Обзор Culpa Innata

Posted by Panko on марта 31, 2008 - 00:00

Название локализации: "Culpa Innata: Презумпция виновности"
Жанр: адвенчура
Разработчик: Momentum AS
Издатель: "Акелла"
Количество дисков: 1 DVD
Похожие игры: Blade Runner, The Moment of Silence, Deus Ex
Минимальные системные требования: Intel Pentium III/AMD Duron 1 GHz, 512 Mb RAM, 64 Mb video, 4 Gb free space
Рекомендуемые системные требования: Intel Pentium IV/AMD Athlon 2.8 GHz, 1 Gb RAM, 256 Mb video, 4 Gb free space

Киберпанк, возникший еще тогда, когда большинство из нас еще не родилось, на удивление органично вписался в зарождающуюся игровую
индустрию. Blade Runner, Deus Ex, System Shock 1-2 сегодня упоминаются чуть ли не в каждой третьей рецензии — вот только разработчики как-то не торопятся с продолжениями этих икон игровой индустрии. Факт, между прочим, вполне объяснимый — качественный киберпанк требует детальной проработки. Мир, пусть и фантастический, должен подчиняться жестким логическим законам. Никто не отменял и более насущные проблемы — нетерпеливого издателя и неминуемого устаревания графики. Приходится выбирать.

Арабская сказка

Свой выбор турецкая студия Momentum AS сделала пять лет назад, когда впервые анонсировала адвенчуру Culpa Innata. Отдаленное будущее, какой- то Всемирный Союз, повсеместная утопия — если бы не несколько превью в видных игровых изданиях, о проекте никто бы и не узнал. Впрочем, даже узнав, большинство геймеров разработчикам "не поверило" — полноте, господа, какая-такая адвенчура от турков? Смех, да и только. Как оказалось, подобный "игнор" оказался очень опрометчивым.

Завязка Culpa Innata вкратце такова. В 2047-м году развитые страны образовали Всемирный Союз — государство-утопию, в котором все счастливы. Дети воспитываются не биологическими родителями, а в интернатах; семейные пары существуют, но приветствуется несколько сексуальных партнеров; почти все окружающие люди — эгоисты, но при этом на улицах нет насилия; власть вроде как принадлежит народу, но на самом деле чувствуется роль более крупной корпорации — Всемирного Союза. Стать членом такого "идеального" общества непросто, так как иммигранты должны обладать индексом развития не ниже 70 и в обязательном порядке проходят психологические тесты. В составе экзаменационной комиссии сидят неглупые и думающие люди — как, например, наша главная героиня, Феникс Уоллис.

Как и всякий человек, она имеет массу проблем в жизни — страдает от одиночества, вступает в споры с коллегами по работе, имеет болтливую подругу. А с недавних пор голова и вовсе идет кругом — в одной из стран-"изгоев" произошло убийство одного из граждан Союза. Некий Василий Богданов уехал в Россию и был жестоко расстрелян в припортовом городе. Власти Всемирного Союза, естественно, горят желанием поймать убийцу, а дело поручают Феникс, девушке во всех смыслах прогрессивной.

Начнем с того, что Culpa Innata пропагандирует свободный геймплей. Стоит справиться с парой первых задачек, выйти за пределы здания GPSN (Глобальная сеть по охране и порядку) и... вы становитесь полноценным детективом, который неспешно изучает Адрианополис, приграничный город Всемирного Союза. Имена, пароли, явки выведываются из сонма диалогов, причем за один день Уоллис позволяется совершить максимум пять вылазок. Вечером — обязательная встреча с подружкой, посещение дискотек и плотские утехи. Тема секса, кстати, постоянно упоминается в диалогах — хихикающие малыши и подростки рискуют вообще не понять Culpa Innata.

