Обзор Crysis
Жанр: FPS
Разработчик: Crytek Studios
Издатель: Electronic Arts
Издатель в России: Софт Клаб
Количество дисков в оригинальной версии: 2 DVD
Похожие игры: Far Cry, Breed, Chrome
Минимальные требования: P4 — 3 GGz, 1 GB RAM, 256MB video (DX 9)
Рекомендуемые требования: Core 2 Duo, 2 GB RAM, 512MB video (DX 10), а лучше еще более "продвинутый" компьютер
В 2004 году немецкая студия Crytek выпускает в свет Far Cry — потрясающую игру с отличной по тем временам графикой и "революционным" игровым процессом. Однако второсортный сюжет и излишняя болтливость девелоперов слегка подпортили впечатление от проекта. И разработчики второй раз наступили на одни и те же грабли — как и в ситуации с тем же Far Cry, еще до выхода самой игры в свет, они раскрыли почти все сюжетные тайны проекта и даже выложили в Сеть видеоролики самых эффектных боев. В результате и так достаточно пресная и "заштампованная" история про вторжение инопланетян получилась невероятно скучной и предсказуемой — ты уже заранее знаешь, во что выльется поездка в тропический рай.
Вторжение
Год 2020-й. Американские археологи, которые во время своей работы на одном из островов Южно-Китайского моря наткнулись на нечто непонятное, были похищены солдатами Северной Кореи. Спасти ученых посылают элитное подразделение спецназа, в состав которого входит наш протеже — лейтенант Номад. По прибытии на место, мы узнаем, что конфликт возник из-за находки археологов, которая очень сильно заинтересовала правительство Северной Кореи. И, чтобы получить ее в свое распоряжение, коммунисты высадили на острове свои войска. Конфликт неизбежен — и спасательная операция плавно перетекает в крупномасштабную войну с участием танков и авиации. Однако через некоторое время выяснится, что корейцы далеко не самый главный враг армии США, а артефакт, найденный американскими учеными, не что иное, как инопланетный корабль, до отказа набитый злобными пришельцами, которые прибыли на Землю с единственной целью — захватить ее. Как только инопланетяне раскрывают свою сущность, огромная часть тропических просторов превращается в ледяные джунгли, где нет места солнечным лучам — и вторжение начинается.
Отныне смокинги не в моде
Каждый оперативник подразделения "Дельта" облачен в специальный экзоскелет, именуемый Nano Muscle Suit, который не только защищает своего владельца от внешних раздражителей, но и меняет биологические характеристики человеческого организма. Нанокостюм может работать в четырех режимах, каждый из которых позволяет вашему персонажу вытворять прямо-таки "суперменские штучки" (кроме полетов с вытянутой рукой, разумеется). Однако запас энергии экзоскелета ограничен, и он должен время от времени подзаряжаться, поэтому постоянно прибегать к возможностям NMS не получится.
Подробнее о режимах костюма.
"Максимум скорости" дарит Номаду нечеловеческую подвижность и, как следствие, запредельные прыжки в длину. Однако, работая в оном режиме, нанокостюм невероятно быстро теряет энергию, поэтому ваш альтер эго не сможет очень долго быть самым шустрым на планете. И все же в умелых руках способность ускорения является грозным оружием — своевременная смена позиции и быстрая перебежка от укрытия к укрытию под плотным огнем уже не будут казаться такими невыполнимыми задачами, да и выходить из зоны поражения гранат в ускоренном темпе гораздо проще.
"Максимум силы" активирует искусственную мышечную систему NMS, многократно увеличивая "силовую" отдачу тела Номада — в результате мы можем высоко прыгать, больно бить и далеко бросать. Звучит заманчиво, но на деле пользы от данной способности немного — притвориться кузнечиком не получится (высокие прыжки нужны лишь в определенных местах на игровых локациях), а до рукопашного боя дело, скорее всего, не дойдет. Следующая способность военной наноформы — "Максимум брони" — наш стандартный режим "по умолчанию". Костюм Номада начинает поглощать любой наносимый ущерб, будь то пули, огонь или хук щупальцем — именно в этом своеобразном бронежилете вы пробегаете большую часть Crysis. Ну и "Маскировка", которая делает Номада человеком-невидимкой, почти полностью скрывая от вражеских глаз, предоставляя возможность тайно проникнуть, скажем, на территорию вражеской пристани и, не создавая лишнего шума, выполнить поставленную боевую задачу. Следует только заметить, что маскировка не вечна, и вам время от времени придется прятаться в укрытиях, чтобы "дозаправить" нанокостюм.
