Обзор Elex 2
Жанр: RPG.
Разработчик: Piranha Bytes.
Издатель: THQ Nordic.
Платформы: ПК, PlayStation 4-5, Xbox One, Xbox Series X|S.
Минимальные системные требования: Win 10 64, Ryzen 3 3100 или Core i5-7400, 12 ГБ ОЗУ, Radeon RX 5600 XT или Geforce GTX 1060, 45 ГБ на жестком диске.
Рекомендуемые: Ryzen 7 2700 или Core i5-9500F, 16 ГБ ОЗУ, Radeon RX 5700 XT или Geforce RTX 2060.
Возрастной рейтинг: 18+.
Игра Elex появилась пять лет назад совершенно неожиданно, ведь у ее создателей, студии Piranha Bytes, уже были на руках две прокачанные игровые серии – Gothic и Risen. Немецкая команда, похоже, не прогадала, поскольку именно новой оригинальной вселенной Elex привлекла тогда широкое внимание.
Мир Магалан пострадал от кометы, содержавшей при этом ценный минерал – элекс. Благодаря элексу на руинах старого мира возникли высокотехнологичные цитадели и ростки (буквально) фэнтезийно-магической культуры. В первой игре технологии, магия и постапокалипсис сталкивались в междоусобной войне выжившего человечества. В Elex 2 группировки должны объединиться против пришельцев, что продолжают бомбардировать планету из космоса.
Сиквел во всем следует оригиналу, сделан на том же движке, и только отдельные частности довели до ума. Вот только преемственность спустя пять лет уже невозможна: названия, имена, зацепки на сюжет стерлись из памяти. Вроде, Piranha снова играет в «так было – так стало»: например, ржавая помойка Форт, где жили Изгои, стала базой Берсерков, а пустыня вокруг зазеленела лесом. Но глазом это заметить сложно, понимаешь только по диалогам.
Вдобавок после дилогии Horizon мир Elex уже не кажется таким необычным, и ему явно далеко по красоте до «бенчмарка» Forbidden West.
Здесь есть определенная ирония, поскольку Piranha Bytes всегда была такой анти-Obsidian. Она всегда хотела ломать клише классических, отдающих настолками ролевок, вроде Baldur’s Gate. Никаких простыней текста – только постановочные озвученные диалоги. Никаких бесхарактерных молчаливых протагонистов – обязательно харизматичный главный герой. Никаких «гильдий искателей приключений» – реалистичные ситуации и взрослая внятная мотивация. Но все эти фишки со временем стали мейнстримом для ролевых боевиков, а «Пираньи» остались с парочкой шаблонных приемов на руках. Приемов, которые им самим же надоели.
Потому в Elex 2 много самоиронии, когда стражник на входе в город не только пропускает вас без вопросов, но еще и отсыпает денег вдогонку. Больше не надо присоединяться к одной из фракций для продвижения по сюжету. Вообще центральная история стала более динамичной, уже не просматривается на пол-игры вперед. Как ни странно, не в ущерб открытому миру.
Задача Джакса, главного героя, – подготовить к инопланетному вторжению базу – Бастион. Сделать это можно разными способами, был бы результат. Бывший антагонист первой игры выдает задания, и если вы их проходите, история движется дальше. На каком этапе вы по другим цепочкам квестов, не имеет значения. Потому есть и мотивация изучать мир (надо качать себя и базу), но вы не растворяетесь в побочках, теряясь, что делать дальше.
Люди Джакса называются Шестой силой, то есть других фракций в игре пять. Они разные по силе, их отношения запутанные, и даже просто описать каждую группировку – дело не двух слов. Чего стоят альбы, к которым когда-то принадлежал главный герой, потом воевал против них, а теперь снова может присоединиться. Альбы до сих пор обладают продвинутой техникой и едят элекс, пытаясь быть сверхлюдьми, – но эмоции отныне себе позволяют, дескать, ради большей эффективности. Альбам хватило сил уничтожить цитадель Храмовников – тоже технологичной, но еще и теологичной группы. И если Джакс хочет примкнуть к Храмовникам, ему придется, как ни странно, тоже для начала вступить в ряды альбов – ведь это единственный шанс для сектантов отыграть свои позиции назад.
Как и прежде, Берсерки отвечают за фэнтези-компонент, а Изгои – за фоллаутовский постапокалипсис. Из нового – Морконы. В них есть что-то от Warhammer. Гротескные, жестокие и эффектные боевые панки, собирающие силы под землей, чтобы подгадать момент и победить победителя.
