Обзор Company of Heroes
Жанр: RTS
Разработчик: Relic Entertainment
Издатель: THQ
Количество дисков в оригинальной версии: 1 DVD
Похожие игры: Act of War: Direct Action, Warhammer 40000: Dawn of War, "В тылу врага 2"
Минимальные системные требования: Процессор Pentium IV 1500 МГц или аналогичный, 256 Мб оперативной памяти, 3D — ускоритель с 128 Мб памяти Рекомендуемые системные требования: Процессор Pentium IV 3000 МГц или аналогичный, 1024 Мб оперативной памяти, 3D — ускоритель с 256 Мб памяти
Наблюдая за историей компании Relic, мы заметили одну очень приятную закономерность — каждая игра этой студии на порядок лучше предыдущей. Все началось с Homeworld. Это был любопытный проект, но из-за совсем уж дикого управления и никудышного баланса играть в него было практически невозможно. Impossible Creatures, следующая игра студии, оказалась раза в полтора занятнее Homeworld, поскольку заниматься вивисекцией в компьютерных играх (а тем более в стратегиях) нам еще не давали. Но из-за весьма посредственного геймплея и эта игра не смогла добиться популярности. Звездным часом компании можно считать конец 2004 года — именно тогда вышла отличная Warhammer 40000: Dawn of War. Этот монстр уже превосходил обе предыдущие игры вместе взятые, но, опять же, из-за далеко неидеального баланса культовой эта игра также не стала. А теперь вот пожаловал и Company of Heroes — без дураков, шедевр, на который еще долгие годы будут равняться создатели стратегий про Вторую Мировую и не только.
Как только игра была анонсирована, никто особого внимания на нее не обратил — подумаешь, еще одна стратегия на тему "крутые американцы высадились в Нормандии, надрали всем фрицам самые неожиданные места и стали героями". Игра же, ни капельки не смутившись, пришла на E3 2005 и... получила награду "Лучшая игра выставки". Затем, на глазах у изумленной публики, пришла на E3 2006 и... правильно, тоже получила награду "Лучшая игра выставки" по версии портала IGN.com. Она улыбнулась голливудской улыбкой в объективы фотокамер изумленных журналистов, вывали на стол несколько потрясающих видеороликов, и пообещала скоро выйти. Геймеры по всему миру не спали по ночам, вычеркивали дни из календарика и вопрошали у издателя "Когда, когда, когда?". А вот сейчас!
Честно говоря, когда первая миссия начинается с надписи D-DAY, хочется, натурально, выбросить диск из окна — еще одной постановки легендарной высадки полигональных человечков организм мог и не выдержать. Но как только начинается игра, весь этот вселенский бред о том, что, мол, игры про Вторую Мировую уже осточертели, мигом забывается. Потому как на мониторе в это время происходит нечто. Одно дело — наблюдать за этим балаганом от первого лица в каком-нибудь Call of Duty 2 (когда не видно ничего, кроме дыма, а не слышно ничего, кроме мата товарищей), а совсем другое — управлять этим с высоты птичьего полета. Описывать это словами — очень тяжело, так что лучше один раз увидеть, чем сто раз прочитать. Дальше — только лучше. Уже начиная со второй миссии, игровой тумблер переключается с положения "горячо" в положение "экстремально". Однако при этом ничего особо оригинального не происходит — перед нами лишь проверенный временем, идеально отполированный геймплей. Секрет успеха игры кроется в нескольких нюансах, но каких! Такого еще не было ни в одной стратегии.
