Обзор Fatale [КГ]

Posted by blast on января 30, 2010 - 00:00

Все-таки искусство
Жанр: 3D-виньетка.
Платформы: PC.
Разработчик: Tale of Tales.
Издатель: Tale of Tales.
Похожие игры: Graveyard, The Path.
Минимальные системные требования: процессор с частотой 2,5 ГГц; 512 Мб ОЗУ; видеокарта с 256 Мб ОЗУ.
Рекомендуемые системные требования: процессор с частотой 3,0 ГГц; 1 Гб ОЗУ; видеокарта с 512 Мб ОЗУ.
Официальный сайт игры: tale-of-tales.com/fatale.

Иногда берешься рассуждать — вслух или про себя — о метафоричности компьютерных игр в разрезе искусства. Любопытные наблюдения, любопытные выводы. Но факт, что этот вид развлечения появился не на стыке каких-либо эпох, когда ввиду творящегося в мире сумасшествия те же кинематограф, живопись или музыка воспринимались иначе, чем конвертируемая звонкая монета. Нет, с этим потоком человеческого гения другая история. Появившиеся в эпоху развитого капитализма, сперва как просто гроздья машинного кода за авторством ученых и студентов, а позже как лощенный и глянцевый товар, игры почти сразу же обзавелись сводом негласных законов, отступление от которых означало бы появление пары лишних дырок в и без того сквозных карманах.

Обзор Fatale [КГ]Оно-то понятно: стремление понравиться массовой аудитории, чтобы в конечном итоге изданный продукт завоевал сердца как можно более обширной группы людей, которые не пожалели бы своих кровных на приобретение такого нового и увлекательного развлечения. А дальше — лишь круговорот денег в обществе: на вырученные прибыли уже опытные разработчики создавали фактически те же проекты, только изрядно улучшенные, а молодые пионеры, напротив, внедряли в свои детища свежие, как первый снег, идеи, ну или занимались копированием чужих наработок. Шло время, клуб любителей виртуальных развлечений ширился, вчерашние подвальные компании образовали крупные мультимедийные корпорации, а игры стали более похожими друг на друга. Любые отклонения от правил — табу. Успешная схема, когда лоск погоняется качеством.

Но времена меняются — и теперь уже таинство создания компьютерной игры не является таковым. С распространением высоких технологий многие люди научились писать программный код и рисовать в графических редакторах. Сейчас для того, чтобы своими руками создать продукт виртуального интерактивного искусства, не требуются горы золота и многочисленная команда профессионалов. Сейчас игры можно делать и дома, в компании товарищей, в свободное от основного занятия время. И тут-то уже можно создать то, что действительно хочется, отбросив рамки и правила, реализовать свои фантазии без страха разориться. Потому что хобби. Потому что бесплатно или почти бесплатно. Потому что искусство — оно не ради денег. Транзитом через инди в закостенелую блокбастерную индустрию виртуальных развлечений пришли авторские проекты, пришел арт-хаус. Пришли Tale of Tales со своими Graveyard и The Path, а теперь вот и с Fatale.

«Как счастливы невесты Христовой свиты! -
Забыв о мире, миром позабыты.
Струит их разум чистоты сияние.
Молитвы приняты — усмирены желания…»
© Александр Поуп

Когда игра основана на каком-нибудь произведении, это автоматом повышает требования к человеку, решившему прикоснуться к ней; ему просто необходимо ознакомиться с первоисточником. В данном случае мы имеем дело с адаптацией библейской легенды об иудейской принцессе Саломее, выполненной британским писателем Оскаром Уайльдом. Без знания этого произведения игрок рискует ничего не понять из происходящего на экране. Все эти персонажи, строки, символы — они пройдут мимо геймера, который и слыхом не слыхивал о соответствующей пьесе или хотя бы легенде. Провести краткий экскурс в наших силах, и мы это сделаем, но, тем не менее, настоятельно рекомендуем перед ознакомлением с Fatale посвятить денек чтению оригинального произведения.

