Обзор F1 2011
Жанр: рейсинг
Платформы: PC, Xbox 360, PlayStation 3
Разработчик: Codemasters Studios Birmingham
Издатель: Codemasters
Издатель в СНГ: 1C-SoftClub
Похожие игры: F1 2010, серия Grand Prix
Мультиплеер: Интернет
Минимальные системные требования: процессор уровня Intel Core 2 Duo с частотой 2,4 ГГц или AMD Athlon X2 5400+; 2 Гб ОЗУ; видеокарта уровня NVIDIA GeForce 7800 или AMD Radeon X1800; 12,5 Гб свободного места на жестком диске, Интернет-подключение
Рекомендуемые системные требования: процессор класса Intel Core i5 или AMD Phenom II Х4; 4 Гб ОЗУ; видеокарта уровня GTX 460 или AMD Radeon HD 5850; 12,5 Гб свободного места на жестком диске, Интернет-подключение
Возрастной рейтинг ESRB: Everyone (6+)
Официальный сайт игры: www.formula1-game.com
«Автоспорт — это бизнес международного масштаба, который иногда, на пару часов в воскресенье после обеда, становится спортом», — сказал однажды бывший глава команды McLaren Рон Деннис. Конечно, многие далекие от этой сферы люди могут не согласиться с мнением англичанина, но, тем не менее, одно это предложение отлично охарактеризовывает современную Формулу-1 и гонки как вид спорта в целом. Красочные обгоны, борьба на трассе, зрелищные аварии и быстрые машины — эти вещи находятся в центре внимания лишь несколько часов, но стоит грузовикам команд покинуть территории гоночных треков, как спорт уступает место совершенно другим сражениям. С этого момента начинаются гонки технологий, скандалы, интриги, шпионские войны и, конечно, отмывание денег — куда ж без этого!
Забавно, но игровая индустрия в целом работает практически по тем же самым правилам. Пока разработчики трудятся в поте лица, чтобы игроки считанные часы насладились первоклассным зрелищем, целые отделы игровых издательств думают о том, как бы на этом заработать, да подсчитывают потенциальную прибыль. Что бы там ни утверждали девелоперы насчет того, как они хотят порадовать миллионы геймеров, про революции и новые слова в жанре, когда дело касается денег, искусство и спорт отходят на задний план — кушать-то всем хочется.
Вся ирония в том, что F1 2011 является идеальным примером такого подхода: несмотря на все красивые слова про качественно новые шаги и заботу об игроках, при первом же запуске становится ясно, по какому пути пошла серия и чего в следующие несколько лет от нее стоит ожидать. Впрочем, об этом мы еще поговорим, а пока лучше уделим внимание самой игре, тем более что она того действительно заслуживает.
Стоит признать, что в этом году перед разработчиками стояла весьма серьезная задача: не просто перерисовать машинки да добавить пару деталей, но и доделать все то, что по каким-то причинам не получилось довести до ума в предыдущей части. Та, напомним, несмотря на хорошие оценки, теплые отзывы и море вполне заслуженных наград, включала в себя целый ассортимент самых разных проблем. Были и раздражающие многих игроков баги, и очевидные проблемы с балансом, да и ездить, честно говоря, надоедало весьма быстро. Так что объем работ перед Codemasters был внушительный. Справились ли они за год? Частично.
На пути к идеалу
Первое, что бросается в глаза после запуска игры — это серьезные изменения в пилотировании болида. Вождение действительно изменили, и изменения эти пришлись как никогда кстати. Если в F1 2010 игра приковывала к экранам за счет несколько других вещей, то здесь действительно намного увлекательнее просто ездить: машины лучше чувствуются и слушаются пилотов, их чаще заносит, да и ощущаются они по-другому. Отныне это не неповоротливые танки, а юркие и непослушные болиды, которые реагируют на малейшее движения руля, и при правильной настройке сложности пилотирование способно доставить просто море удовольствия. На высоких уровнях сложности для успеха приходится чаще рисковать и «вылизывать» каждый поребрик в поворотах, а в случае ошибки машину можно «поймать» ловким движением руля.
