Обзор The Elder Scrolls: Oblivion
Жанр: RPG
Разработчик: Bethesda Softworks
Издатель: Bethesda Softworks
Количество дисков в оригинале: 1 DVD
Похожие игры: TES: Morrowind, серия Gothic
Минимальные системные требования: 2 GHz Intel Pentium 4 Processor или аналогичный, 512 Mb RAM, 128 Mb video(pixel shader support needed), 4,6 Gb свободного места на HDD, DirectX9.0c
Рекомендуемые системные требования: 3,0 GHz Intel Pentium 4 Processor и выше, 1 Gb RAM, ATI X800/ Nvidia GeForce 6800 или более производительная видеокарта, 4,6 Gb свободного места на HDD
Цепи ожидания пали, словно кандалы с рук пленника, а темница, в которой пребывало большинство простых игроков и истинных почитателей серии The Elder Scrolls, разрушена. Разверзлась зияющая пасть ворот, ведущих в истинное прибежище зла — Oblivion. Юриель Септим повержен, провинция обезглавлена. Неумолимая длань судьбы перевернула первую страницу великой истории. Истории спасителя, неизвестного воина, в чьих руках лежит судьба многих...
Эту игру ждали все. Ну а если не все, то абсолютное большинство — точно. С волнением отсчитывая дни до релиза, потом до появления на прилавках. Раздумывали, гадали, сдержит ли Bethesda обещания, свершит ли игра революцию, перевернет ли наше представление о РПГ как явлении, открыв очередной виток в бесконечной эволюции жанра. Вот и дождались. Я, признаться, дни в календаре не зачеркивал, ибо к обещаниям разработчиков любого уровня всегда отношусь скептически. А теперь вот в голове сидят две надоедливые мысли: "нужен апгрейд" и "нужно свободное время". Куда делось свободное время? Обливион украл. Ведь, несмотря на мелкие недоработки и легкие огрехи, играющая публика получила очень яркую, красивую и интересную игру. Спешу представить вашему вниманию первые впечатления, шуструю пробежку по фактам и особенностям игры, без тщательного муссирования сюжетного полотна и тотального разбора полетов. First Look, так сказать.
Oblivion — как новая игрушка в детстве, на которую не можешь наглядеться, при этом забывая, что с ней, вообще-то, надлежит играть. Первые часы знакомства с проектом проходят исключительно за любованием и разглядыванием его со всех сторон. Полчаса-час уходят на создание своего уникального игрового альтер-эго. Это все загребущие разработчики, добравшиеся таки до FaceGen — чудо-программы, позволяющей в два (если рандомом) или в три (если ручками) счета создавать отличные лицевые модели. Уши, нос, глаза, губы (что там еще на лице есть?), цвет кожи, волос и всего оставшегося, возраст и прочие нюансы детальнейшее настраиваются и подгоняются под нужные параметры.
Следующим камнем, безнадежно стопорящим игрока, еле выбравшегося из меню генерации, является местная физика. Именно из-за этого кладезя развлечений я первое время занимался не продвижением по карьерной лестнице, но не менее увлекательными вещами — тягал за хвосты свежеубитых крыс, вертел в руках чуть ли не каждый попадавшийся предмет, гонялся вниз по горке за случайно оброненным пузырьком с зельем (еще не зная, что у подножия того склона располагался лагерь бандитов).
Странно, право — вроде и Havok видишь не в первый раз, и в Half-life 2 с ящиками уже наигрался до посинения, а все равно впечатляет. А коли глянуть на масштабность игрового мира, то такое внимание к физике и вовсе заслуживает оваций стоя, снятия шляп, пламенного "ЗАЧОТ!" и прочих признаков высшего уважения. Поверженные противники послушно брякаются на пол, что мешки с картошкой, трупы не проваливаются друг в друга (ну только если совсем чуть-чуть), а их торчащие во все стороны конечности не выламываются под невозможными углами. Из-за скрупулезного соблюдения законов Ньютона вошедший в чей-нибудь дом герой выглядит жутким рохлей, неловко роняющим на пол все, что не приколочено к стенам или полу. Выпущенные из лука стрелы отлично втыкаются в деревья и живых существ, но звонко отскакивают от каменных стен. А вот снайперский выстрел по яблоку к ожидаемому результату не привел — местная пища оказалась прочнее любых доспехов и деструкции не поддалась.
