Обзор Etherborn

Жанр: головоломка, платформер.
Разработчик и издатель: Altered Matter.
Платформы: PC, PlayStation 4, Xbox One, Switch.
Минимальные системные требования: Win 7, Core i3-6100, 4 ГБ ОЗУ, GeForce GTX 460, 2,5 ГБ на жестком диске
Рекомендуемые: Win 10, Core i5-6500, 8 ГБ ОЗУ, GeForce GTX 1060.
Для жанра головоломки удачно найденная и потому запоминающаяся механика, какая-нибудь своя фишка — только полдела. Не менее важно еще и грамотно ее преподнести, обыграть. Вот в Etherborn в качестве таковой видится гравитация — есть, казалось бы, где развернуться. Увы, но местами игра напоминает не более чем набросок для масштабного, но так и не реализованного проекта. Нет, это не значит, что она плохая; скорее слишком уж камерная. Чувствуется в ней какая-то робость, как будто разработчики сами себя ограничивали. Так и не воплощенный потенциал дразнит, заставляя сожалеть об игре, какой она могла бы быть.
В Etherborn, как она есть, нам предлагают перемещаться по наборам поверхностей, составленных в разной формы блоки, которые все вместе образуют той или иной конфигурации пространственный объект. В разных его местах расположены светящиеся многогранники — их нам и необходимо собирать, чтобы запускать особые механизмы, изменяющие конфигурацию уровня. С их помощью можно, например, поднять платформы, из которых составится мост, или даже присоединить к нашему объекту (витающему всем своим объемом в абстрактной пустоте) целый новый массив. Так или иначе, без подобных манипуляций дальше не продвинуться, так что собрать все многогранники — это и есть суть игры.
Сделать это, однако, не так-то просто. Если вкратце, то разбросаны они по всем плоскостям уровня-объекта, в то время как наш персонаж имеет возможность перейти с плоскости на плоскость только в определенных местах — там, где плоскость, на которой он в данный момент находится, по-особому закругляется. Большинство же граней представляют собой прямой угол, в чем и заключается основная сложность: пути перехода не то что неочевидны, но прямо требуют включить специфическое пространственное мышление. Иногда и вовсе следует догадаться «прыгнуть в пустоту» – задействовать гравитацию, чтобы «упасть» (но только в плоскости горизонтальной) на висящий в отдалении блок, например. Вот его, в свою очередь, уже будет возможно обойти по периметру, благодаря его закругляющейся поверхности, после чего — повторить трюк с прыжком и оказаться там, куда иначе никак не попасть. А вообще игра, если разобраться, не про гравитацию. Персонаж просто ходит по поверхности, будь то верх или низ, и ищет способы перейти на другую плоскость. По-настоящему применять гравитацию, как в примере выше, приходится редко. Реже, во всяком случае, чем обычный платформинг.
Тот, еще одно увы, получился довольно кривым. Особенно раздражает, что часто для успешного прыжка надо еще и ускориться – с геймпадом куда ни шло, с клавиатуры же управлять крайне неудобно. Одно радует: в случае гибельной неудачи нас возвращают, всего чаще, на то же самое место. Это, конечно, позволяет экспериментировать, экономя и нервы, и время. Впрочем, игра и так очень короткая: в ней всего четыре полноценных уровня, причем последний, особенно на фоне предыдущего, до неприличия простой. Правда, после прохождения открывается усложненный «режим+»: локации те же, но многогранники расположены в других местах, более труднодоступных. Так что игру, если все же зацепило, спокойно можно пройти еще раз.
Есть, однако, в Etherborn серьезнейшее упущений, а говоря проще — косяк, который нормальному прохождению мешает буквально на каждом шагу. Игра — пространственная головоломка, а в этом жанре возможность повертеть и посмотреть на объект со всех сторон — условие критическое. Так вот, в Etherborn камера не просто нами не управляется, но и сама ведет себя не пойми как. Ладно, изменение ракурса в самый неподходящий момент еще можно было бы простить, но невозможность оценить обстановку целиком (пусть и доступна опция камеру отдалить) — это не дело.
Впрочем, не исключено, что таково было сознательное решение разработчиков. Вкладывать в платформеры с головоломками онтологический подтекст — это давно уже считается чуть ли не пунктом обязательной программы. Давненько, однако, не приходилось сталкиваться с настолько вторичной «мудростью», подаваемой к тому же в лоб. Чего персонаж, за которого играем, такой прозрачный, и чего он по дереву (мыслью ли?) растекается? А это мы… про становление индивидуального сознания… ну как-то так… наверное.
Радости:
- Любопытная концепция в основе геймплея
- Бонусный усложненный режим
Гадости:
- Неуправляемая камера
- Мало игровых уровней
- Напыщенная и пустая философия в качестве истории
Оценка: 6,5
Вывод:
Если закрыть глаза на не самое удобное управление и чудящую камеру, то следует признать: игра представляет определенный интерес. Правда, и скорее всего, исключительно для поклонников головоломок — в ознакомительных целях. Остается надеяться, что замысел, легший в основу Etherborn, еще будет когда-нибудь воплощен более качественно и проработано.
Обзор написан по ПК-версии игры.
U$D