Обзор Contraband Police
Жанр: симулятор с элементами экшена.
Разработчик: Crazy Rocks.
Издатель: PlayWay S.A.
Платформа: PC.
Минимальные системные требования: Win 10 64, Core i5-6600 3,3 ГГц или Ryzen 5 1600 3,2 ГГц, 12 ГБ ОЗУ, GeForce GTX 1050 или AMD RX 560 с 3 ГБ, 12 ГБ на жестком диске.
Рекомендуемые: Core i7-9700 3,6 ГГц или Ryzen 5 3600 3,6 ГГц, 16 ГБ ОЗУ, GeForce GTX 2060 или AMD Radeon RX 5700 с 6 ГБ.
Игры-симуляторы бюрократических процедур в тоталитарных обществах имеют свою устойчивую аудиторию, пусть и выходят сравнительно редко, — достаточно вспомнить Papers, Please или Mind Scanners. Новинка Contraband Police метит в ту же нишу, но при этом за рамки чистого симулятора выходит: дело теперь не ограничивается одним рабочим местом «винтика системы». Но по порядку.
Действие разворачивается в Народной Республике Акаристан, клишированном образе коммунистического государства (скорее уж, «банановой республики»). Время – апрель-май 1981 года. На погранпереход в гористой местности Карикатки прибывает новый начальник пропускного пункта, за которого и играем. Основная обязанность — досматривать въезжающие машины и проверять документы у водителей: пропускать тех, к кому претензий нет, и разворачивать всех остальных, контрабандистов же — арестовывать. Но это не всё. Арестованных нужно лично отвозить в трудовой лагерь, а контрабанду — сдавать в отдел полиции. На пропускной пункт регулярно устраивает налеты банда Оберанкова и повстанцы «Красного кулака» — вместе с ботами-подчиненными атаки отражаем. В разгар рабочего дня за вознаграждение могут предложить необязательное дополнительное задание (вмешательство): догнать на служебной машине и арестовать беглеца в розыске, перехватить контрабанду на такой-то локации Карикатки. А прямо посреди ночи разбудит важный звонок, и нам в приказном порядке велят проследить за «предателем партии» или отправиться в заброшенный мотель, где с боем освобождаем заложника-министра.
История длится тридцать дней и разбита на восемь глав. Первые пять дней отведены на подробное обучение. Далее в каждой из глав усложняются правила досмотра, и происходит по одному сюжетному событию «по звонку». Хорошо, что во всех этих эпизодах варьируются жанры: то стелс, то детективное расследование, то разнообразный экшен (перестрелка обычная и на машинах). А плохо то, что езда и сама стрельба в Contraband Police до ужаса аркадные — впрочем, местные «шумахеры» отчасти даже играют в поддавки, а болванчиков расстреливаешь точь-в-точь как в тире, главное самому не подставляться. Каждое сюжетное событие в своем завершении ставит перед выбором: правительство или повстанцы. Совокупность решений влияет на то, на чьей стороне будем драться в финале.
Но в первую очередь Contraband Police все же симулятор пограничника, и в этом жанре игра сработана едва ли не образцово. Начинаем с самого простого — сверки паспортных данных с данными разрешения на въезд: имя-фамилия, номер паспорта, срок его действия, срок действия разрешения, также смотрим на фото. Данные не обязательно сверять вручную, по желанию можно воспользоваться автоматической функцией поиска несоответствий, за это отвечает параметр восприятие. Правда на водителей всех четырех ежедневных машин шкалы не хватит. Некоторые машины перевозят груз, нужно делать его опись, после чего сверять с фактическим количеством предметов; несоответствие уже повод запретить въезд. Начиная с десятого дня, проверяем техническое состояние машин и отмечаем неисправности (спущенные шины, разбитые фары-окна, наличие бамперов и зеркал, дефекты кузова), сверяем регистрационные номера и тип автомобиля, взвешиваем его (вес должен быть не больше указанного в техпаспорте). Ближе к концу игры придется вычислять поддельные документы.
Дополнительно в каждой главе появляются особые распоряжения правительства, которые тоже надо учитывать в работе. То запрет на въезд учителей, журналистов и художников, то бан гражданам королевства Эркей (помимо Акаристана, представлены еще четыре страны), если у них при себе груз. То требуется справка о вакцинации от вируса Новид, которой не менее двух недель, то машинам с тремя и более техническими дефектами въезд заказан. При этом если с собственно документами у водителя всё в порядке, надо, прежде чем машину развернуть, самому отметить нарушение в графе «Правила въезда» в отчете о досмотре, не то оштрафуют за необоснованный отказ. Досмотр же, проведенный правильно, премируется в зависимости от качества исполнения, тех же выявленных технических дефектов автомобиля. В любом случае, главная задача — не проморгать (пропустить или просто развернуть) преступника-контрабандиста, за что в Contraband Police штрафуют сурово.