Волшебная форма не только превращает Номада в супергероя — в случае ранения она восстановит здоровье вашего подопечного. Как принято в наше время, аптечек в игре нет — получив от корейцев или пришельцев "по рогам", следует немедленно искать укрытие или убегать. Как только вы спрячетесь в укромном месте, нанокостюм запустит процесс регенерации тканей и, с приличной скоростью, заново заполнит "полосу здоровья". Несмотря на все свои выдающиеся возможности, NMS не позволит Номаду таскать на спине огромное количество стволов, так что перспектива превратиться в мобильный оружейный склад вам не светит. Унести с собой можно не много: пистолет (можно отыскать второй и стрелять "по- македонски"), пару пушек "потяжелее" (от "калаша" и дробовика до семиствольного пулемета и непонятной инопланетной хреновины, стреляющей сосульками) и по одному комплекту дополнительного вооружения (взрывчатка, базука и здоровенный прибор, предназначенный исключительно для уничтожения главгада). Также стоит отметить достаточно проработанную систему модификации оружия: к стволам можно прикрутить разные виды прицелов, подствольников и прочих лазерных целеуказателей. А так как заниматься улучшением средств убиения можно прямо в бою, эффективность и без того полезных пушек возрастает в разы — количество вариантов модернизации достигает огромной величины, открывая безбрежный простор для творческих экспериментов.
Жизнь в джунглях
Не стоит забывать и об относительной свободе, которая присутствует в Crysis. Как и в Far Cry, вы вольны пройти любой эпизод десятком разных способов. К примеру, командование приказало проникнуть на территорию вражеской базы и украсть с главного сервера некие суперсекретные данные. Как выполнить данное задание, решать только вам. Можно включить маскировку и попробовать незаметно проникнуть внутрь охраняемого периметра, а затем, не привлекая внимания, "слить" информацию. А можно зайти через главные ворота с автоматом наперевес и устроить корейцам показательную трепку в стиле кинофильма "Рэмбо: Первая кровь". Ну и, конечно же, никто не запрещает придумать свой собственный способ выполнения данной миссии — к примеру, захватить джип, сесть за пулемет и спокойно перестрелять врагов с безопасного расстояния.
Однако примерно в середине одиночной кампании геймплей Crysis делает резкий поворот на 180 градусов, и игра начинает больше напоминать Call of Duty, нежели Far Cry. Неплохой экшен с некоторой свободой выбора стиля действий буквально на глазах превращается в масштабный эпический блокбастер — чего стоит только массированное наступление армии США на оккупированную корейцами бухту. Затем следует не менее эффектное танковое сражение, экскурсия по интересным закоулкам злосчастного инопланетного корабля и побег из замороженных джунглей. А вот полет на местной разновидности "вертолето-самолета" — единственный по-настоящему слабый эпизод в игре, так как этот высокотехнологичный летающего транспорт обладает скоростью и проворностью дирижабля. Да и битва с главгадами получилась скучной и неинтересной, уж больно легко отправляются они на тот свет.
Во второй части игровой кампании вдумчивое планирование уступает место лихорадочному переключению режимов нанокостюма. Если вы не научитесь правильно пользоваться возможностями вашей военной формы, то Номада ждет печальная судьба. Причиной тому стал чрезмерно сообразительный (и меткий!) искусственный интеллект, в большинстве действий которого прослеживается самая настоящая логика: бойца, павшего у стационарного пулемета, тут же заменяет товарищ; экипаж горящей техники покидает ее; водитель катера, лишившись стрелка, немедленно отступает, дабы лодка не досталась врагу. В сражении корейцы стараются перемещаться короткими перебежками от укрытия к укрытию. Если надежных убежищ нет, они прячутся в кустах, прикрывают друг друга подавляющим огнем и активно швыряются гранатами — в общем, весьма грамотно ведут себя в бою. Однако иногда компьютерные противники безбожно тупят — вместо того чтобы оказывать достойное сопротивление и проявлять хоть немного своего хваленого интеллекта, бравые корейцы смело идут под пули Номада и погибают смертью храбрых, но глупых. Зато в свободное от военных действий время враги ведут себя предельно естественно: играют в карты, курят, общаются, пьют, едят и даже писают. А если к ним приближается старший по званию, то отдают честь, немедленно прерывая прежнее занятие, сколь бы деликатным оно ни было.
Помимо одиночной кампании, в Crysis присутствует достаточно интересный мультиплеер. Сражаться с живыми людьми можно в двух игровых режимах — Instant Action и Power Struggle. Первый — это обычный Deathmatch с поправкой на особенности геймплея Crysis, а вот второй представляет собой гораздо более масштабное и длительное (до нескольких часов реального времени) сражение армий США и Северной Кореи между собой. Задача каждой из воюющих сторон — уничтожить вражескую базу. Игроки начинают войну с пистолетами и lite-версиями нанокостюмов. Каждый участник получает очки за убийства и взятие стратегически важных точек, таких как бункеры (точки возрождения и покупки оружия), фабрики (производство военной техники) и артефакты, открывающие доступ к инопланетным технологиям. За своеобразную игровую валюту можно купить оружие, амуницию, танки с вертолетами, а также проапгрейдить нанокостюм.
