Обзор Far Cry

Жанр игры: FPS
Сайт игры: http://www.farcry-thegame.com/
Разработчик игры: Crytek (http://www.crytek.com/)
Издатель игры: JoWood (http://www.jowood.com/)
Количество DVD в оригинале: 1 DVD
Дата релиза: 23.03.04
Локализация: Бука
Дата выхода локализованной версии: II квартал 2004
Минимальные требования: AMD Athlon / Intel Pentium III 1 GHz+ / 256 MB RAM / видеокарта с 64MB видеопамяти / 4GB места на HDD
Рекомендованные требования: AMD Athlon64 / Intel Pentium 4 2GHz+ / 512-1024 MB RAM / видеокарта с 128МB видеопамяти / 4GB места на HDD
Похожие игры: Half-Life, Unreal.
Согласно неписанным эмпирическим законам, усиленно раскручиваемый задолго до выхода продукт чаще всего на поверку оказывается банальной пустышкой в красивой упаковке (а то и без оной). Что приятно, существуют исключения — ведь даже блестящий продукт без эффективной рекламы и грамотного маркетинга не в силах рассчитывать на серьезную коммерческую отдачу. Что еще более приятно, мне довелось столкнуться с таким исключением совсем недавно... Встречайте — великолепный Far Cry! Стопроцентный хит, действительно, заметно отличающийся (одно из значений "Far Cry" — "большая разница") от последних виденных нами игр в жанре FPS.
Надо отдать разработчикам должное: отнесшись к проекту с фирменной немецкой аккуратностью, прилежностью и строгостью к деталям, они ухитрились создать самый технологичный (на данный момент), изящный и очень-очень интересный боевик. Коллеги с GameSpot даже назвали Far Cry "лучшим сингловым шутером от первого лица со времен Half-Life" — пожалуй, очень громко, но в целом справедливо.
Четыре с лишним года работы команды создателей, месяцы нетерпеливого ожидания и, наконец, релиз... Ну что, вы готовы окунуться в сверкающий яркими красками и залитый солнечным светом ад? Не сомневаюсь, что "да". Ну, а компьютер ваш готов к такому испытанию?
Железные требования
Как известно, на полную катушку вычислительная мощь современных портативных мини-печек марок Athlon/Pentium используется лишь двумя классами приложений: играми и узкоспециализированными (работа с видео и графикой) программами. Все эти гигагерцы, гигабайты памяти и сверхнавороченные акселераторы нужны лишь для того, чтобы дать вам возможность комфортно поиграть в Far Cry на максимальном уровне детализации. Хороший повод для апгрейда, правда?;) Не торопитесь скептически улыбаться до тех пор, пока не увидите Far Cry на очень мощной машине в максимальной детализации — зрелище не для слабонервных, доложу вам. Первое время из головы не выходит мысль: "как, разве современные компьютеры уже способны на Такое?". Оказывается, способны.
Но пока вы не накопили на что-нибудь типа Pentium4 3.4GHz и Radeon 9800XT, придется довольствоваться малым — тем, что сумеет Far Cry "выжать" из вашей нынешней конфигурации. Надо сказать, по этой части ("выжиманию всех соков") продукт CryTek — вне конкуренции. Тем не менее, игра замечательно идет даже на средних (и чуть ниже среднего) конфигурациях. Разумеется, красот вы в таком случае не досчитаетесь, но играть сможете, и вполне комфортно.
Хотя оригинальная версия поставляется на DVD, отечественные продавцы нам такой роскоши предложить не могут (ждем локализации от Буки?..) — в ходу пиратская версия на 3CD, с пережатыми (и несколькими отсутствующими) видеороликами, вырезанным "Demo Loop" и некоторыми другими мелочами. Тем не менее, серьезно они на геймплей не влияют. Игра легко занимает на винчестере около четырех с половиной гигабайт (при установке с DVD, правда, размер оказывается значительно меньше — возможно, именно поэтому в readme указывается 4GB) и после инсталляции с радостью забрасывает свою иконку на рабочий стол. Кликнув по ней, оказываемся в "предбаннике": программе-настройщике, автоматически тюнингующей Far Cry под вашу машину. Моего "коня" (AthlonXP 2500+/nForce2 Ultra 400/512MB RAM/GeForce4 Ti 4200 64MB) софтинка обозвала "медиумом", и все графические настройки выкрутила на "Medium", установив разрешение 1024х768. Разумеется, ради спортивного интереса настройки были установлены в high, но после выхода на открытые пространства я оценил прозорливость автоматики и вернул настройки на законную среднюю позицию. Шутка ли: 30-45 FPS против 4-7!!! На более дохлых машинах (Duron1300/512/GF4MX440 64MB) для приемлемой скорости приходится снижать разрешение (до минимального — 800х600) и большинство графических настроек устанавливать в "Low". Но играбельность (20-30 FPS) стоит жертв.