В связи с этим особенно приятно, что наконец-то между болидами команд появилась существенная разница. Они отличаются не только внешним видом и максимальной скоростью, но и управляемостью, а также звуком мотора, и если совладать с какой-нибудь HRT порой трудно, то пилотировать Red Bull или McLaren — это просто невероятный кайф, и добиться победы за рулем такого болида действительно значительно легче. В F1 2010 с этим были серьезные проблемы: даже на самом слабом болиде и на самой высокой сложности при умении можно было завоевать чемпионский титул и без проблем «привозить» соперникам по десять секунд. Здесь же, прежде чем начать выигрывать, придется испытать несколько неприятных часов за рулем медленных машин.
Позитивно сказалось на геймплее и появление нашумевших DRS и Kers. До релиза у многих игроков были некоторые опасения насчет того, удастся ли разработчикам правильно внедрить эти нововведения в игру, при этом сохранив реальные правила Формулы-1. К счастью, все получилось в лучшем виде: работают вышеупомянутые «системы» почти как в реальной жизни и не только приносят существенную пользу во время гонок, но и удачно разбавляют игровой процесс. Просто филигранно водить болид отныне недостаточно, полезно будет еще и вовремя нажимать на нужные кнопки, что вкупе с переключением передач порой и вовсе превращается в своеобразный QTE. При грамотном использовании DRS догнать и обогнать соперника, «открыв» на одной из длинных прямых заднее антикрыло, теперь проще простого, но это также означает и то, что на следующем отрезке соперник тоже может воспользоваться этой возможностью и вернуть позицию. Благодаря этому, как и в реальном чемпионате, количество обгонов и вообще плотность борьбы значительно возросла, что, конечно, является несомненным плюсом.
Большему количество красивых моментов поспособствовал и улучшенный ИИ. Противники не то чтобы намного поумнели, но теперь они куда чаще и удачнее атакуют, более умело защищаются от атак, а что самое главное, количество курьезов уменьшилось в разы. По крайней мере, в квалификациях и при обгонах круговых проблем теперь возникает поменьше.
Если искусственный интеллект, даже несмотря на все изменения, так и не смог составить вам должной конкуренции, никто не воспрещает пройти режим «Карьеры» вместе с товарищем. Именно кооператив — самое классное, что есть в игре, ведь сражаться за титул и звание первого номера в команде куда интереснее с лучшим другом, нежели с куском кода. Тут вам и обещанные ранее «настоящие эмоции», и реальное соперничество, да и в случае спорных ситуаций никто и в драку лезть не запрещает (болельщики со стажем наверняка вспомнят Спа 1998-го).
Порадовало и обилие мелких, но приятных деталей. Например, теперь на финише или после столкновений на трассу выбегают маршалы размахивающие флагами. Конечно, это было куда более успешно реализовано еще в 1996 году в Grand Prix 2, но так уж получилось, что после смерти легендарной серии ни одна игра по Формуле-1 больше не смогла блеснуть таким вниманием к деталям, а Codemasters отличились. Улыбку у истинных фанатов вызовет и появление пейс-кара. На геймплей он влияет совсем незначительно, но разнообразие в соревнования вносит, да и в F1 2010 его несколько не хватало. А еще как приятно посмотреть, как радуется твой протеже после победы в гонке! Лица, правда, безжизненные, да и анимации постоянно повторяются, но все равно лучше видеть что-либо подобное, нежели лицезреть статистику каждый раз после успеха на трассе.
Заезженная пластинка
Тем не менее у игры есть очень и очень крупная проблема — это однообразие. Дело даже не в самих гонках, ведь абсолютно ясно, что никакой режиссуры или сюжета тут нет и быть не может. Просто со времен F1 2010 режим карьеры, да и сам тайтл в целом практически не изменился. Те, кто откроет для себя Формулу-1 в первый раз, получат огромное удовольствие и ничего не заметят, а вот «чемпионы» из оригинала могут весьма расстроиться, обнаружив, что после побед за рулем Ferrari им придется вновь возвращаться за руль неуправляемого и медленного Lotus. И если бы только это! Вопросы, которые надоедливые виртуальные журналисты постоянно задают между гонками, почему-то очень похожи и остались такими же шаблонными, а порой и вовсе откровенно бредовыми, а за выигранный титул не пришлют даже поздравительной открытки, не то чтобы показать красочный ролик или прилепить «единичку» на нос болида. Благо хотя бы появились нормальные раскраски шлемов, а скучную и некрасивую секретаршу заменили на куда более практичный ноутбук в моторхоуме — он хотя бы постоянно молчит, да и письма читать, положа руку на сердце, намного интереснее, чем выслушивать однотипные комментарии.
