Обзор Cube Escape: Paradox

Жанр: квест, головоломка.
Разработчик и издатель: Rusty Lake.
Платформы: PC, Mac, iOS, Android.
Системные требования: Win XP, процессор 1,8 ГГц, 1 ГБ ОЗУ, совместимая с Direct X 9.0с видеокарта, 120 МБ на жестком диске.
В марте этого года в полуобзоре, в полуочерке я рассказывал о линейке квестов Rusty Lake от одноименной голландской студии. Там же я писал и про серию Cube Escape — составную и важную часть той общей игровой вселенной, у которой к настоящему времени хватает своих поклонников, с нетерпением ожидающих каждую новую игру (или, лучше сказать, очередной эпизод, фрагмент мозаики) разработчиков из Амстердама.
Cube Escape: Paradox появилась на прилавках Steam в сентябре и состоит из двух глав, причем первая глава доступна бесплатно. Также в магазине бесплатно доступен короткометражный фильм Paradox: A Rusty Lake Film, повествующий о событиях игры в другом ракурсе, — его рекомендуется посмотреть уже после прохождения обеих глав Парадокса. Такая форма подачи материала — в некотором роде новый опыт: в фильме на экране телевизора мелькают кадры из игры, а в игре, соответственно, из фильма. Отрадно, что студия открыта экспериментам.
Собственно же игра, 10-я номерная в серии, вновь посвящена детективу Дейлу Вандермеру, но на этот раз персонаж занят копанием в самом себе, рефлексией с привкусом шизофрении. Возвращаясь к досье убитой Лоры Вандербом, с которой всё и начиналось в Seasons, он всё глубже и глубже погружается в пучину прошлого, обнаруживая, что будто бы найденные им ответ и выход таковыми определенно не являются. Реальность расползается, сама оказывается мнимой — и ее нужно соединить: прошлое, настоящее, будущее — всё вместе.
«The past is never dead», — этот неофициальный девиз игр студии всяк к Ржавому Озеру приобщающийся еще прочтет на какой-нибудь подсказке, решая очередную задачку, — фраза-символ, фраза-намек. Конечно, те, кто не играл в предыдущие эпизоды Cube Escape, не поймут отсылок и пасхалок, которых в комнате, откуда Вандермеру надо выбраться, не то чтобы много, но достаточно. Что это за песенка, которая так нравится попугаю, и кто сам по себе этот попугай? Почему жутковатые тени в зеркале и в замочной скважине и почему говорящий ворон ростом с человека предлагает сеанс психотерапии? Всерьез ли пиф-паф из пальцев по родителям детектива в его воспоминаниях? Все это новичков интригует, но никаких ассоциаций не вызывает. Однако сама история, как это и должно быть, закончена и понятна (насколько это вообще возможно там, где намеренно предусмотрена многозначность истолкований) даже без знания «предыстории» — без ознакомления с другими эпизодами серии Cube Escape.
Что касается паззл-составляющей игры, то она вновь радует своей фирменной филигранной отточенностью и отсутствием какой-либо алогичности. Встречается парочка моментов, отдающих поиском скрытых активных точек, а также повторение ситуаций с определением телефонного номера/частоты ТВ-канала, но это из разряда мелких придирок. Зато по-своему шедевральны задачки на прокладку маршрута по карте местности и (особенно) головоломка с лабиринтом в виде головы. При этом классике вроде «пятнашек», чтобы открыть какую-нибудь шкатулку, на сей раз места почти не нашлось.
Манерная и отстраненная, как лед обжигающая ненормальность в общей череде наших действий в главе первой, как ни странно, почти не ощущается, только если в самом конце. Вторая глава — дело другое: детектив бесстрастно чередует у себя в черепной коробке мозги себя былого, теперешнего и будущего, положив в баночку с водой (потом зачерпнем, чтобы полить деревце) мозги себя реального (или же иллюзорного — это не важно). Разумеется, его невозмутимость имеет причиной в том числе и то, что неявные подсказки для доброй половины действий находятся в комнате, а раздражать может одно то, что с помощью мышки номер на дисковом телефоне набирать не очень удобно. На мобильных платформах с их тач-механикой должно быть проще. Наверное.
Радости:
- В очередной раз строго логично
- Отсылки к другим эпизодам изящно вплетены в ткань истории
- Фильм-приложение к игре
Гадости:
- Пара моментов по мелочам
Оценка: 8,5
Вывод:
Очередной эпизод Cube Escape стал первой игрой серии, посетившей Steam. Это отличный повод познакомиться со всей вселенной Rusty Lake поближе. Но главное — игра сама по себе может служить образцом для жанра паззлов и головоломок. Пожалуй, только несколько специфичная атмосфера квестов от игроделов из Нидерландов может стать причиной для чисто эмоционального их неприятия. Но с геймплейной точки зрения вопросов к «Парадоксу» нет.
Обзор написан по ПК-версии игры.
U$D