Обзор Fatal Frame 2: Crimson Butterfly
Платформа: PS2
Жанр: Survival Horror
Разработчик/Издатель: Tecmo
"Мне снился сон. Я был бабочкой. Я порхал среди казавшихся мне огромными цветов и любовался необычайно крупной фиолетовой луной. Мой чудесный сон казался таким реальным, что когда я проснулся, то задался одним вопросом. Был ли я в своем видении бабочкой или это бабочке приснилось, что она была мной?" Это изречение приписывают Лао Цзы.
Вы когда-нибудь задумывались о природе красоты? Насколько прекрасен бывает рычащий волк с окровавленной пастью, как чарующи переливы и звон сталкивающихся клинков, как замирает от восторга сердце стоящего на краю бездонной пропасти? При легком испуге у вас учащается пульс, а тело искажает судорога, при виде прекрасной вещи лицо расплывается в улыбке и брови уважительно ползут вверх... Однако, как ни странно, реакция на нечто крайне кошмарное и на редкой красоты событие или существо одна: человек замер, он не замечает ничего вокруг себя, он всецело поглощен созерцанием. Так есть ли разница между черным и белым, между запредельной жутью и небесным очарованием?
Мы все в детстве любили сказки, но потом выросли и перешли на взрослые и серьезные вещи. Если мне будет позволено сравнить некоторые примечательные игры с литературными жанрами, то я бы назвал Resident Evil трэшевым боевиком, Silent Hill — тяжелой психологической драмой, а Clock Tower — классическим английским ужастиком. Fatal Frame — сказка, но не та сказка про добра молодца и трех диких лебедят, что нам читали седовласые бабушки на ночь. Уже гордо отрекаясь от сказок как от признака уходящего детства, но еще не научившись ценить серьезные вещи, мы запирались на пыльных чердаках и полутемных подвалах и дрожащим шепотом рассказывали друг другу леденящие кровь истории о Черной Руке, Красном Человеке и Гробе на Колесиках. Подрастая, мы забывали свои детские страхи и лишь смущенно улыбались, вспоминая, как после особенно жуткого рассказа драпали что есть сил подальше ото всех темных мест. Fatal Frame именно такая сказка, но даже абсолютно уверенный в себе человек после часа игры начнет шарахаться от каждой тени и давно забытым жестом попытается натянуть несуществующее одеяло на голову.
В основу игры разработчики положили существующую в Японии легенду о проклятом поселении, жители которого, дабы умилостивить жестоких богов, провели ритуал Алого Жертвоприношения. Суть ритуала в том, что две девочки-близняшки приходят к Колодцу Неупокоенных Душ, после чего старшая добровольно и собственноручно убивает младшую. То ли нечто в ритуале пошло не так, то ли происходящее было слишком мерзким даже для черных душ богов-покровителей, но обреченная деревня в ту ночь исчезла с лица земли, а все ее обитатели отправились прямиком в чистилище. Прошла тысяча лет. Близнецы Мио и Майу вышли на прогулку в лес, в котором они не бывали с тех самых пор, как с одной из девочек здесь приключился трагичный случай. Ближе к вечеру ментально более чувствительная Майу заметила необычного, сияющего мерцающим красным светом мотылька и побежала за чудесным созданием. Мио ничего не оставалось, как последовать за ними. Крылатый проводник оказал им медвежью услугу, заведя в то самое место, где когда-то находилось поселение демонопоклонников. Почувствовав рядом невинные души обладающих паранормальными способностями близнецов, обретающиеся на границе жизни и не-жизни пробудились от многовекового сна...
Вообще-то мне не нравится привычка японцев делать героями игр томных женственных парней и не достигших совершеннолетия минимально одетых школьниц. К счастью (хотя некоторых это огорчит), ничего подобного в предмете нашего сегодняшнего обсуждения не наблюдается. Главной героиней сделана тринадцатилетняя девочка лишь для того, чтобы вы почувствовали всю уязвимость и страх испуганного создания, попавшего в жуткое, сводящее с ума место. Погружаясь во тьму, окруженная стонущими, изуродованными болью призраками, Мио сохраняет рассудок лишь благодаря чувству вины и ответственности за сестру. И вы ее не оставите одну, я знаю.
Благодаря сверхъестественным способностям близняшек, видения из загробного мира и воспоминания умерших людей посещают девочек с периодичностью, способной вызвать у слабонервных личностей неконтролируемые приступы паранойи и впрыскивания опасного количества адреналина.
Для пущего устрашения сидящего по ту сторону экрана используется хорошо знакомый по Silent Hill'у кинематографический стиль передвижения камеры. Туманные гуманоидные фигуры, раскачивающиеся от несуществующего ветра занавесы, вылезающие из стен пасти показываются не с наиболее удобных точек обзора, а с самых впечатляющих. Бродя по пустынным улицам, избегая окровавленных созданий, утопающих в клубах тумана, вы не будете испытывать страх, нет, более глубокое и загадочное ощущение поглотит вас. Возникающие зачастую из ниоткуда воплощения ненависти и потустороннего голода лишь поначалу будут вызывать у вас подспудное желание выключить приставку, включить во всем доме свет и просидеть не слезая с дивана до самого наступления рассвета. Постепенно растворяясь в чарующей и леденящей кровь феерии происходящего, вы будете едва ли не с наслаждением встречать очередное исчадие воистину дьявольской фантазии разработчиков, что, несомненно, оставит серьезный отпечаток на вашем психическом здоровье и способности рационально мыслить. Ведь количество и разнообразие атакующих вас призраков больше подошло бы какой-нибудь РПГ, а внешний вид и атаки фантомов становятся все более гротескными по ходу игры.