Запретный груз умельцы прячут в обивку сидений и обшивку салона, в бампера и шины, в провозимый груз и под капот. Обычно (но не всегда) контрабанда метится змейкой, которая становится видимой в УФ-излучении рабочего фонарика. В зависимости от того, куда контрабанда спрятана, извлекаем ее ножом (обивка и обшивка, мешки), топором (шины, бампер, ящики), вилами (тюки сена), ломом (муляжи животных, бочки). Вручную «товар» достаем из-под капота, чемоданов, унитазов-холодильников. Провозимый груз, прежде чем досмотреть, выгружаем. Как таковую контрабанду (наркотики, оружие, фальшивые банкноты) находить не обязательно, основное — задержать самого преступника. Но за нее хорошо платят в отделе полиции, так что стимул есть. Еще отметим, что не нужно осматривать все машины. В начале каждой главы на доске объявлений появляются приметы контрабандистов, на что и ориентируемся. Будущих арестантов в главе четыре-пять, соответственно в день такой один или два. Приметы указывают как на транспортное средство (определенный технический дефект, часть регистрационного номера), так и на водителя (возраст, гражданство).
Почуяв, что дела плохи, некоторые предлагают взятку — но безнаказанно соблазниться удастся только раз, потом возникнут проблемы. Также стоит иметь в виду, что отдельные нечистые на руку типы могут попытаться смыться, в этом случае придется пускаться в погоню. Штраф за провал, впрочем, не то чтобы велик; другое дело – недополученный опыт, а значит и повышение по службе откладывается.
Всего за игру по карьерной лестнице продвинуться получится дважды, чтобы не мотаться по всей Карикатке. После первого повышения откроется доставка заказов из магазина – а докупать приходится и патроны, и рабочий инструмент вместо износившегося. Второе повышение позволит вызывать полицейскую машину, которая отвезет арестантов в трудовой лагерь. Обе услуги небесполезные, ведь на дорогах полно бандитов, и поездка после рабочего дня легко может окончиться взрывом простреленного бензобака, после чего придется переигрывать весь день. Правда, услуги не бесплатные, но три-четыре заключенных и сданная в должном объеме контрабанда затраты отобьют с лихвой.
А вообще последнее замечание смотрится даже забавно: разработчики отчего-то решили, что начальник погранзаставы не то что не находится на госдовольствии, но и сам вынужден финансировать затраты — на собственное жилье, служебный автомобиль, ежедневные выплаты постовым-подчиненным. Уйдете в минус (вариант, конечно, из области фантастики) — игра закончится, вернее придется, исправляя ситуацию, переигрывать последний день. За деньги также можно улучшать свой домик (плюс к здоровью и восприятию), постовые тюрьму и склад (больше вместимость), автомобиль (плюс к прочности и скорости). Не устраивает стандартная «буханка» (УАЗ-452, в игре машины и огнестрел имеют реальные советские прототипы) — для покупки доступны модели другие: у одной выигрыш в скорости, у другой — в прочности и вместительности. Трижды можно вложиться в подчиненных — это увеличит их здоровье и даст им оружие получше базового «Макарова». Расходы на содержание прокачанных помещений, машин и сотрудников растут, но это оправданные траты. И еще непременно стоит нанять постового-охранника для арестантов — те горазды дать дёру ночью, за что утром нас мягко пожурят (но, удивительно, не оштрафуют).
Серьезный недостаток Contraband Police как симулятора — отсутствие фактора случайности, рандома как такового, во всяком случае такого, каким он должен быть. После каждого досмотра доступна подробная статистика, и если ради интереса переиграть конкретный день, бросится в глаза, что совпадений в отчетах будет процентов девяносто, разве что контрабанда и технические дефекты машины окажутся в других местах. По сути, игра сама предлагает легальный чит — для особо неудачных дней, ведь кто из въезжающих преступник, уже известно.
А еще Contraband Police — яркий пример бюджетности, это не в упрек, просто факт. Ограниченный набор машин и водителей, произносимых ими реплик, притом что мир игры разработчики пытались оживить, как могли: выпуски газет и письма-анонимки в почтовом ящике, с некоторыми водителями можно поторговаться и «толкнуть» им с выгодой водку-сигареты. Есть собирательство: документов спецслужбы KGP и кладов Оберанкова (понадобится лопата), за каждый найденный премируют.
Системные требования, заявленные в Steam, при взгляде на картинку вызывают одно недоумение, но, есть подозрение, они сильно завышены. Тем не менее, когда водитель, вылезая из салона, застревает в дверце, к которой ты слишком близко стоишь, так и хочется протереть глаза и свериться с календарем.
Радости:
- Многообразие досмотровых требований, сложность повышается плавно.
- Сюжетные события геймплейно сработаны в разных жанрах.
Гадости:
- Аркадные езда и экшен.
- Почти что отсутствует фактор случайности.
- Клишированная история.
Оценка: 7,3
Вывод:
Замечательный симулятор пограничника, почему и стоит потерпеть кривую езду и убогие перестрелки. Тем более что в игровой процесс такие эпизоды худо-бедно, но привносят разнообразие. Тот случай, когда недостатки являются продолжением достоинств. Любителям жанра пропускать так точно не стоит.
U$D