Обзор Dear Esther

Posted by blast on июля 1, 2012 - 22:27
Иди и смотри

Жанр: адвенчура
Платформы: PC, Mac (2012 год)
Разработчик: thechineseroom и Robert Briscoe
Издатель: thechineseroom
Похожие игры: The Path, Fatale, Trauma
Мультиплеер: отсутствует
Минимальные системные требования: процессор с частотой 3,0 ГГц; 1 Гб ОЗУ; видеокарта с 128 Мб ОЗУ; 2 Гб свободного места на жестком диске; Интернет-соединение
Рекомендуемые системные требования: двухъядерный процессор с частотой 2,5 ГГц; 2 Гб ОЗУ; видеокарта с 256 Мб ОЗУ; 2 Гб свободного места на жестком диске; Интернет-соединение
Возрастной рейтинг ESRB: отсутствует
Официальный сайт игры: dear-esther.com

Идти и смотреть. Больше в Dear Esther заниматься попросту нечем, и в этом кроется главный и, пожалуй, единственный недостаток проекта. Еще три года назад The Path пинали за то, что, кроме как идти и смотреть, в игре делать абсолютно нечего, а нынче на дворе второе десятилетие двадцать первого века.

И пусть идея «Дорогой Эстер» у thechineseroom родилась раньше перфоманса от Tale of Tales (ноги игры растут из мода к Half-Life 2 еще с 2008 года), проблема ее куда глубже. В Dear Esther не просто нечем заняться, кроме как идти и смотреть, в ней еще, в отличие от той же The Path, совершенно ничего не происходит. Только закадровый голос бубнит отрывки из печального, но ничего не прибавляющего к сути письма. С ним, кстати, тоже беда. От большого желания то ли разнообразить действо, то ли сделать свой проект реиграбельным, разработчики разорвали текст на части и перетасовали их. Один и тот же фрагмент может прозвучать в первой четверти игры в первый заход, при повторном визите – перед завершением, а в третий раз и вовсе окажется за пределами, если можно так выразиться, сюжета. Все это вносит в восприятие излишнюю сумятицу (возьмите любое линейное повествование и перемешайте главы), а крыть авторам оказывается нечем. Сослаться на постмодернизм, мол, концепт такой, не получится ввиду того, что первоначальный текст письма имел прямую, как стрела, структуру и попросту не был предназначен для такой подачи. Да и сложно себе представить желающего заглянуть в Dear Esther еще раз, если только не с научным интересом – за пару часов созерцания игра раскрывается полностью.

Обзор Dear Esther

В самом речитативе разбираться особой надобности нет. Игру вполне себе можно опробовать вообще без какого-либо знания английского языка (а имеющиеся фанатские переводы больше напоминают «творчество» известной программы-переводчика PROMT). Любители покопаться в глубинных смыслах, конечно, смогут нарыть немало интересного, сопоставив текст с наскальной живописью, разбросанными тут и там предметами и проч., но метафоричность Dear Esther так и останется предельно простой: темы смерти и чувства потери в исполнении иносказательными намеками. Последние, кстати, не более чем обозначающее, смысл которого сводится к прямому указанию на обозначаемое – углубляться никто и не собирался. Но и этих крох хватило бы для того, чтобы окрестить проект не игрой в привычном понимании слова и написать что-то вроде: «Логичнее было бы видеть «Дорогую Эстер» в качестве видеоарта на биеннале, а не на экране монитора домашнего компьютера». Только это другая история. thechineseroom и не целились в видеоарт, создав именно игру, по их мнению, авангардную и экспериментальную. Проблема авангардности Dear Esther (как, например, и прошлогодней Trauma Кристиана Мажевски) в том, что такой подход давно не авангарден. А проблема экспериментальности в том, что все эти эксперименты поставлены и представлены давно. После Limbo подобные потуги смотрятся почти вульгарно.

Вот только это понимаешь уже после того, как добираешься до радиомаяка, означающего конец прохождения. У экрана удерживают удивительной красоты пейзажи. Не особо смущает даже то, что возможности свободного передвижения по острову аккуратно ограничены валунами и заборами (а в последней четверти и вовсе приходится лазать по замкнутому пространству пещер и гротов) и свернуть в сторону и еще немного полюбоваться на ползущие по небу облака выйдет только в строго отведенных для этого местах. Dear Esther – проект исключительно дизайнерский, чем, кстати, только добавляет к себе претензий: очень уже хочется, чтобы в этой красоте хоть что-нибудь происходило.

Обзор Dear Esther

Смысловая нагрузка Dear Esther выливается в претенциозность – на самом деле разработчики хоть как-то пытались оправдать (в первую очередь, похоже, перед самими собой) выпуск красиво исполненного игрового мира в виде отдельного проекта, продающегося за звонкую монету. Поработать над сценарием, добавить несколько скриптовых зарисовок – и это была бы совсем другая игра, не говоря уже о том, чтобы дать возможность хоть что-то сделать самостоятельно (да хотя бы найти ключ и через пятнадцать минут всунуть его в замочную скважину). А так - иди и смотри.

Радости:

  • Мастерское художественное исполнение
  • Медитативная атмосфера

Минусы:

  • Пустой мир, в котором нечего делать
  • Рассказ – для галочки

Оценка: 6.4

Вывод:

Удивительной красоты игровой мир, делать в котором ничего не разрешают и в котором, в общем-то, ничего не происходит. Спасение Dear Esther в том, что два часа за созерцанием пейзажей пролетают незаметно и в удовольствии.

Слава Кунцевич

adventure Обзор №149 Dear Esther

Комментарии

Vadim666 - Jul 23rd, 2012 - 03:11 am

Хотел поиграть,что то охота после обзора пропала. Жаль,мне нравятся инди...

Яндекс.Метрика