Обзор Fable 3 [ВР, Xbox 360]
Пи?ер Молинье
Жанр: ролевая игра
Платформа: Xbox 360
Разработчик: Lionhead Studios
Издатель: Microsoft
Издатель в СНГ: Microsoft
Похожие игры: серия Fable
Официальный сайт игры: lionhead.com/fable/fable3
Молинье уже не тот сказочник, что был раньше. Не тот наглый плут, что обещал золотые горы, а отделывался парой монет — но и им были рады. Теперь он маститый солидный дядя в дорогом костюме. А разница? Что будет, если нарядить его в розовое платьице, вручить волшебную палочку и предложить изобразить феечку? Ровным счетом ничего не изменится.
Начнем с радостного: игра хорошая. Очень хорошая, с какого угла на нее ни посмотри. Питер подарил ровно то, чего от него и ждали, подарил карнавал или гей-парад в миниатюре — и вроде все хорошо. Скользкое впечатление. Словно гадалка раскинула карты Таро, а будущего ты не узнал — заплатил за кратковременный сеанс тайны. Ничего, в шатер всегда можно вернуться. Еще раз заплатив за вход.
В то время как конкуренты, если их можно назвать конкурентами, с серьезной миной строят серьезные игры для серьезных людей — ну, вы знаете, все эти многоступенчатые ролевые системы, эпично-сопливые сюжеты и прочая дребедень, — Молинье забавляется. Он без стеснения выкорчевывает из Fable 3 все то, что причисляет игру к ролевому жанру. Одним властным движением розовой волшебной палочки в стразах от Swarovsky. Буквально вырезает маникюрными ножницами все эти ваши ролевые системы и чехарду в инвентаре. Грубо, брутально, по-мужски (хотя по костюму феечки и не скажешь) делает из системы прокачки элементарное уравнение и превращает копание в мешочке с мечами и лечебными снадобьями в фарс. Матерые ролевики, из числа тех, кто еще не ретировался в панике после выхода второй части, скрепят зубами и рвут у себя волосы подмышками, а уже ничего не поделаешь: они не целевая аудитория Молинье.
Fable 3 застревает где-то между ролевой игрой и адвенчурой, но зато по особо любимым элементам RPG дает сотню-другую очков форы самым грозным из недавних (Arcania: Gothic 4, Two Worlds 2) и будущих (Dragon Age 2) соперников по жанру. Игровой мир — блеск, сюжетные персонажи и диалоги — шик, свобода выбора — тип-топ, дизайн — гламур. Иначе говоря, приторности тут не занимать. Не зря же Молинье в розовом платьице.
Со срамным бородатым прошлым Молинье рвет по всем фронтам, разве что не мечет. С Альбионом прощаться не приходится, но на этот раз мир изменился до неузнаваемости. То есть совершенно: никаких скачущих по лесам мифологических тварей, никаких таинственных чародеев, никакой фэнтезийной романтики. Молинье рвет то, что окольцевало серию, и вроде причины ясны, но так и хочется погрозить ему пальчиком: ай-ай-ай, Питер, взрослый человек, а такое маркетинговое ребячество!
Хотя, чего греха таить, историческое взросление пошло Альбиону на пользу, несмотря на то, что стилистические перемены проведены словно валиком по роже. Если в первой Fable мир скакал мальчишкой младшего школьного возраста, а во второй части обернулся юношей, то в Fable 3 у нас не отрок, но муж. Лет эдак тридцати: еще чуть-чуть — и кризис среднего возраста. Антиутопия выпала густой порослью на лице, где-то с сединой, но это вполне каноничная политическая антиутопия: народ угнетен и кроме чарки и шкварки ничего не видит, перебиваясь от получки до получки, детский труд, показательные массовые расстрелы оппозиции, медицина, образование — словом, полная задница типичного затянувшегося диктаторского режима. И сам король-сатрап на троне — кулачишкой стучит да усами шевелит.
Стилистически — ни дать ни взять викторианская Британия. Худшая ее часть. Ирландия, пожалуй. Когда милые разбросанные тут и там деревушки, волшебные рощи и прочую умилительную дребедень меняют на загаженные людьми подворотни кирпичных многоэтажных застроек, наполненные производственными цехами и падшими женщинами — вот это и называется резким переходом. Пинком из карамельной сказки с героями и чудовищами прямиком на страницы произведений Диккенса и Гамсуна. Социальная катастрофа — но поодаль прозвучит «Марсельеза», когда вы придете в Альбион.