Презумпция невиновности

Созданный Momentum AS мир открывается постепенно и раскрывает себя в мелочах. Долгие, ветвистые диалоги позволяют "прощупать" собеседника, найти его уязвимости и, если следует, "надавить". Второстепенные персонажи — яркие личности, имеют собственную точку зрения буквально на все происходящие вокруг события. Подруга Алессандра постоянно подтрунивает над Феникс, рекомендует ей как следует "оттянуться" и найти себе пару парней для плотских утех. Молодая работница магазина, директором которого был Богданов, ничему не придает значения и заслуживает беззлобного определения "дурнушка". Сексуальный партнер убитого, Лариса Лукина, безмерно скорбит по погибшему, однако скрывает что-то важное... Что именно? Как ее разговорить, какой подход к ней подобрать? Примерно этими мыслями постоянно забита голова офицера Феникс Уоллис.

Время от времени встречающиеся паззлы хорошо дополняют геймплей. К чести турков, большинство задачек решается благодаря логике — постыдного пиксельхантинга немного и он почти всегда оправдан. Стильные отсылки к Blade Runner — гарнитура-органайзер и проверочный тест на детекторе лжи. Стоит остановиться и рассказать поподробнее. Крепящееся за ухом устройство позволяет пользоваться привычными для квестов вещами: инвентарем, картой, дневником и списком контактов. Значительно более функциональным оказывается ноутбук, расположенный в офисе GPSN — чудо-техника анализирует носители информации, транслирует зашифрованные данные, предоставляет возможность поработать в видео- и аудиоредакторах, а также служит картотекой на всех подозреваемых. Так как Феликс входит в состав экзаменационной комиссии Всемирного Союза, ей предстоит беседовать с иммигрантами. Допрос проводится с использованием детектора лжи, что позволяет вывести на чистую воду любого подозрительного типа.

Не стоит сильно ругать разработчиков за попадающиеся штампы в отношении России и остальной территории бывшего СССР — Culpa Innata не акцентирует на них особого внимания и выступает в совершенно ином амплуа. Нелинейность адвенчуры проявляется не только в относительной свободе действий, но и в двух концовках. Причем оба финала сделаны не просто для "галочки", как этим грешат некоторые квесты.

С графикой у Culpa Innata, увы, совсем не сложилось. Комплимент можно сделать лишь лицевой анимации, но на фоне архаичного разрешения 1024х768, бедного дизайна локаций, ужасной анимации и отвратительной детализации она меркнет. Как туркам удалось убедить издателя согласиться на релиз такого технически отсталого проекта — тайна за семью печатями.

Негативные эмоции также вызвало музыкальное сопровождение и озвучка персонажей. К примеру, молодая продавщица разговаривает тоном десятилетнего ребенка, ежеминутно срывается на писк и полностью обескураживает редкими похрюкиваниями. Поиски улик в Адрианополисе неплохо было бы сопроводить атмосферным эмбиентом, но из колонок льется что-то крайне невыразительное и невнятное. Впрочем, сомневаемся, что Momentum AS располагала большим бюджетом, поэтому не будем строго судить за допущенные ошибки.

В целом Culpa Innata — очевидный прорыв для жанра. Отлично проработанный сюжет, яркие второстепенные персонажи, умные диалоги, нелинейность — поверьте, таких игр сейчас почти не выпускают. Да, в техническом плане адвенчура выглядит примитивно, но не стоит упускать из виду сроки разработки и бюджетность проекта. Мерить Culpa Innata по стандартам, заявленным The Witcher или Crysis, согласитесь, глупо. Что касается "внутреннего наполнения", которое мы привыкли искать именно в адвенчурах, то все в порядке — это незабываемое приключение в отдаленном будущем, которое имеет немало общего с настоящим.

Радости:
Отличный сюжет
"Умные" диалоги
Правдоподобный мир

Гадости:
Устаревшая графика
Невыразительное музыкальное сопровождение
Плохая озвучка в оригинале

Оценка: 7
Вывод: Выйди бы Culpa Innata на пять лет раньше — стала бы безусловным хитом, который сейчас бы упоминался наряду с Deus Ex, Blade Runner, Anachronox. Впрочем, время покажет — может, так и будет.

Антон Борисов

квест Обзор № 99

Zebrazavr

Яндекс.Метрика