Обзор DooM 3: BFG Edition
Жанр: шутер от первого лица
Платформы: PC, Xbox 360, PlayStation 3
Разработчик: Id Software
Издатель: Bethesda
Похожие игры: серия Quake
Мультиплеер: LAN, интернет
Минимальные системные требования: процессор уровня Pentium 4 с частотой 3 ГГц; 512 Мб (для Windows XP) или 1 Гб (для Windows Vista и 7) ОЗУ; видеокарта уровня NVIDIA GeForce 6600 или ATI Radeon 9600; 6 Гб свободного места на жестком диске;
Рекомендуемые системные требования: двухъядерный процессор с частотой 1,2 ГГц; 2 Гб ОЗУ; видеокарта уровня NVIDIA GeForce 8800GT или ATI Radeon HD3870; 6 Гб свободного места на жестком диске; интернет-соединение
Официальный сайт игры: http://bethsoft.com/en-us/games/doom_3_bfg
Верный способ почувствовать себя старым – узнать, что игра, которую вы помните в качестве пика современных технологий, дожила до переиздания. Вы вряд ли слышите о Doom 3 впервые, но вполне могли упустить его, ведь с момента выхода легендарного шутера прошло более 8 лет. Потому эта статья одновременно будет и обзором, и ретро-материалом. Ибо тот, кто любит шутеры, но пропустил Doom 3, ничего еще не знает об этом жанре.
Даже Баронам Ада становится нехорошо, когда в дело вступает Big Fucking Gun
Kick your ass to Mars
Сюжетная часть Doom 3 незамысловата – середина XXII-го века, главный герой, немой безымянный морпех, прилетает на Марс, чтобы работать в охране корпорации UAC. Его тут же отправляют в патруль, и спустя уже несколько минут на базе начинает твориться какая-то дьявольщина – люди превращаются в агрессивных зомби, коридоры наводняют кошмарные монстры. Погибает практически весь персонал станции, а оставшиеся в живых пытаются добраться до центра связи и отправить сигнал тревоги. Позже выясняется, что «дьявольщина» - определение буквальное. Экспериментируя с технологией телепортации, открытой при раскопках древних марсианских захоронений, доктор Малкольм Бетругер создал портал в Ад. После визита на другую сторону он вернулся одержимым Сатаной и вскоре впустил на базу адских созданий. Главному герою приходится в прямом смысле пройти через Ад, чтобы закрыть дыру, через которую демоны лезут в наш мир. А в дополнении Resurrection of Evil другому пехотинцу предстоит добраться до самого Сатаны-Бетругера и сразиться с ним. Сюжет прост, но его подача великолепна. В игре очень мало диалогов и персонажей, потому постигать картину происходящего приходится в основном с помощью аудиологов работников базы. Находя их КПК, читая письма и проигрывая личные записи, можно узнать очень много о развитии событий. Даже зная о главной фишке сценария – демонах на Марсе – все равно поначалу ощущаешь бегущие по коже мурашки, когда раскрывается тайна вторжения.
Смерть – это еще не конец
Doom 3 – самый контактный и мясной шутер во Вселенной. Каждый противник здесь по умолчанию является серьезной угрозой, каждая пуля, вылетающая из ствола вашего оружия и вгрызающаяся в тело врага, ощущается всей кожей. Без всяких вибраций контроллера и баловства со сложными спецэффектами id Software удалось создать идеальное ощущение выстрела, после которого практически все современные шутеры с их водяными пистолетиками кажутся просто смехотворными. Отстреливать импов из дробовика хочется бесконечно. А когда в аддоне в ваших руках оказывается монструозная ФИГАЧАЩАЯ двустволка, начинает происходить то, что цензурными словами не опишешь. Динамика Doom 3 безупречна в рамках «коридорного» шутера. Мудреной баллистики нет, но кому она нужна в олдскульном экшене? Здесь чувствуется каждый сантиметр пространства вокруг героя, а схватки с врагами рассчитываются буквально по шагам. Проект слегка неповоротлив, тяжеловесен. Тут не получается носиться по предоставленному пространству, будто ошпаренный. В стычке с одним противником есть время поразмыслить, а вот если врагов два и больше, принимать решения нужно в мгновение ока. Когда проходишь игру в первый раз, приходится жутко сложно. В Doom 3 противник может появиться откуда угодно – воплотиться за спиной в коридоре, из которого вы вышли, свалиться на голову из вентиляционной шахты, внезапно приехать на вызванном лифте. Вдобавок, тут часто нужно балансировать на краю пропастей. Шансов на ошибку дается очень мало. Здоровье восстанавливают лишь аптечки (и артефакт, который появляется ближе к концу игры), поэтому умирать приходится часто. Настоящий хардкор, какого, как ни банальна сия фраза, сейчас уже не делает и сама id Software – ее Rage вышла хоть и недурной игрой, но шутерная динамика и сложность там никуда не годятся. Надежда осталась лишь на Doom 4, который давно анонсирован, но еще неизвестно когда будет.