Визуальной части Far Cry есть чем удивить привередливого игрока, но, разумеется, обсчет умопомрачительных пейзажей требует прорву ресурсов. Благодаря гибкости настроек, однако, можно играть на довольно средних машинах.
"Высоко лечу, далеко кричу"
Товарищ Джек Карвер (Jack Carver) — личность с весьма сомнительным прошлым. Но Джек отошел от старой опасной профессии и занимается частным извозом на собственном катере в тропических широтах. Работа спокойная и непыльная: знай себе рассекай волны, да загорай на палубе. Однако ленивую размеренность жизни товарища прерывает некая Валери Кортес (Valerie Cortez), журналистка (ох уж эти журналисты;), попросившая доставить ее на остров Кабуто в Тихом океане. Разумеется, сразу по прибытию на место даму похищают, любимый катер взрывают, а самого Карвера чуть было не отправляют в лучшие миры к праотцам.
Джек решает во что бы то ни стало спасти Валери (ээх, симпатии-симпатии...), попутно разобравшись с нехорошими товарищами, устроившими столь "радушный" прием. В процессе разборок многое прояснится (хотя, например, то, что похищенная дама — никакая не журналистка, понятно сразу). Да и вообще, добротный, лихо закрученный динамичный сюжет не даст вам скучать. Генные эксперименты, страшные мутанты, угроза всему человечеству (куда ж без нее!) — все есть в игре. Как вы уже поняли, полуавтоматическое "шинкование" монстров без цели и особого смысла — не про Far Cry.
Остров доктора Кригера
Очнувшись на дне какого-то колодца, мы, как и в любом уважающем себя шутере, проходим тренировочную "полосу препятствий", а только затем выходим в свет, под палящее тропическое солнце. Немного уняв нахлынувшие чувства от знакомства с графикой, начинаем присматриваться к геймплею: шутер, причем чистой воды. Без модных RPG элементов, практически без скриптовых вставок... Но в FarCry даже при отсутствии этого скучно не будет. Больше всего впечатляет потрясающая свобода действий: практически любое задание можно выполнить по-разному. Грубым ли лобовым штурмом, аккуратными точечными ударами, предварительной снайперской "зачисткой", атакой с тыла... Увлекательно до чертиков! При этом каждый сможет выбрать себе стиль игры по вкусу (а еще — в зависимости от уровня сложности и миссии). Немного ограничивает свободу лишь система сохранений: состояние игры сохраняется автоматически по достижении игроком какой-то заранее заданной точки на местности. И если в большинстве "путей" точки расположены по маршруту сравнительно равномерно, то, действуя каким-то уж очень нетривиальным способом, вы рискуете пропустить "продуманные" разработчиком чекпоинты и очень долго ругаться в случае смерти. Хотя, патч, добавляющий возможность произвольного сохранения, уже на подходе.
Передвигаться по острову можно пешком, ползком, вприсядку и бегом (на бег, прыжки и подводное плаванье расходуется "выносливость" — синяя полоска внизу экрана). Еще можно ездить, плавать и летать. По легкости управления (и получаемого от него кайфа) внутриигровые транспортные средства выполнены очень даже на уровне. Нам в шкуре Джека доведется покататься на багги, джипах, моторных лодках, катерах и (затаите дыхание!) на дельтаплане. Море впечатлений гарантировано!
Оружия довольно много (с собой можно носить только четыре вида), но все стволы имеют реальные прототипы. Классические автоматы, пистолеты, пулеметы, а на закуску — снайперская винтовка и ракетница. Никаких супер-пупер-плазменных пушек — и это замечательно. К слову, знающие люди говорят, что оружие "овиртуалено" вполне грамотно, реалистично — так как в знатоки орудий смертоубийства не гожусь, поверю на слово. Стреляет, выглядит и звучит все, на мой дилетантский (по части вооружений) взгляд, достойно.
Искусственный интеллект вражин хорош! Играть трудновато — даже на третьем уровне сложности хватает "жарких" мест. Сложно не только оттого, что противника во много-много-много раз больше — теперь вражеские наемники весьма ловко используют естественные укрытия (природа острова к этому располагает), при первой же возможности зовут тревогу и стараются все время действовать сообща (самое интересное, что им это удается безо всяких скриптов). Да, первоначально разнообразные средства огневой поддержки (вертолеты, стационарные пулеметы, катера и т.д.) на их стороне, но после небольшой зачистки территории воспользоваться стационарным оружием и транспортом (кроме вертолетов) сможет и наш герой.