Fatale
Итак, Саломея — принцесса, царица, символ роковой женщины. По легенде, ее танец настолько сильно впечатлил царя Ирода, что он согласился выполнить любое ее желание. Желанием оказалась голова Иоанна Крестителя, поданная на блюде. Саломея как символ женской власти, женского очарования, женского коварства — аморфная, иллюзорная муза для многих деятелей искусства. Вольный пересказ этой библейской легенды, весьма неоднозначный, выполненный Оскаром Уайльдом, был отвергнут на родине этого писателя и драматурга, но не затерялся на театральных подмостках во Франции. Более века спустя образ Саломеи добрался и до персональных компьютеров.

Сами разработчики позиционируют Fatale как 3D-виньетку. Мы же окрестим ее сферическим перфомансом в вакууме. Ставить на этот проект клеймо адвенчуры значит здорово исказить истинное положение дел. Право слово, ту же The Path с большей долей вероятности можно было грамотно подвергнуть классификации. А Fatale и игрой-то язык назвать не поворачивается. Это — наблюдение, это — действие, это — восприятие. Мы смотрим, мы даже можем перемещаться, но то, что мы не играем, это точно.

Условно все действо — к слову, непродолжительное — можно разделить на три части, три уровня, три этапа. Сначала мы из глаз находящегося в темнице Иоанна Крестителя осматриваем свою камеру, выглядываем через решетку и наблюдаем за дивным танцем Саломеи, читаем возникающие строчки из пьесы Уайльда, ждем. Ждем смерти, которая явится за нами в лице палача. Смерти, от которой не удастся убежать, не получится спрятаться — но, по крайней мере, можно попытаться. Затем мы бестелесным духом парим над террасой, где также посвящает свой танец царю Ироду удивительная Саломея, где на блюде лежит отрубленная голова Иоанна — наша голова, — где фонтан, шелка и огни, где ночь. Мы летаем и смотрим, мы тушим свечи и пытаемся дать какое-то свое объяснение возникающим символам, пока с последней свечой вновь не сменятся декорации. Солнечный день — и опять Саломея, снова танец, который происходит на удивление близко, и мы смотрим, мы просто смотрим, зачаровано следя за движениями. Все. Занавес. Пауза. Аплодисменты. И желание увидеть все это снова. Почти сразу. Увидеть, понять, провести параллели, дать свое объяснение, охарактеризовать. А можно просто пожать плечами, изобразить недоумение и удалить этот странный проект. Та же The Path была куда более понятна обывателям, слабо знакомым с проектами, где мысль является основой всего. Если так, то очень сложно объяснить нахождение в Fatale атрибутов нашего времени — вроде электрогитары, MP3-плеера, коробка спичек с написанным на нем номером телефона. А все проще простого: Саломея не является конкретным персонажем, а дана в качестве характерного образа роковой женщины. Для Оскара Уайльда ею была Сара Бернар, про которую он и писал в своей интерпретации легенды. Это и Анжела Дэвис, и Маргарет Тэтчер, и принцесса Диана, и Коко де Шанель — тысячи их, и быть может, та, что читает эти строки, или та, что рядом с тем, кто читает эти строки. Fatale — не игра, а мысль, идея, образ, заключенные в паутине программного кода. Поэтому мы не будем касаться стандартов вроде графики — отсталость картинки окупается декором, дизайном, первоклассной работой художников. Никаких цифр, никакой объективности — искусство трудно выразить сухим математическим уравнением. Лучшей оценкой станет глубокий вздох после просмотра — после участия в этом странном оцифрованном перфомансе.
Это просто танец Саломеи, об остальном упоминать излишне.

Fatale

Плюсы:
· глубина проработки;
· странная атмосфера;
· образность;
· танец Саломеи.

Минусы:
· знание первоисточника обязательно;
· Fatale не является игрой в привычном смысле.

Оценка: 7.3.

Вывод:

Странный, необычный, нестандартный продукт, который, возможно, является одним из немногих представителей индустрии виртуальных развлечений, сбросивших с себя изъеденные молью и пропахшие нафталином правила и заявивших о том, что игры — это тоже искусство. Пусть и очень юное, пусть и переполненное штампами, но все-таки искусство.

adventure Обзор №121 Fatale
Яндекс.Метрика