Обзор Death Stranding

Indie-игра с бюджетом ААА
Жанр: action-adventure.
Разработчик: Kojima Productions.
Издатель: Sony Interactive Entertainment.
Платформа: PlayStation 4.
Возрастной рейтинг: 18+.
«Ядовитые капли кислотного дождя не просто оставляют ожоги на теле, но и влияют на ход времени: обращают вспять, ускоряют, а иной раз и останавливают время. Перебирая по неровному грунту, дрейфуя вниз по склону, Сэм Портер Бриджес вяло плетется к цели по навигатору, периодически поскальзываясь, падая и вновь поднимаясь с увесистым грузом на горбу. Пустыни, заснеженные вершины и безжизненные топи – все, что осталось от некогда прекрасного мира после Выхода смерти…»
Оставим за скобками подробности конфликта Гения с Konami, отмену перспективного ужастика P.T. Silent Hills и стечение обстоятельств, позволившее Kojima Productions найти финансирование для невероятно дорогого блокбастера. После появления на московском «Игромире» и в «Вечернем Урганте» о существовании Хидео Кодзимы узнали все, настолько мощной вышла PR-кампания. А вот споров об итоговом результате хватит на годы вперед, недаром геймдизайнер охарактеризовал свое творение как «самую дорогую indie-игру в истории». Чувствуется авторский почерк и дух экспериментатора без равнения на какие-либо тренды.
Вижу две причины неоднозначности отзывов. Во-первых, Death Stranding действительно является уникальным случаем для AAA-сегмента игровой индустрии. Едва ли кроме Sony в мире найдется паблишер, готовый вложить сотни миллионов долларов в авантюру без гарантированной окупаемости. Во-вторых, геймеры сами настроили в голове сказочных крепостей, а затем, увидев проект в жанре «ходишь-бродишь» на презентациях, разочаровались. Но голливудские актеры первой величины не единственная причина опробовать новинку.
По кочкам и ухабам
Итак, апокалипсис произошел, причины неизвестны, а последствия разрушительны. Человечество ушло под землю, закопавшись на недосягаемую для аномальных тварей глубину. Поэтому большая часть людей, встречаемых на узлах связи и в пунктах доставки товара, – это всего лишь голограммы, благодарящие нас за проделанную работу. Гнетущее чувство тревоги, граничащее с одиночеством и тоской, регулярно разбавляется встречей с местными «аномалиями» и больными на голову МУЛами. Последние – независимая группировка, помешанная на доставке товаров, преследующая героя и стремящаяся отобрать его груз.
Норман Ридус идеально справился с ролью Сэма Бриджеса, отыгрывая потрепанного жизнью парня, прошедшего через боль утрат и неспособного окончательно покинуть бренную землю. Почему он бессмертен? Узнаете ближе к финалу, это важный момент в понимании сюжета. Весомый процент геймплея составляют медитативные прогулки по безжизненным просторам США, ныне напоминающим Исландию. Под регулярным темпоральным дождем, влияющим на ход времени, из флоры остается лишь мох, да и животных вокруг не осталось.
Что касается неведомых сущностей Beached Things (они же «Твари» в русской локализации), вплоть до Главы 3 противостоять им практически невозможно. Остается прислушиваться к сканеру в виде недоношенного младенца BB в капсуле. Кстати, этот малыш входит в коллекционное издание и выглядит там настолько реалистично, что в бразильских СМИ появлялся фейк о выращивании искусственных детей доктором Хидэо Кодзимой.
Скучен ли геймплей? На YouTube – да
По уровню необычности происходящего можно вспомнить не только Journey и культовых «Вангеров», но и кинематографический артхаус. Стандартный распорядок дня следующий: получение заказа на узле связи, доставка в нужную точку, попутный просмотр диалогов и срежиссированных сценок. Рутина на первых порах (до завершения Главы 2, которую рекомендуется пробежать быстро, не отвлекаясь на побочные квесты) заканчивается после нахождения транспортных средств (трицикл, разнообразные авто), строительства мостов и дорог. Более того, случайные события появляются регулярно, и их действительно не ждешь.
Чем же удивляет игровой процесс? Во время перемещения вы чувствуете каждый камешек под ногами, почти физически ощущаете вес и усталость героя. В движок Decima Engine от Horizon Zero Dawn подмешали комплексную физическую модель, каждая рука – отдельный подконтрольный элемент. Не все грузы удобно таскать на горбу, иной раз лучше брать чемоданчик в руку. При нападении противников-людей можно схватить кейс и врезать им по лицу. Физика транспорта продумана не менее скрупулезно: тачку легко перевернуть, а бегать с трупом на плечах не рекомендуется, поскольку он раскачивается и смещает центр тяжести.