Миссии, хоть и не сильно радуют разнообразием целей (пробраться, взорвать, очистить от врагов), но постоянно предстают в разных ипостасях (день/вечер/ночь в разных частях острова и вообще на различных островах), да и не повторяются так часто, чтобы хоть чуть-чуть надоесть. В процессе их прохождения мы будем то забираться в мрачные чертоги биологических экспериментаторов, то действовать на свежем воздухе (что приятнее). Всего в Far Cry 20 миссий, прохождение которых займет, даже при усердном подходе, не менее 15-20 часов. А если еще уровень сложности повысить, то время на завершение игры увеличится в разы. Так что не беспокойтесь, "fun"-а хватит на всех.
Немаловажный момент — игровая физика/интерактивность. По первой части движок от CryTek-а впечатляет: посмотрите, как бочка, переваливаясь, покатится с горы и шлепнется в воду или как враг эффектно откинется назад, а его бездыханное тело перегнется через перила и рухнет в воду... Со второй частью дела обстоят менее радужно: чуток подкачала интерактивность. Отнюдь не все можно разрушить, да и "повзаимодействовать" порой хочется с бульшим числом предметов, нежели это положено по сценарию. Даже в сырой-пресырой "альфе" Half-Life 2 с интерактивностью было получше.
Сетевые баталии пока толком оценить не удалось (не у всех в сетке мощные машины), но, судя по нескольким проведенным мною deathmatch-ам и перегрузкой интернет-серверов Ubi Soft, этот компонент удался не хуже "сингла".
Графика и звук
О графике можно долго рассказывать, но лучше, как вы знаете, один раз увидеть... Увидеть динамические тени на оружии в джунглях, посмотреть издалека на потрясающей красоты лагуну, подивиться умело нагнетаемой тенями и визуальными эффектами обстановке. Природа, модели людей, ландшафты (наконец-то мы увидели в игре настоящие джунгли!), спецэффекты от выстрелов и взрывов — все выглядит на 5 с плюсом! Разумеется, при соответствующих графических настройках. Повторюсь: графический движок Far Cry по технологичности и уровню визуализации на сегодняшний день обходит все остальные "игровые двигатели". Возможно, даже и еще не увидевшие свет.
Звук добротный (реплики вражеских солдат, свист пуль, разговоры в роликах...). Музыка включается только в нужные моменты для нагнетания обстановки и со своей задачей справляется великолепно. Очень кстати для игры придутся системы вроде "домашнего кинотеатра": даже на моих четырех колонках прекрасно ощущается, где сейчас висит вертолет или откуда раздаются подозрительные шорохи. Настоятельно рекомендую обзавестись минимум четырьмя колонками и хорошей звуковой картой (EAX будет к месту).
Итоги
Вы заметили, что отсутствует традиционный пункт моих обзоров, в котором я обращаю внимание на минусы игры? Дело в том, что их практически не наблюдается. Нет, конечно, можно сказать о "крутых" системных требованиях (но завышенных ли?), упомянуть достаточно высокую сложность вкупе с отсутствием традиционной системы записи игры, пнуть за среднего качества видеоролики да припомнить еще парочку каких-нибудь ма-а-алюсеньких неприятностей, но стоит ли это делать? В лице Far Cry мы действительно имеем поразительно близко подобравшийся к званию "идеального" шутер от первого лица.
Девять с плюсом для блестящего творения Crytek-овцев! "Превосходно!", "чудесно!", "грандиозно!" и все такое прочее... Кстати, вам не наскучило читать хвалебные оды в адрес игры? Думаю, наскучило. Поэтому вы, конечно, достанете/установите ее, попытаетесь (как и я, тщетно) обнаружить минусы, вырветесь из сладкого плена только после полного прохождения и, подняв большой палец вверх, скажете: "Far Cry — Вещь!". В этом я буду полностью с вами согласен.
Оценка 9. Увлекательный экшен с потрясающей графикой и соответствующими системными требованиями. Игровой процесс сильно захватывает и практически лишен слабых сторон. Превосходный шутер, который должен понравиться даже тем, кто прохладно относится к жанру. Far Cry — тот случай, когда жанр не имеет значения. Бесспорный хит сезона.
Николай "Nickky" Щетько