Обзор Control
Держи всё под контролем
Жанр: action/RPG.
Разработчик: Remedy Entertainment.
Издатель: 505 Games | Huya.
Платформы: PlayStation 4, Xbox One, Windows.
Похожие игры: Dead Space.
Минимальные системные требования: Win 7 64, Core i5-4690 или FX 4350, 8 ГБ ОЗУ, GeForce GTX 780 или Radeon R9 280X, 55 ГБ на жестком диске.
Рекомендуемые: Win 10 64, Core i5-7600K или Ryzen 5 1600X, 16 ГБ ОЗУ, GeForce GTX 1660/1060 или Radeon RX 580, или GeForce RTX 2060 для трассировки лучей.
Возрастной рейтинг: 17+
Remedy всегда гналась за эдакой трансмедийностью, пытаясь усилить свои игры всяческими вставками из других развлечений: подавали неонуарный сюжет в виде комиксов, кинематографичных заставок, телесериалов, баловали нас небольшими телевизионными передачами внутри игры, которые никак не влияли на сюжет, но отлично существовали в синергии с атмосферой данной игры. Предшественник Control, Quantum Break, бросился в крайность и был перенасыщен вставками в виде не самого удачного сериала, который практически не оставил места геймплею. Фишку оценили немногие и потому игра получилась провальной в коммерческом плане. В случае с Control разработчики не сменили курс с трансмедийности, а немного его подкорректировали, найдя хороший баланс между многочисленными составляющими.
Случалась ли у вас когда-нибудь ситуация, когда микроволновка начинала беспричинно пищать, или пульт, который всегда лежит на журнальном столике, вдруг оказался в другой комнате, но хоть убей, вы не можете вспомнить, чтобы туда его носили? Такие происшествия мы объясняем техническим сбоем или обычной человеческой забывчивостью, однако в мире Control подобные случаи интерпретируются немного в ином ключе — предметы сами этого захотели или что-то запрограммировало их поведение. В мыслях сразу же возникает куча теорий, что это может быть, но игра не хочет давать вам подсказку, чтобы вы могли свериться. Control — одна из тех игр, которые заставляют шестерёнки в вашей голове вращаться, в попытке понять, что же нам хотят сказать авторы. Здесь нет какого-то внятного вступления, где разжуют, кто плохой, кто хороший, и какой босс будет финальным (привет, Ubisoft!). Нас знакомят с главной героиней по имени Джесс в холле некоего Федерального Бюро Контроля, сокращенно ФБК. Она пришла сюда с важной целью — найти Директора Бюро и разузнать о своём прошлом. Нет, это не очередной персонаж с амнезией, героиня пытается получить ответы на вопросы, которые её мучают уже почти два десятка лет. К сожалению для Джесс, прогулка затягивается, так как она находит Директора в луже крови в его личном кабинете, а рядом с ним лежит необычный пистолет. Подобрав оружие, героиня немыслимым путем понимает, что теперь она стала Директором, ведь оружие «выбрало» её. С этого момента на плечи Джесс кроме восстановления своего прошлого ложится и расследование обстоятельств смерти предшественника.
Здание Федерального Бюро, в котором игрок проведёт большую часть игры Control, представляет собой таинственную постройку, которую также называют «Старейшим домом». «Дом» способен изменяться, трансформироваться и жить своей жизнью, постоянно подкидывая всё новые сюрпризы своим обитателям. Главная героиня сразу получает доступ к большинству локаций ФБК, но полностью их исследовать невозможно до определенных сюжетных событий или без ключ-карт. Нужно приготовиться к тому, что локации Джесс придётся посещать повторно. Если привести сравнение со знакомой игрой, то первой приходит на ум Dead Space, а затем Prey (2017). К сожалению, исследование в Control сделано максимально топорно и неудобно. Навигация по карте скорее запутывает, нежели помогает. Проще уж ориентироваться по указателям и маркерам на месте, иначе рискуешь запутаться в этажах и искать нужную дверь на верхнем, вместо того чтобы спуститься в подвал. Многочисленные закрытые двери на карте никак не отмечены, потому шанс, что сможете их найти, не очень высок. Кроме того, карта часто не прогружается полностью, так что её полезность еще быстрее стремится к нулю. Почему такое безобразие встречается в проекте 2019 года, да ещё от таких разработчиков — непонятно. К счастью, перемещаться по зданию ФБК можно быстро, прыгая от одной точки сохранения к другой. Двигаясь по уровням, Джесс будет постоянно натыкаться на врагов, которые время от времени респавнятся, и имя им — Ииссы.
Такое имя даёт им сама Джесс, ну и понятно, почему именно она, — Джесс является самым смертоносным оружием, что есть у человечества против зла, поэтому имеет полное право. Ииссы — это люди, которые раньше работали в ФБК, но непонятная зараза захватило их сознание, превратив их в опасных зомби с огнестрельным оружием. Они не поддаются лечению, потому игроку и предстоит сразиться с ними всеми средствами. Пистолет, который подобрала Джесс в кабинете Директора, является одной из форм древнего оружия, ранее бывшего, по одной из версий, Эскалибуром и Мьёльниром. Если его немного улучшить, он сумеет трансформироваться во все уже знакомые нам типы: дробовик, рейлган, гранатомёт и автомат — но с несколькими особенностями. Каждая пушка вмещает до трех модификаторов, улучшающих различные параметры, от дальности попадания до кучности пуль. Вторая особенность – одинаковые патроны для всех типов оружия. В Control есть уровень заряда, который является общим для всех пушек, но если рейлган потребляет половину этого заряда за выстрел, то вот дробовиком игрок сможет сделать уже семь выстрелов. Энергии нужно время, чтобы полностью восстановиться, но это не значит, что Джесс остается беззащитной — ведь она сама оружие.