Со временем Сэм Бриджес нацепит на ноги экзоскелет для увеличения скорости бега и даже сможет отправлять на простые миссии автономных роботов. До момента их появления браться за бесконечные побочки не советую, иначе утомитесь. Сами курьерские поручения перестают быть скучными благодаря череде случайных событий. Чего стоит хотя бы транспортировка бомбы, способной рвануть из-за малейшего тычка, или доставка пиццы на время, сопровождаемая смешными диалогами.
Отец-одиночка, работающий без выходных
С ребенком в колбе связана отдельная мини-игра, поскольку в случае опасности он начинает нервничать и плакать (плач идет на встроенный динамик геймпада). Тогда берем DualShock 4 и плавно качаем вверх-вниз до успокоения. Как подчеркивает Дедмен в исполнении Гильермо Дель-Торо, Bridge Baby – это лишь инструмент, его жизненный цикл ограничен, поэтому и привязываться не следует. Главный герой с этим не согласен, воспринимает свой сканер как полноценного помощника и напарника.
Встречал в Сети мнение, что Death Stranding безбожно тратит ваше личное время. Но в игре есть множество инструментов, позволяющих заниматься эффективным тайм-менеджментом. Например, распределяйте груз не вручную, а автоматически, используйте транспорт и быстрое перемещение (откроется в Главе 3). Если же снизить уровень сложности, контейнеры дольше сохраняют целостность (на Hard Mode они разваливаются быстро). Не хотите возиться со спреем, восстанавливающим целостность конструкции? Смело понижайте сложность челленджа.
Внутренние демоны Кодзимы
Как заявлял автор на бесчисленных интервью, после «развода» с Konami единственное, что осталось у него в жизни – это полезные знакомства и наработанные связи. Одиночество главного героя – прямая аллегория на переживания, с которыми Гений сталкивался все эти годы. Грязевые нефтяные монстры, засасывающие в болотную трясину, напоминают персональную депрессию. Именно это и происходит, если дать BT’s утянуть себя под землю. Злачное место можно обойти стороной, а если уж увязли в топи – выиграть схватку с боссом.
Сама история напоминает качественную научную фантастику, где детально разжуют неочевидные моменты ближе к финалу. Общая продолжительность – от 40 до 60 ч. В отличие от Metal Gear Solid, которая пестрила отсылками к предыдущим частям в каждой новой игре, здесь вас ожидает новый, цельный и во многом уникальный мир. Нужно ли заниматься строительством мостов и прочих видов построек? Пару раз об этом попросят по сюжету, но дальше наступает максимальная свобода.
Социальное взаимодействие с живыми людьми реализовано через систему лайков, которые мы выставляем игрокам за их знаки, почтовые станции и даже миниатюрные города. Но лайки могут и списать, если после устранения врага нелетальным оружием (тех же МУЛов) вы решите добить ногой лежащего на земле человека. Пацифист Хидэо Кодзима подчеркивает, что правила местной вселенной превращают каждую смерть в проблему для окружающих. Если стычка завершилась летальным исходом, вас попросят доставить труп в крематорий. Советую соглашаться, иначе увидите гигантский кратер, делающий местность непроходимой.
На выходе получаем своеобразный аналог Euro Truck Simulator, где рекомендуется проводить не более 2–3 часов за сессию. Привыкнув к инерции, независимому управлению разными руками и сотням продуманных мелочей, вы поймете, насколько обманчив был походный геймплей в роликах на YouTube.
Радости:
- Проработанный сеттинг
- Интригующий сюжет
- Пейзажи и графика в целом
- Запредельное ощущение свободы
- Физика перемещения
- Геймплейная прогрессия
- Режиссура и анимация
- Музыка от Low Roar и других indie-групп
Гадости:
- Медленная раскачка
- Перегруженный интерфейс
Оценка: 9,0
Вывод:
Маркетинговый отдел Sony попытался охватить гигантскую аудиторию, на которую произведение попросту не рассчитано. Перед нами творческий манифест, нехарактерный для высокобюджетной индустрии, в которой все решают метрики и продажи. Если описание процесса не вызвало у вас отторжения, обязательно берите видеоигру на физическом носителе. Не понравится – продадите диск, но если зацепит, то гарантированно провалитесь в нефтяной абстракционизм с философским подтекстом на 50+ часов.
Альберт Сипов
Краткий словарь непонятных терминов:
|