Обзор Divine Divinity

Игры бывают разные. Консольные и компьютерные, ролевые и стратегические, изящные и топорные, интересные и скучноватые... Много, много разных эпитетов. Однако, на мой взгляд, относительно недавно (2001-02 гг.) началась постепенная, но резкая дифференциация игр на суперхитовые и "редкий отстой". Было очень немного таких игр, вокруг которых (порой, еще до выпуска) не носилось бы огромное количество слухов и криков (по поводу и без), в которые было бы просто интересно играть. Чтобы продавался не образ, не марка (и все равно, то ли это известная игровая серия, то ли маститый разработчик), а сама игра.
Divine Divinity — представитель немногочисленной группы "просто хороших игр", эдакий сплав бесшабашности Diablo с серьезностью Ultima, старых M&M и Fallout. Рассмотрим все достоинства (и недостатки, куда уж без них) проекта поближе.
Проект Divine Divinity от бельгийской Larian Studios, известной по выпущенной в 1997 году достаточно ординарной стратегии реального времени LED Wars, показал, что студия развивается весьма интенсивно. Divine Divinity (что в переводе означает "Божественная божественность":) удалась на славу. Это ролевая игра с заметным уклоном в hack'n'slash, т.е. банальное "мочилово". Но, что удивительно, разработчикам удалось совместить простоту и энергичность экшена (Diablo) с полной свободой действия в самостоятельном фэнтезийном мире под названием Rivellon (Baldur's Gate, Fallout, Ultima...). Причем и фанаты Diablo, и фанаты серьезных RPG, пожалуй, останутся довольны (разумеется, только в том случае, если они не являются ярыми приверженцами чистоты жанра) — вот такая игра-"удовлетворительница" получилась, прямо как в анекдоте:). Как обычно, перед тем, как перейти непосредственно к описанию особенностей, остановлюсь на "бытовых" проблемах.
3 CD и все-все-все
Игра в оригинальном варианте занимает целых 3 CD, при этом может откушать от 1.7 (минимальная инсталляция) до 2.6 (максимальная) гигабайт на венике, не переставая даже при полной установке требовать наличия CD в дисководе при запуске. Требования в наше неспокойное время — божеские (кроме количества места на винчестере): P-II 450 Mhz и выше, 64+ MB RAM, простенькая видеокарта, которая бы поддерживала DirectX 8 или Glide (!). Более того, игра может работать в Software режиме! Настоящая находка для владельцев слабых машин. Думаю, говорить о том, что на моем Duron 650/256/ Radeon 7200 под управлением Win2K SP3 игра замечательно работала в разрешении 1024x768, не стоит? Ну раз не стОит, так не стОит;). Проницательный читатель, думаю, воскликнет: " — А чего это такие требования? Уж не двухмерная ли игра?", и окажется совершенно прав — DD принадлежит к медленно вымирающему нынче жанру 2.5D изометрических RPG. Движок реализован на удивление грамотно, а детали хорошо проработаны. Вот уж что-что, а детализация "двухмерных" игр будет еще долго на высоте.
Сразу же после установки игры имеет смысл скачать отсюда http://www.lar.net/fix/DivEnglish_Hotfix2.exe (3,6 МB) патч 1.32, а с http://www.gamecopyworld.com — крякнутый exe-шник для этого патча. Скачали? Замечательно — теперь вы во всеоружии и готовы приступить к погружению в мир игры.
Rivellon-ские страсти
Сюжет Divine Divinity — самая, что ни на есть, стандартная "эпiчная байка". Представьте себе волшебное королевство. Ну, там, как всегда: людишки, орки, эльфы, гномы... Даже какие-то ящерицы и "импы" наличествуют. Имеются злодеи (тайное общество Black Ring), присутствует Злой-И-Очень-Страшный главный плохиш, которого ребята из Black Ring собираются возродить. Есть и могущественный артефакт (Sword Of Lies), который нельзя дозволить захватить злодеям. Кроме перипетий со злодеями и главным плохишом, взбунтовались орки, в довесок гномы и эльфы начали войну между собой, умер старый мудрый герцог... В общем, как всегда, всю кашу придется расхлебывать главному герою, то есть вам — Marked One, помеченному(-ой) божественным знаком молодому человеку (девушке). Ну, конечно, "хорошие", как всегда, победят (добро победит, поставит зло на колени, и зверски убьет:) — правда, в начале игры вы просто слоняетесь по окрестностям безо всякой высокой цели.
Игра начинается в маленькой деревеньке Aleroth, которую осаждают орки — ничего не напоминает, а?;) Разработчики, похоже, люди с очень хорошо развитым чувством юмора, ибо прикольных моментов (да и просто занятных скриптовых сценок) в игрушке хоть отбавляй. Послонявшись вдоволь по окрестностям, разобравшись немного в управлении и местных неприятностях, вы уходите из деревни и, чуть было не лишившись буйной головушки, узнаете о себе много интересного... Тут начинается игра.Diablo+Arcanum+Fallout+Ultima+...
Основное ваше занятие — крошить и шинковать разнообразных монстров (их в игре больше сотни). Время от времени занимательный процесс шинковки прерывается разговорами и квестами — их разнообразию и оригинальности многие "серьезные" RPG могли бы позавидовать. Никто не толкает в спину и не тащит принудительным образом по сюжетной линии: хочешь — мир спасай, хочешь — просто так монстров дави...
