Обзор Deus Ex: Human Revolution
Жанр: shooter, stealth, RPG.
Разработчик: Eidos Montreal.
Издатель: Square Enix.
Издатель в СНГ: Новый Диск.
Локализатор: Новый Диск.
Похожие игры: Deus Ex, Mass Effect, Метро 2033.
Системные требования: Core 2 Duo 2 GHz или аналогичный Athlon X2, 1 GB RAM для Windows XP, 2 GB RAM для Windows Vista/7, GeForce 8800 512 MB или Radeon HD2900 512 MB, 9 GB места на жестком диске.
Успех Deus Ex: Human Revolution – одна из многих иллюстраций того, как важно угадать с моментом начала продаж и застолбить свободную нишу. Square Enix буквально удалось проскочить в игольное ушко: релиз в летнее затишье как раз между двумя другими, очень ожидаемыми ролевыми играми, давно забытый киберпанковский сеттинг, редкое сочетание шутера, стелза и RPG – все это очень сыграло на руку новой Deus Ex. Удачно BioWare перенесла Mass Effect 3 на следующий год, туда же отправились S.T.A.L.K.E.R. 2 и Metro 2033: Last Light тесниться на границе шутеров и ролевок, а конкурентов у Deus Ex: Human Revolution фактически не оказалось.
Сложишь все иначе – писали бы в прессе не про атмосферность городов недалекого будущего и не про интригующий сюжет. Скорее, погрозили бы пальцем за однотипность интерьеров и куцый выбор оружия. Дело в том, что в DX: Human Revolution не пытались имплантировать все наработки жанров, как это водится среди action/RPG. Она вся собрана из конструктора, в котором всего пара десятков деталей. Причем этот минимализм мало того, что не приедается, так еще и оставляет игроку выбор тактики, а следовательно, возможность повторного прохождения.
Правда, сочетания используемых объектов иногда удивляют: компьютер, боевая турель, офисный стул - как все это попало в канализацию?
Так что за конструктор? Ящики, вентиляционные трубы, лестницы и строительные леса – все, что позволяет нашему герою, Адаму Дженсону, быстро и незаметно оказываться в нужном месте. А также охранники, турели, роботы, камеры слежения – то есть все те, кто не должен Адама заметить и тем более убить. Адам – не вор и не шпион, он работает в службе охраны крупной фирмы «Шериф Индастриз», занимающейся разработкой имплантов. Обыватели и СМИ не любят импланты, а вот злодеи не прочь их выкрасть да побольше, желательно те, что умеют взрывать и убивать. Злодеям это удалось, но кое-какие железки они не успели прихватить. Их встроили в полумертвого Дженсона и отправили неудалого охранника искать грабителей, похищенное, а также батарейки для подзарядки своего технологичного нутра.
Сюжет не больно-то ветвист и запутан: находим одного свидетеля за другим, от каждого узнаем новый кусок правды. Кат-сцены в хмурых тонах и живые диалоги очеловечивают героев, но до тех пор запомнить очередную цель почти невозможно: это крест на карте, дверь, лифт, но никак не персона. Стильно и бессодержательно – так лучше всего характеризовать и видеосцены, и уровни, и большинство героев. Большой босс Шериф еще раз вас промотивирует, Малика снова уверит в своей преданности, а сисадмин Притчард подчеркнет превосходство своего интеллекта. Но даже такое общение – десерт, которым нечасто угощают. Обычно мы слышим голос друзей по рации, а вместо кат-сцены обходимся статичным портретом в углу экрана. Между прочим, ведение переговоров в DX: Human Revolution очень любопытно устроено: среди прочих жельзяк в Дженсона встроили детектор лжи, анализатор личности и разбрызгиватель феромонов (даже не пытайтесь себе это вообразить!) Глядя на все эти мигающие датчики, игрок должен выбирать правильные фразы, и тогда диалог закончится очень благоприятно, Адам получит опыт и не полезет на очередной чердак или в канализацию. Только вот гораздо чаще все-таки приходится лезть, ведь «разговорные дуэли» случаются намного реже, чем хотелось бы.
А с некоторыми персонажами и спорить бесполезно - они не люди.
Для Дженсона, в общем-то, не проблема просто войти в очередное здание, всех убить, всё забрать и улететь на вертолете. И не смотрите, что патронов всегда мало, из укрытий Адам стреляет косо, а здоровье теряет быстро – освоившись с управлением и купив нужные улучшения, можно творить чудеса. Дженсон молнией проносится по локации, парализует гранатами роботов, перепрыгивает трехметровые преграды, безболезненно пикирует с любой высоты, оглушая всех, кто оказался снизу. Адам настолько суров, что рукой пробивает стену и без всякого оружия вмиг расправляется с двумя боевиками при пулеметах и броне. А если в руках Дженсона оружие?
Да, стволов совсем немного – вы не замените свой пистолет-пулемет более крутым, а полученная в начале игры парализующая винтовка верно прослужит до конца игры. Зато различия между стволами колоссальны, каждый подразумевает свою тактику применения. Залить врагов свинцом из тяжелого пулемета, отправлять на тот свет по одному убойными выстрелами дробовика, вести позиционный бой пистолетом-пулеметом или тихо снимать из снайперской винтовки – выбор абсолютно меняет восприятие игры. Таскать с собой большой арсенал нельзя – рюкзак мал, зато любимый ствол можно многократно улучшить, отчего он даже меняет внешний вид. Прикрутите к пистолету-пулемету лазерный прицел, глушитель и расширенный магазин с быстрой перезарядкой – и в ваших руках оружие, достойное суперагента. Не была бы Deus Ex: HR хорошим шутером без толкового AI ботов, естественной анимации движений, натурального грохота выстрелов – все эти радости виртуального киллера присутствуют в полной мере.