А сердце — пламенный мотор
Второсортный сценарий и невнятную проработку характеров главных действующих лиц разработчики попытались компенсировать завораживающей картинкой, и, как вы можете догадываться, им это удалось: одно дело смотреть отрендеренные видеоролики и совсем другое — непосредственно участвовать в этом сногсшибательном карнавале технологий. Отличная скелетная анимация, великолепные пейзажи, феерическая игра света, огромная дистанция обзора, невиданные спецэффекты — результат работы немецких художников, аниматоров и программистов действительно впечатляет. Абсолютно все предметы отбрасывают правильные мягкие тени, кусты расступаются под напором бегущего Номада, землю устилает запредельно детализированный ковер из опавшей листвы, а золотистые песчаные пляжи манят своей неестественной красотой. Эх, как же иногда хочется скинуть этот порядком надоевший нанокостюм и окунуться в успокаивающую атмосферу тропического рая. Однако враг не дремлет, и на отдых нет времени, тем более что у пришельцев, как мы помним, свои представления о рае.
Нарисованный художниками Crytek мир живет в соответствии с законами физики, так что дядюшка Ньютон может быть спокоен — опрокинувшаяся бочка корректно скатится со склона, а срубленная меткой очередью пальма, падая, раскачает ветки близлежащих кустов. Большинство построек на острове после взрыва гранаты превращается в кучу хлама, и, при удачном стечении обстоятельств, там вполне можно похоронить пару-тройку корейцев. Ну а перестрелки в джунглях напоминают настоящий лесоповал. Разработчики попытались сделать мир игры максимально "живым" и передать атмосферу тропического острова. Чего только стоят крабы, ползающие по дну океана и вечно пытающиеся схватить вас клешней. А ведь есть маленькие рыбки, плавающие на мелководье, и черепахи на побережье, и гигантские бабочки, порхающие друг за дружкой, и много чего еще — именно внимание к незначительным, на первый взгляд, нюансам оставляет неизгладимое впечатление. Так, если по двору базы бегают курицы, то можно попытаться поймать одну и бросить в голову зазевавшемуся противнику — толку от данного мероприятия никакого, но душа почему-то радуется данной возможности. Помимо невероятно проработанного мира и реалистичной физики, художники создали огромное количество спецэффектов, еще больше помогающих погрузиться в мир Crysis. К примеру, во время прицельной стрельбы картинка размывается по бокам, при резких рывках изображение "смазывается", после близкого взрыва натурально рябит и двоится в глазах.
Но у медали есть и обратная сторона — системные требования. Чтобы на максимальных настройках изображения Crysis не превратился в некое подобие слайд-шоу, игроку придется обзавестись не компьютером, а "электронным монстром", стоимость которого вплотную приближается к отметке в 2000 грин. Crysis — первая на моей памяти игра, с которой в одиночку не справляются "топовые" видеокарты своего времени. Более того, по словам главы студии Crytek, Цевата Йерли, в природе еще не существует железа, на котором CryENGINE2 полностью раскрыл бы себя. Конечно, игра запустится на бюджетных машинах и будет показывать весьма неплохое количество кадров в секунду, но настройки графики придется поставить вплотную к минимальным, и Crysis окажется уже совсем не той игрой.
Звук также находится на уровне, свойственном проектам ААА-класса. Счастливые обладатели дорогих многоканальных аудиосистем будут прыгать от радости — на них обрушится огромное количество разнообразных суперреалистичных звуков: выстрелы, жужжание моторов, шум прибоя, скрип песка под ногами, чирикание птиц, рев пришельцев, корейская брань и многое другое. Грохот от взрывов вообще заставит подпрыгнуть на стуле и ненароком выглянуть в окно удостовериться, что Третья Мировая не началась.
В общем, Crysis вызывает противоречивые чувства. С одной стороны, завораживающая реалистичная графика и неплохой геймплей, а с другой — совершенно не проработанный сюжет. Да и раскрытые разработчиками секреты до выхода игры уменьшают полученные впечатления в несколько раз.
Радости:
Невероятно реалистичная графика
Великолепный звук
Отменный игровой процесс
Интересный мультиплеер
Гадости:
Системные требования
Не проработанный сюжет
Оценка: 8.5
Вывод:
Торжество технологии, революция в мире виртуальных развлечений, проект, поставивший на новый уровень графическую планку, на которую станут равняться все будущие игры. Однако скудная проработка сюжетной составляющей - вполне может так получиться - не позволит Crysis стать "Игрой Года".