Обычная схема, когда надо было выполнить несколько мелких заданий, набирая репутацию, сменилась длинными цепочками, как бы побочными сюжетами за каждую фракцию. Новый хит – задания-прогулки в компании не всегда дружелюбного персонажа. Надо отбиваться от монстров, принимать решения в скриптовых событиях и выполнять мелкие подзадания, которые не предполагается откладывать на потом. И все это под аккомпанемент болтовни спутника, то есть длинные подробности миссии нам рассказывают прямо на ходу.
Традиционная особенность игр Piranha Bytes – жесткие диалоги, как в криминальных фильмах. Здесь не сыплют матом, как в «Ведьмаке 3», но отрезвляющий тон и внутренняя нелюбовь к миру так или иначе присущи всем героям. Вас могут подначить на стереотипном поведении – так, дважды Джаксу доверяют крупные деньги, чтобы потом серьезно наказать за воровство. А могут прямо нахамить и обокрасть – попробуй ответь на это. Неожиданно в Elex 2 есть русская озвучка, причем очень достойная, – а ведь сколько копий было сломано в свое время поклонниками студии, когда на русской локализации стали экономить.
Чего не хватает заданиям, так это вариативности. Зачастую «да» и «нет» влияют только на отношение персонажей к вам, но не на ход истории. Да, у героя есть шкала заражения инопланетной болячкой – но по ходу игры это мало заботит. Elex 2 можно пройти многими способами, беря разные квесты, больше или меньше проводя времени в какие-то городах, – но вот в пределах миссий всё всегда заранее предрешено.
Деньги критически нужны, потому что хорошая экипировка теперь не так привязана к статусу во фракции – хватает образцов и в свободной продаже. Также валюту тянет прокачка, помимо очков опыта.
Развитие героя довольно стандартно. Немного пассивных боевых умений, различные взломы замков, воровство. Особняком – суперспособности фракций. В целом, достаточно прокачать силу, ловкость и стойкость, отремонтировать в кузнице вражеское оружие – и в битвах не будет проблем.
В битвах вообще мало проблем: монстры не так уж сильны и бесят только излишней агрессивностью. Если уж увязалось чудище, то бегай от него полкарты, да и потом вы для него как надкусанный бутерброд – найдет при первом случае. Тактика же победы на любой случай – кружить кругами, а как закончился запас сил – полетать немного на реактивном ранце. Тем временем с врагами разберется наш компаньон – одного телохранителя из базы, как и прежде, можно водить с собой.
Полет на ранце полезен не только в битвах, но и упрощает исследование карты. Стало больше задачек, где надо с его помощью забраться на маяк или башню за ценным лутом. В остальном вам море по колено, а горы по плечо. Вдобавок этот супер-девайс можно прокачивать, увеличивая запас топлива, добавляя увороты, зависание в воздухе и другие полезные функции.
Как водится в играх с открытым миром, именно изучение карты приносит больше всего ценных вещей, включая зелья постоянного эффекта, рецепты, материалы для апгрейда оружия и малоценное, казалось бы, барахло, которое можно выгодно выменять, если знать как. По этой причине много времени проходит в пустырях, заброшке, где и монстров особо даже нет. Зато нарисованы развалины разнообразно и с фантазией, там попадаются записки-истории, как погибал старый мир.
Графика не поражает технологичностью, скорее берет частой сменой обстановки. То пустыня, то леса, то зима, то замок, то старая линия метро, то вдруг инопланетная башня. Так же и бестиарий больше пугает внешним уродством, чем реально требует что-то менять в тактике. От динозавров и гигантских насекомых до техно-демонов в стиле Doom и пришельцев в вырвиглазных цветах. Кат-сцены как прием нередко используются, но часть их (напоминалки сюжета первой игры) сумбурные и темные, так что лучше бы их и не было.
В целом получилось качественно, без перекосов первой игры по балансу, без традиционных для студии провалов с технической частью, бодро и небанально. Вот только небанальность эта странная, будто играешь в ролевую классику, только наоборот. Вроде бы наоборот. Но одновременно и всё то же самое. Как будто на вышивку смотришь с изнанки – рисунок и другой, и тот же. Игра очевидно проходная, ни риска, ни амбиций. Прогулка на тихом ослике по городскому парку. Не за такое любят европейские игры и вообще проекты класса Б.
Радости:
- Бодрая фантастическая история
- Большой мир, много контента
- Фирменный грубый стиль
- Качественная локализация
Гадости:
- Нелучшая боевка
- Устаревший движок
- Мало свежих идей
Оценка: 6,0
Вывод:
Elex 2 морально устарела, и главный ее плюс в том, что она не может еще больше устареть. Эта игра пролежит сколько угодно под слоем пыли, дожидаясь, пока вам не захочется сюжетного приключения в декорациях необычной фантастики.
Обзор написан по ПК-версии игры
Дыдышко Артём