Обзор FIFA 2005
Жанр: cпортивный симулятор
Разработчик: ЕА Sports
Издатель: Electronic Arts
Количество CD: 2
Похожесть: FIFA 2004, UEFA Euro 2004
Системные требования: Pentium 111-1 GHz, 256 Mb RAM, 64 Mb 3D Video Card, Sound Blaster Compatible Sound Card, 1.2 Gb Hard Disc Space
«Роналдо на Зидана, Зидан — пас на Фигу, Фигу бьет! Гол!!! Счет теперь 1:О». Примерно такие фразы можно услышать в наше время не только в репортаже с футбольного матча по телевизору, но и в играх. Точнее, в одной игре — FIFA 2005. Той самой, которую ждали, как манну небесную, сотни тысяч (если не миллионы) поклонников. Ждали и в то же время боялись. А вдруг ничего не получится, революции не будет: нам дорисуют нескольких игроков, переделают составы лиг (может, добавят парочку) — и все? Не правы оказались все — и оптимисты, и пессимисты. Оптимисты — потому, что революции действительно не произошло. Революция — это коренная переделка игры, способная сотворить из нее совершенно новый шедевр, на что в ЕА Sports не решились. Но и пессимисты не угадали — в FIFA 2005 появилось достаточно новых моментов, чтобы заслужить название полноценного проекта, а не какого-нибудь адд-она. Вот об этих моментах мы и поговорим (не забыв и о других «фишках» игры).
FIFA 2005 нацелена на то, чтобы дать игрокам максимальное удовлетворение от процессов, происходящих на экране. Люди хотят видеть реальный футбол на мониторе — и разработчики дают им такой шанс. Запустите любой матч — и вы поймете, что я хотел сказать. Движения игроков стали не просто подобием реальных — они действительно являются таковыми. Примеров можно привести множество. Вот футболист вытягивает ногу и лихо перехватывает пас, направленный одним соперником другому. Вот другой игрок бросается в атаку, обыгрывает одного, второго, и тут вы теряете мяч, потому как засмотрелись на красоту движений. А как красиво они бьют «ножницами» или действуют во время угловых...
Прибавилось много мелких и, казалось бы, незначительных деталей в поведении. От сигналов друг другу до радости после забитого гола. Игроки ведут себя, как живые, и мы не перестаем радоваться их соответствию реальности. Но только до того момента, когда камера решает приблизиться к нашим героям. И вот тут всех ждет глобальный «облом». Модели игроков не изменились ни на йоту. Прорисовка лиц осталась на том же уровне (весьма невысоком), что и в предыдущей игре серии. Может, в офисе разработчиков не знают такого понятия, как «последние достижения в области графики», или полагают, что FIFA 2005 — пошаговая стратегия, которой излишняя красота ни к чему? Вынужден разочаровать ЕА Sports: от симулятора хочется красоты постоянно.
Все явственнее видно взаимодействие игроков команды. Даже тогда, когда вы играете в отборе, они стараются вести себя осмысленно (и чаще им это удается). Вот только отклоняться от тактической расстановки практически не желают, частенько возвращаясь на положенные по тренерскому указанию места (особенно при розыгрыше стандартов). Это можно попытаться изменить с помощью настроек, и часто такой подход помогает. Только вратаря будет сложно заставить прибегать в чужую штрафную.
Склонность создателей делать из игры телетрансляцию еще больше усиливает впечатление реальности происходящего. Ключевые моменты матчей повторяются в разных ракурсах. И вы можете посмотреть на забитый с таким трудом гол под разными углами. Или же, наоборот, взглянуть на ошибки, допущенные защитой. Не меньшую роль в создании хорошего настроения создают телекомментаторы. Они не просто читают заученный текст, но и реально ведут репортаж с матча, а их диалоги создают подходящее под ситуацию настроение. Только вот хотелось бы некоторого разнообразия. Голоса одних и тех же комментаторов мы слышим уже не первый раз, и они несколько приедаются. С другой стороны, мы же не будем требовать от Гусева сменить голос. Простим разработчикам этот маленький грешок и проследуем дальше.
Стадионы все ближе подходят к настоящим спортивным аренам. Некоторые стадионы уже можно узнавать по их окружению (особенно если вы заядлый болельщик и в жизни делаете это без труда). На таких стадионах становится все приятнее играть, так что в этом компоненте игры придраться практически не к чему. Только вот болельщики все еще не вышли на должный уровень отображения. Если вы вдруг увидите, что камера приближается к трибунам, лучше всего отвернитесь. Куски фанеры с намалеванными на них рожами (назвать это лицами язык не поворачивается) вряд ли достойны носить гордое имя поклонников вашей непобедимой команды. Утешает лишь то, что с трибун доносятся кричалки и речевки. Да и флаги видны гораздо чаще, чем раньше. Причем не только для клубов «первостепенной важности», но и для какого-нибудь там «Альбинолеффе» (клуб итальянской серии В).
Конечно, никуда нам не деться от лицензирования игроков и лиг. Лицензировано около двух десятков лиг, порядка 350 клубов (вместе со всей их атрибутикой) и больше десяти тысяч игроков. У многих из них лица (если можно так назвать эту убогую картинку на экране) близки к настоящим, и вы никогда не перепутаете Шевченко с Фигу. Составы клубов соответствуют реальным (кроме изменений, произошедших уже после окончания разработки FIFA 2005). Но есть и плохая новость: наших восточных и южных соседей снова обделили. В игре не то, что нет российской или украинской лиги, в ней вообще не встречаются клубы из этих стран. Сдается мне, создателям дополнения «Российская лига» для предыдущей части игры вновь придется взяться за работу. Судьи все так же строги и непредсказуемы. Никогда не знаешь заранее, за какой подкат получишь желтую карточку, а за какой — нет.
