Обзор Europa Universalis IV: The Art of War
Разработчики: Paradox Development Studios;
Издатель: Paradox Interactive;
Жанр: Глобальная стратегия, стратегия в реальном времени;
Похожие игры: Серии Crusader Kings, Виктория, Hearts of Iron
Платформа: Windows, Linux, Mac OS;
Мультиплеер: интернет
Минимальные системные требования: Pentium IV 2,4 ГГц, 2 ГБ ОЗУ, GeForce 8800 или Radeon X1900 с 512 Мб памяти, 2 Гб на жестком диске.
Рекомендуемые системные требования: Core 2 Duo E6550 2,33 ГГц, GeForce GTS 250 или Radeon HD 6670.
Серия Europa Universalis – из стратегий, где можно повести историю человечества альтернативным курсом. Причем такой реалистичности вы больше нигде не найдете. Эта игра учит, что безумно сложный механизм, которым является государство, нельзя одним махом превратить в сказочную Утопию. Он скорее похож на часы или музыкальный инструмент: важна настройка, согласованность всех компонентов – тогда и в казне будут появляться деньги, и соседи будут вас любить, и о мятежах вы забудете.
Другая традиционная особенность Europa Universalis – здесь глобальность управления сочетается с бесчисленными нюансами. С одной стороны, вы меряете территорию целыми провинциями, армию – тысячами солдат, а на некоторые сферы жизни страны и вовсе напрямую не влияете, лишь задаете курс развития. С другой стороны, вы постоянно замечаете все новые нюансы управления: есть династии, есть народы, есть религии. Хотите торговать? Чем именно? Каким маршрутом пойдут купцы и куда? Здания – будьте добры заказать в каждой провинции отдельно. Армия – следите за снабжением и новобранцами, воинскими традициями и даже зарплатой воякам. Да что говорить, если календарь отсчитывает время с точностью до дня, а значит, одна игра может растянуться на месяц и больше. И в этот период вы не сможете оторваться от компьютера.
Наконец, третий козырь Europa Universalis – вам доступны буквально все страны, а игру можно начать в любой день из доступного отрезка истории (в EU это Новое время). Более того, отыграв какое-то время за одну из стран, можно продолжить свое же сохранение уже за другое государство. И это не считая фокусов, доступных путем редактирования открытых баз данных игры.
Минус серии в ее сложности. Но если вы освоились хотя бы до такого уровня, чтобы не «сливаться» в первые часы – в другие глобальные стратегии вы не вернетесь. Может быть, стоило сделать Europa Universalis 4 более казуальной и дружественной, может – ввести обучающую кампанию. Но у Paradox были другие планы.
Результатом эволюции стала обновленная модель управления государством, основанная на трех новых ресурсах: очках власти в области военного дела, гражданского управления и дипломатии. За эти ресурсы покупалось все: от новых технологий до изменения культуры завоеванной провинции. Плюсом новой системы стала ее прозрачность и даже реалистичность: да, правитель должен распоряжаться общественной энергией, направляя ее на решение самых актуальных вопросов страны. Но проблема в том, что новые ресурсы отражают не состояние страны, а только лишь состояние двора: их приток зависит от качеств монарха и советников. И если хороших советников еще можно нанять за баснословные деньги, то характеристики монарха выпадают случайным образом.
Новые правила также усугубили давнюю проблему Europa Universalis: баланс стал еще больше конфликтовать с реалистичностью. Хотите собрать большую империю – вам не избежать отставания в науке. Такие условности в купе с упразднением некоторых механик (например, шпионажа), заставили с большой надеждой следить за выходом дополнений.
Последние не заставили себя долго ждать. Wealth of Nations улучшила торговлю, добавив возможность влиять на торговые пути. Conquest of Paradise радикально обновила процесс колонизации Нового света: теперь игрок не мог предвидеть наперед, где располагаются самые богатые территории, просто заглянув в школьный атлас – игра изменяла Terra Incognita случайным образом. Затем был черед Res Publica, посвященной торговым нациям: гильдии, фракции и необходимость балансировать между их бонусами. Понятно, что разработчики стремились как можно более интересными сделать именно мирные механики – они, как правило, во всех играх «проседают». Но вот, наконец, пришло время иначе посмотреть на боевые действия.
Art of War, посвященная тридцатилетней войне, вводит много опций, которые давно напрашивались еще с прошлых частей Europa Universalis. Теперь можно передать оккупированную провинцию союзнику или получить повод для войны в зависимости от оного у союзника. Появились вылазки из крепостей и возможность укреплять пограничные провинции – больше не нужно гнать через всю империю свою армию, чтобы отбить ничтожный вражеский отряд. По-другому мы теперь распоряжаемся судами: ненужные корабли можно продать другой стране или законсервировать, чтобы снизить расходы на них. В купе с новыми опциями интерфейса и более густой сеткой провинций – хороший бонус для всякого, кому Europa Universalis 4 пришлась по вкусу.
Только вот меньшинство, недовольное основной механикой четвертой части серии, все же будет чувствовать себя некомфортно, несмотря на отнюдь не косметические нововведения. Ведь хочется не только баланса и увлекательного игрового процесса, но и ощущения, что управляешь реальной страной – ведь на этом для многих строится мотивация для игры. За это мы любим Europa Universalis 4 и все-таки надеемся, что Paradox найдет решение, при котором и овцы будут целы, и волки сыты.
Радости:
- Лучший симулятор исторических событий в масштабе целых государств
- Улучшенная военная система
- Улучшенная карта
- Множество опций управления, которых долго ждали
- Новые опции, упрощающие интерфейс
Гадости:
- Игра сложная и становится все сложнее с каждым дополнением
- Реалистичность здесь порой приносят в жертву балансу
Оценка: 9.
Вывод:
Удивительно, как Paradox находит, что улучшить, в системе, которая, казалось бы, и так продумана до мелочей. И ведь правда оказывается, что еще и это, и это нововведения давно напрашивались. Но всякое дополнение оказывается только новыми фигурками в старой песочнице, а доработать саму песочницу у Paradox все никак не доберутся руки.
Anuriel