Fable 3 — как зеркальное отражение французских буржуазных революций, а наш герой предстает антиподом кровавому режиму завравшегося диктатора и чуть ли не манной небесной. И первая часть зарисовок и миниатюр Молинье — это подрывная работа против полицейского государства и идеологический труд с местным населением. Можно написать хоть несколько томов сочинений, но до тех пор, пока низы не захотят, в Альбионе ничего не изменится. Альтернатива действует безотказно, образ добренького революционера начинает пожирать мозги обывателей с огромной скоростью — и вот они уже на баррикадах. А там путч, свержение, коронация, пир и все сопутствующее. Самое время почувствовать себя в шкуре властителя мира Fable 3: казнить и миловать, устанавливать законы и нарушать их.
И тут-то на своей коже придется ощутить, что благими намерениями выстлана дорога в ад. Немного пошалить на должности и попытаться изобразить аналог банановой республики или что-то в этом роде можно, глубже — нет, коммунизм не построить. Вот только все бразды правления волей Молинье оказываются ловушкой: лавировать между тоталитаризмом и демократией придется очень умело, если есть желание удержаться на троне. Альбиону угрожает сильный внешний враг, а тут уже как-то не до школ и здравоохранения, и, как назло, технологии не успели продвинуться до телевидения, а то его мощностями легко можно было бы лить идеологические помои на головы обывателей. А так чего гляди на улицы выйдут да напомнят, кто кого на престол сажал. Лавирование между жесткой, но безопасной политикой и правовым государством, которое враги могут легко нагнуть, забавляет, но оставляет не так много места для маневров.
Зато все решения Его Величества Вас исполняются беспрекословно — последствия своих указов натурально видишь, а это обеспечивает игре какую-никакую, но реиграбельность. Придется набить несколько шишек, прежде чем придет истинное понимание правления государством, хотя для некоторых, особо одаренных деятелей оно и за шестнадцать лет не достучится — все так же будут совершать одну политическую ошибку за другим экономическим проколом. Но ведь и приятнее править, когда последствия выбора имеют государственное значение. Жаль только, что воздвижение военной базы произойдет, едва отдадим такой указ: Молинье выбрасывает антиусловности на мусорку.
Однако же сумерками Молинье Fable 3 явно недокормил: нарочитая сказочная карамельность и бархатистость частично перекочевали в триквел, причем в его викторианском антураже смотрятся они ну совершенно нелепо. Этим Питер бахвалился еще в анонсах: вырезаешь мирное население и шастаешь по падшим женщинам — боевое орудие покрывается кровавой ржавчиной, а облик героя становится грозным и неприветливым; сажаешь цветочки луговые и бьешь по лбам злых дядек — от клинка исходит свечение божественного сияния. Ну, сущая нелепость. Хотя на боевую систему вроде бы и грех жаловаться: детская простота дает возможность сокрушать орды врагов во время позевывания или не отрываясь от поглощения сахарной ваты, а немногочисленные заклинания разбавлены возможностью их синтеза. Только скучно все это.
Как и сотни вариантов бровей, бород и усов — впрочем, может быть, кому-то они позволят лучше вжиться в роль своего героя. Хотя по эстетике, эмоциональности и интеллектуальности к Fable 3 не так просто подкопаться. Выполненные вручную викторианские города, очаровательные, изысканные пейзажи, занимательные квесты, бесподобная озвучка в оригинале. Костью в горле становится спекшийся сюжет, а кто-то поворчит на среднего уровня графику. А на самом деле в Альбионе попросту стало скучно. Изнасилованный труп Fable 3 выглядит все еще с лоском и блеском, но начинает основательно попахивать. Профессиональная работа и смена временного антуража пошли третьей части на пользу, политика и управление страной пусть не идеальны, но занимают, а в остальном — скучно. Пора заканчивать.
После всего увиденного, услышанного и заигранного Питеру хочется посоветовать бросить совокупляться с уже разлагающимся трупом Fable. И заняться чем-нибудь общественно полезным: выудить из своей легендарной головы парочку действительно свежих идей, бросить игровую индустрию и устроиться работать гидом или проституткой. Уже не интересно, что приключится в Альбионе, когда туда прилетят космические пришельцы или набегут орды зомби, честное слово.
Радости:
Прекрасный мир
Отличные диалоги
Шикарный дизайн
Возможность устроить путч и самолично усесться на трон
Гадости:
Графика неказиста
Слипшийся сюжет
Утрирование
Оценка: 7.6
Вывод:
Молинье выдавил из франчайза Fable все соки — и именно этому третья часть обязана своим породистым качеством. Только что дальше? «Ну котик, ну миленький, еще капельку»?