Человеческих жертв - 0.
Тем не менее, путь стрельбы и зачистки – сложный путь. И неблагодарный, ведь опыта за убитых дают немного. Другое дело – незаметное проникновение. Не попался на глаза – получи опыт, не засекли камеры – еще опыт, пролез в вентиляцию – снова опыт. Так играется невидимкой, причем оставаться незамеченным до безобразия просто: любой стол, контейнер или хлипкая ограда верно укроет вас от ленивых и нелюбопытных охранников. На камеры нельзя попадаться, замки нужно взламывать, а чтобы вас не засекли при взломе, возможного свидетеля лучше заранее вырубить – все решения подсказывает сама игра, причем препятствий совсем немного. Они даже выглядят всегда одинаково, так что скоро от вас не укроется даже за грудой мусора решетка вентиляции или хрупкий фрагмент стены. В самых трудных случаях можно включить невидимость – легальный чит. Правда, загружать сохранения все равно придется часто, ведь игра в шпиона не прощает ошибок. Подняли тревогу – к вам мигом сбегутся враги со всей локации, и бонусы опыта вы не получите. Изрядно отравляют жизнь лазутчика и повсеместные замки: хоть при полной прокачке взломать их можно даже ногтем, мини игра изрядно приедается. Драйва в ней никакого, так что в какой-то момент даже за большое вознаграждение надоедает водить охрану за нос, и из глубин рюкзака извлекается приятно холодящий руки и мелодично поющий тяжелый пулемет.
В этот момент можно сдержать жажду убийств и испытать более экзотические способы прохождения: парализовать противников дротиками с транквилизаторами или развешивать на стенах мины. Для последних можно выбрать самую разную начинку: тротил, удушливый газ, электромагнитный излучатель. В отдельных случаях удается перепрограммировать турели или боевых роботов, чтобы затем наблюдать через камеры поднявшийся переполох.
На локациях МНОГО ящиков непонятного назначения. Но за ними удобно прятаться.
В конце каждая глава взрывается непривычно напряженной схваткой с боссом. Тут пацифистам приходится очень туго: ни убежать, ни спрятаться, боссы быстры и сильны. Их созданием занималась сторонняя фирма, которую не предупредили, что Deus Ex: Human Revolution – игра для тактических и расчетливых умов. Впрочем, раскусив слабое место каждого главаря, расправиться с ним можно в минуту.
Сомнительно вписались в DX: Human Revolution элементы ролевой игры. Корень перекосов в том, что Адаму ничего не нужно, кроме комплектов «Праксис», заменяющих очки умений. Остальное просто подбирается в ходе заданий. Конечно, вы можете выполнять побочные миссии не ради награды, а потому что они любопытны и тесно связаны с сюжетом. Но поскольку заветными «Праксисами» награждают почти никогда, постепенно сторонние квесты начинают казаться бесполезной тратой времени. Да, лишняя тысяча опыта приближает новый уровень, но внимательный осмотр локаций подарит вам в пять раз больше драгоценных комплектов. Чем же утомляют второстепенные миссии? Достаточно того, что они не предлагают ничего такого, что не ждет вас в ближайшем же сюжетном задании. Так стоит ли бегать кросс по безумно спроектированным улицам городов, по лестницам, крышам, канализациям? Настоящему поклоннику серии стоит – вы узнаете много интересного о главном герое.
Порой начинает казаться, обитатели здешних городов делятся на бомжей и полицейских
А вот простым грешным манчкинам интереснее система прокачки. Она понятна и элегантна: минимум цифр, максимум заметной пользы. Практически каждый активированный имплант дает Адаму совершенно новую функцию от зрения сквозь стены до взрывающего все вокруг «Тайфуна». Импланты делятся на обязательные и бесполезные. Естественно, невидимость или речевой анализатор лучше, чем какие-то пометки целей на мини-карте или бесшумный спринт. И уж точно придется выбросить целую уйму «Праксисов» на раскачку взлома, расширенный рюкзак и быстрый бег – без этого можно пройти игру, но рутина отравит вам все удовольствие.
Вообще для игры в Deus Ex: Human Revolution нужно иметь хоть минимальное терпение к однообразию. Вы можете избежать его в геймплее, но в оформлении уровней оно вас снова найдет. Хоть бы три модели для компьютеров вместо одной, хоть бы разные текстуры для повсеместных контейнеров, бочек и столов! Но дизайнеры не виноваты, 256 Мб консольной памяти связывают им руки. Разумное решение – сделать скромную палитру частью стиля. Черно-желтые мрачные тона будут с вами и в охваченном беспорядками Детройте, и в кипящем жизнью Шанхае, на улицах, в кабинетах и рабочих помещениях. Они создают нужную атмосферу, они отличают эту игру от других… Но благодаря роликам, мы знаем, какой могла быть графика Human Revolution, если бы художников не ограничивало железо.
Такой могла быть графика DX: HR.
Радости
- Шутер, стелз и RPG хорошо сочетаются в этой игре.
- Она стильно нарисована и санимирована.
- Персонажи харизматичные, задания – серьезные и с интересной развязкой.
- Диалоги достойны отдельного жирного плюса.
Гадости
- Проходить невидимкой слишком легко.
- Тысячекратно повторяющиеся предметы интерьеров набивают оскомину.
Оценка 8.
Вывод:
Deus Ex: Human Revolution хороша настолько, насколько вообще можно было ожидать. Пусть между шутером и стелзом явный дисбаланс, но на стыке жанров этим все грешат. Оформлению явно не хватает разнообразия, но Square Enix сделала все, чтобы этот недостаток скрыть. Главное, что получилась интересная и живая игра. Так ли уж важно, что ей есть куда расти?