«Добро пожаловать в мои владения…»
Кроме первоклассного старомодного устройства Doom 3 имеет сильнейшую хоррор-составляющую. Забавно, но автора этих строк пугать игра начала далеко не сразу. Разработчики тончайше поставили все пугающие моменты, причем настолько продуманно и изящно, что при отсутствии должного уровня внимательности многое просто упускаешь. Ни в коем случае не играйте в Doom 3 днем при включенном свете и с приглушенным звуком. Наушники или пятиканальная система, ночь – вот нужная обстановка. В проекте практически отсутствует музыка, весь эмбиент создается звучанием окружения, и он гениально сочетается с происходящим. Превосходная работа со светом – электричество на базе вырубилось, остались лишь аварийные системы, поэтому на уровнях полно темных закутков, где могут спрятаться монстры. Заглянув в один из таких с фонариком и увидев надвигающегося импа, в ужасе пятишься назад, переключаешься на оружие и начинаешь палить в темноту, лихорадочно размышляя, хватит ли патронов, чтобы убить невидимого в темноте врага. Напряжение почти сайлентхилловское, атмосфера запредельная. Подавляющее большинство пугающих моментов – постановочные, однако они выполнены на высочайшем уровне. Можно двадцать раз подряд пользоваться лифтами, где никогда нет врагов, и когда в подсознании уляжется, что лифт – место безопасное, на одном из них внезапно приезжает огромный демон. В такие моменты внутри все сжимается. Иногда дизайнеры вырубают все имеющееся освещение, заставляя игрока медленно отступать назад, прислушиваясь к звукам в темноте. Пехотинца постоянно сопровождает безумный голос осатаневшего Бетругера, а первая телепортация в Ад под звуки его дьявольского хохота запоминается навсегда.
Твоя душа будет вечно гореть в Аду!!!
А теперь перейдем непосредственно к основной теме нашей статьи – переизданию Doom 3 под названием BFG Edition. Оно, распространяющееся как в цифровом, так и в коробочном вариантах, содержит весь набор настоящего думера. В него включены не только Doom 3 и аддон Resurrection of Evil, но и восьмиуровневое дополнение «Lost Mission», а также приятнейший бонус – Doom 1 и 2, адаптированные под современные реалии. То бишь, нормально запускающиеся на наших с вами системах без манипуляций с DosBox. Впрочем, заострять на этом внимание не будем – замшелые фаны Doom, вроде автора обзора, и так знают, как сыграть в первые части на любом имеющемся под рукой компьютере. Изменений в переиздании Doom 3 не так много, как кому-то хотелось бы. id Software не пыталась сделать ремейк игры. Компания всего лишь подтянула систему освещения, улучшила звук (хотя он и в оригинале был шедевральным), перерисовала пару незначительных моделей, увеличила оптимальную частоту кадров, добавила поддержку 3D и современных широкоэкранных разрешений, провела общую работу над оптимизацией, добавила чекпоинты перед важными моментами и фонарик на грудь главному герою. На самом деле все вышеописанные изменения человеку случайному будут практически незаметны. Единственная бросающаяся в глаза деталь – это появившийся Motion Blur, затрудняющий съемку скриншотов в горячих ситуациях. Существует несколько фанатских модификаций, улучшающих графику значительно серьезнее.
Бензопила – лучший аргумент в спорах с зомби
Дьявол, как водится, кроется в деталях. Увеличение частоты кадров повысило общий темп игры, из нее пропала тяжеловесность, присущая оригиналу. Это ослабляет давящую атмосферу марсианской базы. Но гораздо худшей идеей было пойти на поводу у ленивых игроков и прикрутить на броню пехотинца фонарик. Половина хоррор-составляющей Doom 3 убивается этим решением. Обследование темных углов теперь стало почти безопасным занятием, ведь игрок может не выпускать оружие из рук – следовательно, он всегда готов к нападению.
Еще можно отметить немного возросшую сложность игры. С боеприпасами здесь проблем никогда не было, так что разработчики чуть-чуть снизили убойную силу оружия. Чтобы завалить импа в BFG Edition с одного выстрела из дробовика, нужно подобраться к нему вплотную и выпалить в голову. Поскольку дробовик – самое используемое оружие Doom 3, геймплей слегка видоизменяется. Приходится больше бегать, уворачиваясь от огненных шаров, чаще перезаряжаться. Звук дробовика тоже немного изменили, выстрелы стали громче, реалистичнее. В целом, обновленная версия Doom 3 и аддона к нему чуть более современна, но проседает по части атмосферы.