Там, где Джилл Валентайн и Хезер взялись бы за тяжелую артиллерию, Мио справляется с помощью старинной фотокамеры Camera Obscura. Этот загадочный артефакт может не только сорвать личину со скрывающихся в предметах привидений (таким образом решаются некоторые головоломки и открываются секретные двери), но и способен уничтожать неупокоенные души. В мире Fatal Frame старенькая камера является грозным оружием против врагов рода человеческого. Но будьте осторожны — необдуманное использование приведет к тому, что камера, как и всякий одушевленный предмет, захватит власть над носителем. При использовании камеры игра переключается с вида от третьего на вид от первого лица, угол зрения Мио уменьшается, давление игрока увеличивается. Чем дольше вы удерживаете объектив камеры на призраке и чем ближе он к вам, тем больший ущерб будет нанесен при щелчке затвором, после которого орудие еще некоторое время перезаряжается.
Если же вы действительно хотите избежать цепких объятий смерти, то займитесь апгрейдом фотоаппарата. Увеличивая радиус, чувствительность и количество накапливаемой энергии, можно за счет получаемых за изничтоженных призраков очков превратить скромное изделие древних фотографов в высокотехнологичный гипербластер. Прибавьте сюда и специальные возможности по взрывному поражению, парализации и даже комбо-атаки. А вместо патронов будем вкладывать разнообразные модели пленок. Ну и, конечно, при помощи камеры можно делать снимки странных явлений и складывать в виртуальный фотоальбом. Никуда не делись и традиционные фонарик с радио: для чего первый, думаю, догадаетесь сами, ну а поскольку героиня у нас экстрасенс и привидений ощущает с рождения (при этом на экране появляются легкие статические помехи), то радио существует для прослушивания астральных записей в кристаллах, находимых по ходу игры.
Можно только поразиться, как игре, в которой из цветов присутствуют лишь полсотни оттенков черного и немного вкраплений красного, удается производить такое впечатление. Игровая графика практически идентична по качеству роликам, коих вы увидите немало. Завораживающая игра света и тени, прозрачность и нереальная хрупкость призраков, мириады алых бабочек — душ, взмывающих навстречу далеким звездам... Остановитесь и наведите камеру на лицо дрожащей девочки: волосы колышутся на ветру, блики от фонарика играют на коже, а темные и глубокие глаза смотрят прямо вам в душу, заставляя армии ледяных мурашек пробежаться по вашему позвоночнику.
Но еще более пугающим и реалистичным ударом по вашей нервной системе станет звук. Искаженные, нездешние звуки, которые не может издать горло ни одного живого существа, завывания духов, хрипящий голос безглазой женщины, все еще не осознавшей, что она мертва, низвергнут вас в пучины первобытных страхов, в то далекое время, когда одетые в шкуры люди со страхом всматривались в шепчущие дебри смертоносных лесов. Зловещее крещендо, сопровождающее осторожное открытие двери в неизвестность, вдруг резко сменится протяжным воплем, и вы с криком "Ну все, с меня хватит!" отбросите джойстик.
Когда нас уже не будут пугать выскакивающие из-за угла зомби и гротескные куски плоти, мы вглядимся в зияющий провал рта вставшего перед нами духа и задумаемся о том, что мы ищем, играя в подобные игры. Возможно, смерти нет, возможно, мы продолжаем жить, лишившись телесной оболочки, возможно, все это взывает к чему-то в нас на подсознательном уровне, к нашим надеждам и страхам? Быть может, за порогом смерти нечто боле мрачное и неописуемое, по сравнению с чем существование в образе голодного призрака покажется пропуском в рай? Эта игра не станет откровением, не откроет сокровенные тайны бытия и не пустит в нас корни сомнений, это всего лишь игра. И если я когда-нибудь окажусь на Серых Равнинах, я буду знать, что хуже смерти может быть только забвение.
Оценка 9.
Вывод. Экран телевизора потух, консоль медленно остывает в предрассветных сумерках, тишина и мягкое покрывало одиночества уже не кажутся верными союзниками. В этот день мне уже не заснуть. Fatal Frame притягивает и отталкивает от себя одновременно. Она манит за собой и ставит заслоны в виде непробиваемых страхов. Она очаровывает своей умиротворяющей атмосферой и пушистой лапкой разбивает только что приобретенное спокойствие. Ее можно сравнивать до бесконечности с чем угодно, но так и не прийти к однозначному мнению — эта игра уникальна. Не пропустите.
Tiamat