Но перейдем к матчам и управлению. За управление и интерфейс ЕА Sports надо дать по рукам. Одна рука — на кнопках управления, вторая — лихорадочно шарит по клавиатуре, вовремя меняя действия, а глаза в этот момент смотрят на экран. Даже смена кнопок «под себя» не спасает ситуацию. Мне, конечно, советовали купить геймпад, но это не выход. Неужели людям, которым нравится играть в FIFA (при безразличии к другим аналогичным играм), надо покупать специальное устройство, чтобы погонять мячик полчаса в день? По-моему, нет. Это разработчики должны заботиться о нас, любимых. И просто обязаны сделать так, чтобы игроки не матерились, попав не по той кнопке в пылу игры, а спокойно играли, зная, что нужных клавиш на каждую руку — не более четырех. И еще — пора менять интерфейс. Мышь работает нормально отнюдь не во всех меню, клавиши перемещения по менюшкам иногда не действуют в нужном направлении (тяжелое наследие консолей). В общем, здесь также есть к чему стремиться. Будем надеяться, что разработчики учтут свои ошибки в дальнейшем.
Режимов игры хватает. Есть здесь и тренировка, и турнир, и даже карьера. С тренировкой все понятно — несколько режимов, позволяющих разобраться со спорными моментами (включая сложные штрафные и угловые). Турнир — вы можете как участвовать в уже существующем турнире (кубке или чемпионате), так и создать свой собственный уникальный чемпионат (кубок). Берем самые «крутые» клубы и создаем такой турнир, перед которым содрогнется даже серия А или английская Премьер-лига. Кстати, посильную помощь в этом вам окажут характеристики команд в трех составляющих — защите, полузащите и атаке. Благодаря им можно подобрать наиболее соответствующий своим вкусам состав участников.
У игроков также хватает характеристик (около двух с половиной десятков). Учтено все, и разобраться в том, какие моменты являются силой данного игрока, а какие — слабостью, не составит труда. А вот то, что понравится каждому, в игре есть — шанс создать самого себя. Да-да, не удивляйтесь. Генерите себе внешность с учетом любых мелочей (например, цвета повязки на правой ноге или серьги в ухе), задаете характеристики (никаких ограничений не предусмотрено — все хоть по 99), после чего записываете игрока в состав любой команды. Остается только взять эту команду и увидеть самого себя на поле. Не знаю, как вам, а мне было приятно увидеть на экране футболиста с фамилией Angmarsky под первым номером, разрывающего в клочья оборону соперника (ну, люблю я нападающих, что поделать). Хотя... В FIFA даже самый гениальный футболист в одиночку будет бессилен перед превосходящими силами соперника.
Наиболее интересен, конечно, режим карьеры. Вы получаете команду (обычно не самую сильную) и начинаете ей управлять. Управление включает в себя принятие решений по трансферу, тренировкам, выбору состава на матч и самих матчах. Нет, матчи играть не обязательно, вполне можно пытаться сделать из FIFA менеджер. Другое дело, что это абсолютно ни к чему. Уже совсем скоро можно будет приобрести Total Club Manager, в котором управленческая составляющая реализована гораздо лучше.
Управляя командой, вы получаете очки за достижения, которые можно потратить на апгрейды для специалистов. Одни из них помогут вам в тренировках, другие — в финансовой области, третьи — в лечении и профилактике. В общем, эдакая вялая попытка реализовать побочную составляющую тренерского процесса. С другой стороны, элементы менеджера в режиме карьеры не особо и напрягают. Конечным же результатом должно быть приведение своего клуба к вершинам славы, а себя — к наивысшей известности в среде футбольной общественности.
Стоит сказать и еще об одном моменте, который может вызвать недоумение у новичков (да и у некоторых ветеранов). Суть в том, что иногда вам начисляют очки за разнообразные действия. Зашли в меню тренировок и потренировались — нате тысячу очков. Впервые сыграли матч «на ноль» — нате три тысячи. Разгадка, что это за очки такие, в пункте меню с названием «ЕА магазин». Оказывается, там можно делать приобретения, улучшающие игру. Среди таковых значатся новые комплекты формы для ведущих команд, мячи нового дизайна, новые тренировочные поля, ночная реализация некоторых арен и даже сам Пьер-Луиджи Колину (кстати, стоит он немало — все-таки лучший в мире судья). Идея с магазином мне понравилась, хотя нечто подобное уже было раньше.
Посмотреть на свои достижения вы можете в комнате трофеев. Изменить музыку — в специальном разделе (прямо скажем, разнообразием мелодий игра не блещет). Возможностей еще много, например, игра за сборные (с организацией турниров, но без официальных чемпионатов мира и Европы). Здесь Россия есть, но вот Беларусь или Украину не ждите (увы). Но в этом вы и без меня разберетесь. Пора подводить итоги, и они, надо сказать, будут не самыми утешительными для игры.
Оценка: 7.0
В игре появилось много интересных и, без сомнения, нужных новинок. Но только на них одних далеко не уедешь. Устаревшая прорисовка игроков и болельщиков, кривой интерфейс, неудобное управление — все это не позволяет ставить FIFA 2005 высоких оценок. Игре пора меняться, ибо если она этого не сделает, ее обязательно обойдут (та же серия Pro Evolution Soccer, к примеру). И тогда уже никакие фонды Electronic Arts, лицензии на игроков и супермощные рекламные кампании не помогут. Но пока еще FIFA имеет высокие рейтинговые баллы у изданий, а футбол от FIFA все еще самый реальный среди виртуальных.
Morgul Angmarsky