Итак, первое, что бросается в глаза — отменная графика. Знаете, часто при прочтении превью по новым стратегиям, вы наверняка натыкались на фразу "графика как в экшене 2-3-летней давности" (при этом на деле же оказывалось не совсем так). Так вот, в Company of Heroes графика действительно как в экшене 2-3-летней давности. Серьезно! Местные солдаты щеголяют очень приличным количеством полигонов, обтянуты пристойными текстурами и анимированы на твердую пятерку с плюсом. Но если честно, больше всего нас впечатлили не какие-то там сотни полигонов, шейдеры третьей версии или крутые спецэффекты, а видеоролики. Их качество и количество. К каждой миссии прилагается по несколько видеороликов и парочка убийственно красивых скриптовых сценок. Это лучшее, что мы видели в современных стратегиях. В плане графики на Company of Heroes, несомненно, будут равняться все остальные разработчики RTS. Через несколько месяцев наверняка проанонсируют стратегии на пламенном моторе Company of Heroes. Но главный секрет зрелищности Кампании Героев кроется даже не в крутой графике, а в физическом движке. На благо Company of Heroes трудится Havoc 2.0, и трудится, надо заметить, весьма и весьма продуктивно. Пожалуй, здания так красиво не разваливались от взрывов со времен, дайте-ка вспомнить, Age of Empires 3. Ну, и по традиции, начатой все в той же Age of Empires 3, кусок штукатурки (метровый гвоздь, ступенька лестницы, оконная рама, сломанный пылесос), отвалившийся от взорванного здания, может убить (ну, или хотя бы ранить) зазевавшегося пехотинца. А по другой традиции, начатой уже "В тылу врага", любой уничтоженный объект, например танк или тот же отвалившийся кусок дома, никуда не исчезает, а становится частью игрового окружения. Их можно использовать как укрытие для солдат. Кроме того, благодаря тому, что все объекты разрушаемы, вы можете не отвлекаться на засевших в здании вражеских юнитов, а просто снести бедную постройку с лица земли с помощью танка. Очень эффективно и очень зрелищно. Ну и, конечно же, есть непременная взрывная волна от гранат или динамита, весело расшвыривающая пехотинцев. Имеется в наличии и гаубица, которая уже поднимает на воздух и отправляет на тот свет с десяток бедных солдат. Кроме того, впечатляет внимание к деталям в игре: солдаты со временем покрываются пылью и грязью, то же происходит с танками и техникой — так что вы визуально без труда сможете отличить видавшего виды пехотинца от необстрелянного новобранца. Заметно меняется и вид карты в целом: повсюду клубится дым, в воздухе видны туманные завесы пороха. В общем, визуальная составляющая Company of Heroes выполнена на 10 баллов из 10.
Под статьи движку и отличный искусственный интеллект. Если по вашей роте нацисты открывают огонь, умные солдаты сами начинают грамотно выбирать позиции, где можно укрыться от вражеских пуль. Кто-то укладывается за ящиками, другие прислоняются к стенкам, ну а третьи, если вокруг нет стоящих укрытий, и вовсе падают на пузо. В игре реализован неплохой инстинкт самосохранения: солдаты даже не станут выполнять ваш приказ, например, бросить гранату, если при броске их обязательно изрешетят из пулемета. AI фрицев не отстает — они грамотно действуют в команде, прикрывают друг друга и всячески проявляют свое желание отправиться на тот свет как можно позже. Кремниевый гений не просто умно управляет каждым юнитом, но и проворачивает очень хитрые тактические комбинации и не имеет привычки отсиживаться на базе. Постоянно прет техникой напролом, посылает пехоту в тыл, расставляет снайперов по периметру своих баз и т.п.
Ну а если кремниевым искусственным интеллектом вы закусываете на обед, милости просим в объятия сбалансированного мультиплейера — типичная Вася Пупкин vs. Петя Курочкин, битва тяжеловесов, ничем не уступающая по зрелищности фильму "Враг у ворот".
Отличный движок и искусственный интеллект в Company of Heroes дополняется грамотным интерфейсом. Все эти иконки, кнопки приказов и прочее расположены удобно и не отвлекают ваше внимание во время боя. К тому же большинство функций повешены на горячие клавиши. Вообще, интерфейс в целом — практически точная копия такового из Warhammer 40000, воспринимайте это как похвалу. Relic изобрела практически идеальную формулу ведения боя, и теперь не стыдиться использовать ее в каждой своей игре. Правильно делают — зачем изобретать велосипед, когда и БТР неплохо ездит.
