но Final Fantasy XIII пытается скрыть линейность и строгую дозировку игровых моментов сменой событий, героев и мест пребывания во всех тринадцати главах. Местами довольно успешно. И иногда, когда вокруг расстилаются визуально огромные пространства миров, пропадает чувство ограниченности. А мир игры традиционно красив, необычен, впечатляющ, и все родственные определения к нему тоже применимы. Он умело продуман и не менее умело реализован. Фантазии художникам и дизайнерам Square Enix явно не занимать — очаровательные пейзажи и любопытная архитектура, гротескные противники и экзотическое местное население. Мир целен и эстетически чист, этим и приятен.
В этом немалая заслуга графического оснащения, которое хоть и не так уж впечатляющее техническими мощностями, но выглядящее более чем достойно — найти какой-то очевидный минус не просто сложно, а фактически невозможно. Отдельная песня — это модели персонажей и их анимация. Четкие живые лица, изящные движения и плавная, реалистичная мимика производят должное впечатление. Но все одно рабочая лошадка Final Fantasy XIII — идеально выдержанная стилизация, в которой нет ни одной лишней детали, нет в ней и сквозных дыр. От начала и до конца, от прически Фанг и до горящих глаз местных солдат — все родственно, все отлично подогнано, все цельно и завершенно. И даже не самым большим любителям японской анимации по части стилистики игры пожаловаться будет не на что.
Зато найдутся недовольные радикальными решениями создателей относительно подачи боев и всего сопутствующего. Скажем «нет» утомительным поискам самого смертоносного оружия — выбор из полудюжины клинков для Лайтинг останавливается на самом прокачанном и привычном. К черту уровни и ветви умений, и никакого грубого, неотесанного экшена взамен. Каждая драка строится на перетасовке парадигм — стилей ведения боя. Они что-то вроде специализаций, профессий, если уместно такое сравнение. Контактная атака, магия, защита — всего шесть штук, и комбинировать их приходится прямо во время сражений, что придает боям динамики и бросает игроку столь редкий сейчас вызов. Иногда действительно сложно, но не излишне, а как раз так, чтобы расслабляться не хотелось. Тем более что чем яростнее ведется поединок, тем быстрее он заканчивается, а чем раньше повержен враг, тем больше шанс на получение полезных вещичек для экипировки. Но вновь это придет через часы игры — поначалу выяснения отношений слишком автоматизированы. И даже со скидкой на ожидание, возможно, это — чуть ли не лучшая боевая система. Не в серии, а вообще.
А дальше — все то же: ролик, пробежка, бой. И любование вылизанным усердно, но не лощенным миром. Под аккомпанемент ровного и симпатичного саундтрека, сработанного уже ушедшим на вольные хлеба музыкантом-самоучкой Нобуо Уэмацу и его сменщиком Масаси Хамаудзу.
Очередной эксперимент над серией. Удачный? Скорее да, чем нет. Но, конечно, не привычно близкий к шедевру — попытки встряхнуть игру не могут проходить гладко и идеально. Однако отрадно видеть, что Final Fantasy не топчется на одном месте, как это было на протяжении многих лет, а постепенно раскачивается. И стоит надеяться, что это приведет не к падению, а к рывку вперед. Правда, точно не в четырнадцатой части саги — ее разработчики попробуют во второй раз покорить многопользовательское online-пространство.
P.S. От мультиплатформенности на этот раз пострадала версия для консоли от дядюшки Билла — на Xbox 360 наблюдаются более слабая графика и проблемы с производительностью. Для игры в Final Fantasy XIII лучше выбрать PlayStation 3.
Радости:
Любопытный завернутый сценарий
Красивейший цельный мир
Яркие сюжетные ролики
Отличная боевая система
Хорошая графика и выдержанная стилистика
Гадости:
Монотонность
Вопиющая линейность, оборачивающая одноразовостью
Затянутая и малоинтересная первая треть игры
Совсем уж одноразовость
Оценка: 7.5
Вывод:
Главное достоинство игры остается традиционным: она все так же гостеприимна для новичков. Если то, о чем сказано выше, вас заинтересовало и описанные минусы вас не смущают, то начинайте игру, даже если до этого не видели ни одной части серии.
Обзор написан по PS3-версии проекта