Из-за всего этого крайне непонятно, почему разработчикам было не поступить так же, как делали их коллеги из BioWare, то есть позволить импортировать сохранения из предыдущей игры. Так и новичкам бы пришлось изрядно постараться перед попаданием в топ-команду, и ветеранам не пришлось бы вновь тратить время, в очередной раз пробиваясь сквозь давно надоевшие этапы на вершину.
Впрочем, главная проблема игры заключается даже не в однообразии или некоторых недоделках. Самой главной ошибкой стали баги, проблемы с балансом, в общем, все то, чем должны были заниматься бета-тестеры. Да, проект не вылетаетна рабочий стол, механики больше не держат игроков на пит-стопах по двадцать секунд, а пилоты, слава богу, в этот раз не похожи на непобедимых вундеркиндов, которые способны доехать с поломанным антикрылом и без единого пит-стопа до финиша. Просто мимо глаз тестеров проскользнули такие незначительные, казалось бы, мелочи, которые очень легко способны испортить наслаждение любому.
Тут вам и немного покореженный баланс — выбрать оптимальную сложность достаточно трудно, и традиционно ненормальный судья, который может закрыть глаза на откровенное нарушение, но оштрафовать по полной программе на пустом месте, да и проблемы с оптимизацией. Однако самое обидное у автора этих строк произошло после завершения первого сезона. Представьте себе реакцию человека, который только что ценой огромных усилии завоевал чемпионский титул, а через десять минут увидел, что все сохранения таинственным образом исчезли. Думается, вы и сами догадываетесь, какие слова в адрес разработчиков звучали в тот момент.
Графический уровень изменился не особо сильно. Цвета по-прежнему блеклые и мрачные, текстуры мутноватые, да и движок звезд с неба не хватает. Зато появилось море деталей, которые сильно порадуют фанатов. Передние антикрылья, например, теперь очень реалистично покачиваются и гнутся после прыжков на кочках, а как приятно разглядывать отражения рекламных вывесок и неба, проносясь по красивенным улочкам Монако, не передать словами. К слову, куда-то испарился и так раздражавший многих блюр. Конечно, косяки, которые он так тщательно прикрывал, будут видны всем желающим, но зато зрение у особо чувствительных индивидуумов останется целым и невредимым.
На прилавки лег качественный и увлекательный продукт, однако, к сожалению, многих людей он, несомненно, огорчит. Причиной всему бизнес, о котором мы упомянули в самом начале текста. Так уж получилось, что по количеству свежего контента и действительно качественных нововведений игра тянет скорее на масштабный DLC или аддон, но никак не на полноценный проект, за который во многих странах просят по $80 за штуку. Теперь, после релиза, мы вынуждены констатировать тот факт, что серия пошла по пути небезызвестных Call of Duty и FIFA, и если во второй раз проходить практически одну и ту же игру нам по-прежнему интересно, то вот с третьим дублем будут определенные проблемы, каким бы качественным и любопытным он ни был.
P.S. Для любителей портативных платформ: F1 2011 анонсирована также для Nintendo 3DS и PlayStation Vita, однако даты релиза для карманных приставок пока что нет.
Радости:
- Ездить интересно
- Реализация Kers и DRS
- Появление пейс-кара
- Кооперативный режим
- Улучшенный искусственный интеллект
Гадости:
- Обилие неприятных недоделок
- Отсутствие каких-либо значительных нововведений
Оценка: 8.5
Вывод:
Очень неплохая игра по лицензии Формулы-1, которой до идеала не хватает пары патчей и хотя бы каких-то значительных нововведений. Фанаты игру наверняка оценят и будут соревноваться с компьютерными противниками и друг с другом еще долгое время, остальные же не протянут половины сезона или вовсе пройдут мимо, им на этих трассах ловить нечего.
Обзор написан по PC-версии игры