Из колонок во время игры, надо заметить, ревет отличная музыка. Бойкие музыкальные композиции сменяют друг друга на протяжении игрового процесса и всегда играют подстать происходящему на экране. То есть прут наши танки на базу противника — играет героический марш. Артиллерия беспощадно обстреливает ваши войска — оркестр отыгрывает трагические мелодии. Звук же вообще на высоте — во время особо жестких боев уши натурально закладывает. Озвучка юнитов — нечто невероятное. Мы даже подумали — а не истратили ли разработчики часть выделенного им бюджета на машину времени, чтобы смотаться в начало сороковых и самолично вживую запись крики бойцов? Солдаты матерятся (локализаторы, не подкачайте!), активно комментируют происходящее, командиры — остро шутят (яркий пример — "Давайте, дамочки, поднимайте свои юбочки и мухой пробежали через вооон то болото").
Company of Heroes предложила нам еще и интересную концепцию. В начале миссии вам выдают определенное количество войск. Есть два варианта их пополнять. Первый — за очки, начисляемые нам за захват контрольных точек на карте (да, да, как в Warhammer 40000: Dawn of War), вызывать подкрепление на ходу. Второй — захватить какое-нибудь крупное здание и переделать его под казарму, а в ней за те же очки нанимать войска и технику. Боеприпасы, мины, гранаты и бомбы здесь, кстати, тоже не бесконечные. Например, когда солдат бросает гранату, у вас отнимается 25 очков боеприпасов. Очки эти пополняются за счет захваченных точек с орудиями. Но когда во второй миссии нам позволили самим возводить постройки, мы, честно говоря, невольно потянулись за нашатырем и валидолом. Однако уже через двадцать минут гнев сменился на милость: Dawn of War и здесь приветливо помахала нам рукой: грамотно строим оборону, расставляем защитные сооружения, строим противотанковые ежи, присваиваем халявные зенитки, готовим группу захвата, апгрейдим технику и занимаемся тому подобной привычной нам бухгалтерией.
Ну, как и любой голливудский блокбастер, Company of Heroes щеголяет еще и бодрым story-line'ом. Сюжет игры повествуем нам о трех ротах, объединенных одной целью — "разнести к фрицевой бабушке всех плохих парней, а потом рассказывать внукам, какие они герои, и какие лентяи эти русские".
Но мало иметь игре все вышеперечисленные компоненты. Нужно еще и уметь сложить их в одно целое. И с этим заданиям разработчики справились отлично. Игра очень боится, что игрок вдруг заскучает, а поэтому подсовывает все новые миссии, одна разнообразней другой. Тут вам и оборона городской мэрии, и зачистка дороги, и контрнаступления на вражеские лагеря, и хитрые диверсии в тыл врага с использованием полтора калек и группы инженеров. Причем между геймплейными прелестями проскакивает такая искра, такая динамика, что уже через несколько миссий за ушами свистит.
Более того, эта игра просто выдавливает из вас эмоции — когда вашу роту бойцов безжалостно отстреливают из пулеметов, мозг способен выдумывать такие матерые пятиэтажные комбинации, что все соседи дружно стучать по батареям.
Company of Heroes — явная RTS новой волны, игра "постренессанского периода игровой индустрии". Если объяснять по-человечески, то здесь практически некогда думать, зато всегда найдется минутка поцокать языком от сочных спецэффектов от сочных спецэффектов.
Судьба игры уже сейчас видна как на ладони — ошеломляющий успех у прессы (средний бал на GameRakings — 96%) и популярность среди геймеров. Потом наверняка пойдет банальная "деньговысасоловка" путем выпуска аддона (а может, и аддонов). Но мы будем, если честно, только рады.
Плюсы:
Великолепный AI,
Шикарная графика,
Интересные миссии,
Отменная физика,
Динамика игрового процесса,
Понятный интерфейс.
Минусы:
Малая продолжительность — организм беспощадно требует добавки.
Оценка: 9.5
Вывод: Самый приятный сюрприз сезона. Красивая, интересная, зрелищная стратегия. Тот самый редкий случай, когда результат оправдал все наши смелые ожидания.
Илья Янович, Антон Костюкевич