После долгих месяцев, проведенных за пусканием слюны над геймплейными роликами и скриншотами, сомнений в качестве визуальной составляющей не возникало, пожалуй, ни у кого. Движок и впрямь оказался на высоте, и не только является бесспорным эталоном для игр жанра RPG, но и без проблем даст фору многим современным игровым моторчикам. Сонм графических изысков рождает на экране поистине впечатляющую картину: огромные игровые просторы, зеленеющие густыми Speed tree-лесами, долины, залитые ультраярким HDR-освещением, горные массивы, слепящие своими снежными шапками — когда впервые выходишь из катакомб на поверхность, возникает острое желание побывать везде сразу. Как насчет того, чтобы подняться во-о-о-он на ту гору? Задуманное без проблем претворяется в жизнь, но лишь с одной оговоркой — мир игры предсказуемо ограничен, и в определенных местах досужих игроков будут бесцеремонно разворачивать назад со словами, мол "дальше нельзя, пшел вон".
Каждый из крупных городов оформлен в своей уникальной стилистике, будь-то столица провинции — Imperial city, являющая собой натуральный архитектурный шедевр, или почивающая на горных массивах Bruma, больше напоминающая средневековые крепости. Здешние леса, как и полагается, населяет клыкастая, когтистая и рогатая живность: олени, волки, крысы да крабы, гнездящиеся по берегам водоемов — вот и все, что удалось отыскать. Крестьяне разводят овец и содержат собак и лошадей. Последние, кстати, очень порадовали. Удобный, быстрый и эффектный вид транспорта, заставляющий напрочь забыть о том, что в игре есть Fast Travel. Да и анимация, если без глупых придирок, тоже хороша. В конце концов, какой герой обойдется без верного коня? В каждом городе имеются конюшни, где и продаются красавцы на любой вкус. Самые дешевые из увиденных стоили тысячу золотых, но тратиться на них все равно не стоит — лошадку и так дадут по сюжету, причем абсолютно бесплатно.
Как многие уже знают, преждевременно расхваленный Radiant AI, который должен был вдохнуть жизнь в мир Oblivion, проявил себя, мягко говоря, неадекватно. Не спорю, у жителей появился какой-никакой распорядок дня, и отдельно взятая крестьянка действительно будет каждый день как робот ходить на огород и махать граблями. Во время праздных прогулок по улицам городов, главного героя совершенно точно могут обокрасть. Бомжи на улицах исправно просят на хлеб с маслом, а стражники, охраняющие стены городов, с гиканьем гоняются за лесной дичью с луком наперевес. Но в месте с тем двое однажды встретившихся горожан могут по несколько раз прощаться и начинать разговор заново, а башковитый стражник будет идти напролом, не в состоянии обойти лошадь, загородившую ему путь. Почему выбирающий добычу волк стопроцентно кинется на сияющего доспехами рыцаря, вместо того чтобы схавать стоящего рядом беззащитного оленя? Таких недочетов собирается громадное количество и общее впечатление от "шедеврального AI" они здорово портят.
Кстати, в процессе разработки еще упоминалось, что NPC из Oblivion порадуют игрока фразами, составляемыми из заранее записанных фрагментов, а сами диалоги будут строиться в зависимости от ситуации. Что вам сказать... Каждый страж, да и обычный житель, при встрече скажет вам одну и ту же фразу (заучивают, наверное, на занятиях). Переспросите — безропотно будет повторять ее хоть до инфаркта. Уникально и ново, тут уж не поспоришь.
Стоит упомянуть о системных требованиях. Перед выходом игры фанаты складывали в уме все обещания разработчиков и с ужасом гадали, какая же конфигурация потребуется для отображения местных красот, просчитывания хитроумного Radiant AI и, куда важнее, для достижения при этом играбельного показателя FPS. Боялись, как оказалось, зря. На средних конфигурациях с полугигабайтом оперативки и видеокартой уровня Radeon 9600/ GeForce 5700 Oblivion бегает приемлемо и при этом умудряется выдавать вполне удобоваримую картинку. Разумеется, приходится отказываться от различных графических "рюшечек", и скрепя сердце снижать настройки. C увеличением количества памяти в два раза постоянные подгрузки достают все реже, а на двух гигабайтах исчезают вовсе. Ну а гордых обладателей систем, по параметрам подходящим под определение "рекомендуемых", можно только поздравить, ибо при полном отсутствии лагов и настройках, упирающихся в максимум, можно спокойно и ни на что не отвлекаясь поселиться в мире Oblivion'а на неопределенный срок.
Оценка: 9
Итог: Проработанный игровой мир, тотальная свобода геймплея, идеи и игровые возможности, потенциал которых еще только предстоит оценить — и в итоге чистой воды шедевр и достойный продолжатель серии Elder Scrolls, просто обреченный на популярность. Не стоит заострять внимание на немногочисленных недостатках и невыполненных обещаниях, ибо главный подарок мы все же получили. Oblivion — это огромный целостный мир, в котором можно просто жить.
C3ltiK