Еще один тонкий момент зависит от личных впечатлений касательно локализации оригинала Doom 3 за авторством 1С. Для тех, кто не в курсе дела, поясняем – она была, пожалуй, лучшей работой русскоязычных локализаторов за всю историю игростроя. Переведено было абсолютно все, от первого до последнего слова, причем не только в текстах и диалогах. Вывески, текстуры, надписи кровью на стене, необязательные словечки тут и там. Найти хоть одно английское слово было практически невозможно. Более того, озвучка вышла в разы лучше, чем в англоязычной версии. Оригинальные актеры сыграли довольно вяло, сухо, без особых эмоций. А русскоговорящие выдали потрясающий результат, сделав яркими даже тех персонажей, которые на экране вообще не появлялись. Подбор голосов удался потрясающе, все аудиодневники зачитывались так, как это было нужно. Когда вы в оригинальном варианте слушали предсмертную запись умирающего от ужаса техника, сидевшего где-то в вентиляционной шахте, возникало чувство ненатуральности – слишком уж спокойно он говорил. Русские актеры вложили в перевод все те эмоции, которых недоставало оригиналу. Нервный аудиолог одного из ученых на словах «Мы открыли портал в Ад и пытались захватить для анализа чертей» вызывал смутное чувство слепого ужаса. При этом они как-то умудрились обойтись без фирменной русской отсебятины – никаких визгливых голосов, клоунады. Блестяще озвучили доктора Бетругера. Каждая его фраза – готовая цитата, в оригинале такой яркости и близко не было. Там одержимый доктор холодно, саркастически цедил слова – здесь он безумно хохочет и орет, что вписывается в общую канву гораздо лучше. Локализация Doom 3 – абсолютный шедевр, добавляющий к общей оценке игры полновесный балл. А BFG Edition пока что существует только в англоязычном варианте, поэтому после локализованного оригинала играть в нее намного скучнее. Незнакомым с английским языком игрокам вообще придется туго – субтитры в Doom 3 по-прежнему отсутствуют, а слушать аудиодневники надо потому, что без этого большая часть сюжета пройдет мимо, не говоря уж о том, что шкафчики с припасами останутся закрытыми – коды к ним почти всегда содержатся в аудиологах.
Чтобы победить Кибердемона в конце Doom 3, придется немного пораскинуть мозгами
Новое дополнение Lost Mission не представляет собой ничего особенного. Играть предстоит за пехотинца из группы Браво, успешно сопротивлявшейся атакам врага в первые несколько часов Doom 3. В итоге команду все равно перебили, а в живых остался только один солдат. Он встречает выжившего ученого из команды, занимавшейся телепортированиями, и узнает, что в Аду есть еще один портал, который необходимо закрыть как можно скорее. Приходится побегать по уровням, собрать оборудование для запуска телепорта, и посетить Ад. Царство Сатаны в Lost Mission получилось крайне вычурным и позерским. В оригинале первое посещение Ада заставляло разинуть рот от изумления. Когда в мертвых враждебных скалах, висящих в багровой бесконечности, угадывались знакомые архитектурные элементы, а издалека слышались завывания потерянных душ, восхищение и ужас пробирали до костей. В Lost Mission Ад выглядит как благоустроенный мрачный городок с ярко выраженными элементами готической и марсианской архитектур. Вдобавок к этому, на открытых пространствах в глаза лезут позорные черные полосы на стыке текстур. Для фанатской модификации это более-менее простительно, но здесь все-таки официальное дополнение. Откровений от него не ждите – это простой набор связанных между собой уровней для тех, кто хочет еще немного Doom 3. Разработчики попытались растянуть его, увеличив сложность – врагов очень много. Однако пройти Lost Mission за один вечер все равно вполне реально.
Драпаешь, да?
Причины злословия в адрес Doom 3 на момент его выхода понятны. На фоне прогрессивных Half-Life 2 и Far Cry творение id Software смотрелось так же, как серия Call of Duty сегодня. После стольких лет игры в коридорные шутеры народ хотел новых впечатлений, а Doom 3 предлагал им старые, просто доведенные до абсолюта. Сегодня, когда классический монорельсовый шутер практически мертв, Doom 3 играется потрясающе. Если вы не проходили его тогда, BFG Edition – отличный шанс восполнить пробел сейчас. Ну а фанатам серии это издание посоветуем только для коллекции – оригинал все-таки атмосфернее на порядок. Лучшим вариантом будет отыскать лицензию от 1C. Впрочем, выход на РС локализованной Edition не исключен – английская версия для консолей распространяется на территории СНГ именно компанией 1С. Подождем-увидим.
Радости:
- Куча мелких технических улучшений по всем фронтам
- Бонус в виде Doom и Doom II
- Новое дополнение
Гадости:
Фонарик на груди
- Подпорченная динамика и атмосфера
- Шероховатости в дополнении Lost Mission
- Низкая продолжительность дополнения
Оценка: 6.0
Вывод:
BFG Edition – неплохой способ привлечь внимание новых игроков к культовому шутеру, а для старых фанов это переиздание пригодится лишь в качестве пополнения коллекции.
Обзор написан по PC-версии игры
Роман Бетеня