По мере прохождения Джесс научится множеству способностей, но первая из них — телекинез. Игрок волен подобрать практически любой предмет (а чуть раскачавшись – и врага), швырнуть его в толпу противников и смотреть, как те разлетаются на частицы с красивыми спецэффектами. Эта часть сделана очень захватывающей, хотя мы уже видели что-то подобное раньше в Psi-Ops. В совокупности с большой разрушаемостью окружения Control заставляет чувствовать себя невероятно. После даже самого небольшого сражения вокруг валяется куча обломков стен, мебель и различные предметы интерьера, все искрит и поражает глаз. Удивительно, но запустить куском стены во врага интереснее стрельбы. Жаль только, что энергия у Джесс ограничена, потому через пару-тройку бросков нужно обратно хвататься за оружие. Кроме этого, главная героиня научится ставить щит, захватывать сознание врагов, чтобы те сражались на ее стороне, а в конце концов – постигнет таинство левитации. Последняя способность, кстати, очень сильно пригодится для бэктрекинга.
В мире Control есть куча мест, куда можно попасть только лишь заимев определенную способность. Как говорилось, игра будто бы специально пытается сбить своей куцей картой навигации, но это не отбивает желания искать не посещённые ранее локации, где можно не только найти полезные модификаторы для оружия и способностей Джесс, но также открыть множество дополнительных заданий, которые как нельзя лучше помогают разобраться в происходящем здесь хаосе. Сайд-квесты в Control классные, и я бы не советовал их пропускать, хотя бы потому, что игрок встретит разных интересных персонажей и получит очки для прокачки способностей героини, что поможет увеличить, например, уровень энергии Джесс. Стоит отметить, что уровень сложности допмиссий вырастает непропорционально сложности основной истории и может заставить переигрывать один и тот же этап снова и снова, так как умирать игрок будет часто. Воспринималось бы это не так критично, если бы не нереально долгие загрузки Control после возрождения и «быстрого» перемещения, сравнимые с Ведьмаком 3 и Bloodborne.
Игра в цифрах: 1 прекрасный триллер с суперспособностями 1 странный уборщик 12 часов на прохождение 56 прочитанных записок 3499RUR/1299 – стоимость игры в PSN/EGS |
Про сюжет Control можно сказать многое, но практически любое его описание станет спойлером. Потому хочется добавить ко всему сказанному, что повествование и подача сюжета Control — одни из лучших в своём роде за долгое время, она постоянно жонглирует нашими эмоциями, и не покидает ощущение, что вы попали в один из фильмов Дэвида Линча, причем далеко не факт, что вы в нем играете главную роль. Все это создаёт очень плотную атмосферу, в которую погружаешься с головой, и она не отпускает, однако со временем вскрывается ещё один недостаток — здесь нельзя расслабиться ни на секунду. В Control практически нет места, где можно почувствовать себя в безопасности, везде преследуют голоса Ииссов, тревожная музыка и ощущение угрозы. Более того — если вы находитесь на точке сохранения, даже это не гарант, что рядом с Джесс не заспавнится отряд Иисов и не порвет её на кусочки парой зарядов из ракетницы.
Control также не обошли технические проблемы — если на PC все привычно хорошо, то с консолями есть проблемы. На базовых игра идёт отвратительно, на улучшенных версиях — терпимо, но во время жарких боев случаются сильные просадки FPS. Есть вероятность, что Remedy починит баги, но пока что они сильно мешают прохождению.
Control — самая неоднозначная игра 2019-го, которая имеет все шансы претендовать на звание лучшей в этом году. Она совмещает прекрасно выстроенное повествование, интересную комбинацию стрельбы и крутых способностей главной героини. Однако у меня, как игрока, нередко возникало ощущение, что меня будто бы заставляют участвовать в перестрелках, вместо того чтобы дать наслаждаться швырянием хлама во врагов и исследованием игрового мира – здесь чувствуется некий дисбаланс. Отдельно хочется поблагодарить Remedy за прекрасно проработанные интерьеры помещений и общую красоту игры: Control хочется скриншотить постоянно и каждый день менять обои на рабочем столе.
Радости:
- Крепкое повествование
- Паранормальные способности
- Красивая картинка
Гадости:
- Неровность
- Нервозность
- Неоптимизированность
Оценка: 8,5
Вывод:
Control одна из тех игр, которых сейчас мало — чистый сингл без искусственно затянутого геймплея на десятки часов: игра спокойно пробегается за 10–12. При всей своей несбалансированности Control ощущается максимально полноценной, самодостаточной и стоящей каждой минуты, проведённой в ней — ни в коем случае ее не пропускайте. И помните, если против вас настроился холодильник — не отводите от него взгляд.
Обзор сделан по PS4-версии игры
Огромная благодарность издательству «Бука» за предоставленную копию игры
Александр Максюта