"Давить" можно, как водится, либо магией, либо холодным оружием. В зависимости от того, что же вам больше по душе, и стоит выбирать героя в начале игры. Тем не менее, с повышением уровня разница между классами стирается, и воин, при желании, может лихо косить вражин боевой магией, а маг — взять в руки большую боевую секиру и показать монстрам, где зимуют раки. За умерщвление вражин и выполнение квестов вашего героя одаривают блаженной экспой, в просторечье также именуемой "опытом". По достижении определенного количества экспы герой получает уровень: увеличение характеристик, возможность на пять единиц в сумме увеличить любые основные параметры и на одну (или на две — каждые пять уровней) единички повысить некоторое свое умение.
Всего есть три "пути"-специальности (Ways): маг, воин и вор. В каждой из специальностей — по три "дороги"-подтипа (Path). В каждом подтипе — 8 умений, каждое из которых можно поднять на пять единиц. Разумеется, чем лучше прокачано то или иное умение, тем эффективнее оно будет на практике. Основные параметры аналогичны таковым в Diablo: та же Strength АКА сила, Agility (ловкость), Intelligence (интеллект) и Constitution (телосложение, ех-Vitality). Думаю, какой параметр за что отвечает, пояснять не надо?
Бегать по миру довольно забавно и, местами, нудно — для ускорения перемещения по нему (а этот самый Rivellon, если верить разработчикам, насчитывает 20000 игровых экранов) стоит использовать общественные телепорты или личную пирамидку-телепортер. Действует она по принципу Mark & Recall (Ultima) или Lloyd's Beacon (M&M) — бросаем пирамидку, потом к этой пирамидке можем телепортироваться, бросив на землю вторую ее часть. Вещица весьма полезная, я бы даже назвал ее одной из полезнейших в мире Divine Divinity.
Несмотря на заявленные большие размеры Rivellon, все поселения расположены достаточно компактно, порой это доходит до абсурда — лагери противоборствующих сторон (орков и эльфов) находятся чуть ли не на расстоянии прямой видимости. Если отмести эту "мелочь", то в остальном виртуальный мир проработан хорошо как с дизайнерской (красивые и разнообразные локации), так и с программерской (мир "цельный", т.е. кусочки подгружаются динамически и не мозолят глаза надписью "Loading") стороны. Интерфейс продуман до мелочей — он действительно удобен и предоставляет все необходимые функции (чего стоят только суперфункциональный дневник и весьма грамотная карта!). Но, что самое главное, играть интересно. Просто интересно, несмотря на то, что виртуально мир мы спасали не один десяток раз, а монстров перешинковали прям-таки бессчетное количество. Так что приятное времяпрепровождение, если вам по душе игры такого плана, гарантировано.
Слушаем, смотрим, ругаем...
Движок, как я уже упоминал, "от мозга до костей" двухмерный. И ничего плохого я в этом не вижу — все достаточно детально, красиво и ни капельки не тормозит. Приятный такой изометрический движок без лишних наворотов. Звук — на крепкую четверку. Нету таких великолепных мелодий, как в Zanzarah, нету такой "душевной" озвучки, как, скажем, в Syberia (и в той же Zanzarah), но выполнено все звуковое оформление "на уровне", добротно, без халтуры, за что разработчикам честь и хвала.
Ну вот — похвалили, теперь можно и поругать. А поругать есть за что. Во-первых, все-таки для RPG игра слишком перегружена экшеном, а для экшена — разговорами да квестами. Так что правильнее было бы позиционировать Divine Divinity не как "чистую" RPG, а как Action/RPG. Пусть звучит немного коряво, но зато честно и объективно. Во-вторых, у героя постоянно появляются обидные проблемы с pathfinding-ом — он так и норовит заблудиться в трех соснах;(. В-третьих, сюжет — прямой, как палка, и, в-четвертых, одетые вещи не отображаются с такой детальностью, как это было в Дьябле, — одетая на голову кастрюля (я же говорил, разработчики — приколисты еще те;) выглядит как обыкновенный шлем. Остальные "минусики" — в основном, мелкие придирки личного плана и баги, бОльшая часть которых оперативно поправлена в патчах.
...и делаем выводы
Вывод простой — у Larian Studios получилась замечательная игра, отличный "гибрид", который наверняка понравится не только ролевикам, но и любителям "чего-попроще", т.е. кликательных экшенов а-ля Дьябла. Divine Divinity умудряется не скатываться в лубочный примитивизм и не оставаться уделом избранных из-за высокой сложности — играть будет интересно всем. Игра захватывает, увлекает и уносит с собой, в волшебный мир по другую сторону монитора. Не пожалейте денег и купите Divine Divinity — она того стОит. Честно-честно.
Графика: [7.5/10] Звук: [7.5/10] Оригинальность: [7.5/10] Игровой интерес: [9.5/10] Общая: [8/10]
Вывод: очень приятная RPG, без сомнения, удачный дебют Larian в новом для себя жанре. Так держать!
P.S. Из FAQ по игре на сайте Larian ( http://www.larian.com/Site/english/divinity/faq_general.html ): "— Что будет, если я скачаю Divine Divinity с warez-ного сайта? — Ваш компьютер взорвется". Будьте осторожны, камрады, и играйте в лицензионные версии;).
Николай "Nickky" Щетько