Обзор Commandos: Strike Force
Жанр: FPS с элементами stealth-action
Разработчик: Pyro Studios
Издатель: Eidos Interactive
Количество дисков в оригинальной версии: 1 DVD, 2 CD
Похожие игры: Call of Duty, Medal of Honor
Минимальные требования: Pentium 4/Athlon XP 1.8 ГГц, 512 Мб памяти, 3D-ускоритель с 64 Мб памяти, 3.5 Гб на винчестере
Рекомендуемые требования: Pentium 4/Athlon XP 2.4 ГГц, 512 Мб памяти, 3D-ускоритель со 128 Мб памяти, 3.5 Гб на винчестере
Давным-давно, в 1998-ом году, Pyro Studios смогли удивить мир великолепной тактической игрой Commandos, где бравый межнациональный отряд элитных бойцов выполнял сложнейшие задания, показывая чудеса смекалки и героизма. Вышедший позже аддон, а за ним и два полноформатных продолжения, только укрепили среди фанатов мнение: Commandos всегда будет сложной, почти хардкорной тактикой для любителей часами ломать голову над вопросом — как аккуратно уложить горкой мертвых фашистиков, чтоб по ним допрыгать до победы? В народном устном творчестве даже след остался в виде анекдотов. Например:
- Сколько нужно трупов нацистов, чтобы покрыть ими крышу? — спрашивают Зеленого Берета.
- Наверное, десять. Если резать тонкими ломтиками — подсчитывает на пальцах тот.
Вот такой вот след в культуре.
Решение перенести игру в 3D, да еще от первого лица, вызвало бурю в море играющей общественности. Скептики (они же поклонники серии) негодовали — как так? Наших любимых, наших изометрических — и в объем? Прочие довольно облизнулись — объем-объем! Хватит плоских уродцев в двух измерениях гонять!
А разработчики, благосклонно улыбаясь, успокаивали всех — мы стараемся, будет как раньше, но совсем по-другому. Останетесь довольны, дорогие поклонники серии, как никогда. Те же, кто пока еще не был знаком с серией, тоже в накладе не останутся. И консольщиков не забудем, потому что денег очень хочется.
Около года, умело подогревая интерес публики, пиарщики Pyro демонстрировали красивые скрины, частично приоткрывали завесу над нюансами геймплея, хвалились роликами. И вот, час Х настал!
Это был шок...
Герои нашего времени
Разношерстный пантеон бойцов невидимого фронта решили сократить до триединого образа: Зеленый Берет, Шпион и Снайпер. Казалось бы, персонажи узнаваемы и горячо любимы, однако дизайнеры рассудили по-своему и уделали их циничней, чем Бог утконоса. Кардинально перелопаченные биографии, неузнаваемые физиономии — это ли условие успеха в фанатской среде? А уж какие у наших протеже характеры...
Зеленый Берет. Странно, но головного убора на кумполе этого персонажа мы не заметили. Утерян давно и в жарком бою? Ладно, это война, а на войне без потерь не бывает. А еще война все спишет.
Фамилия этого Зеленкина — О'Брайен. Он умеет стрелять из двух стволов одновременно, обращаться с тяжелым оружием и... все. На этом таланты иссякают. Стоит разве что упомянуть запущенную форму паранойи — Зеленый подозревает всех вокруг в предательстве, особенно Шпиона, периодически порываясь убивать окружающих. Как этому психу вообще автомат доверили, ума не приложу.
Снайпер. Очередное доказательство теории, что форма обуславливает содержание. Верная подруга — винтовка, лучшие друзья почему-то — метательные ножи.
Хокинс, так зовут парня, не в меру бахвалится, плоско шутит и относится ко всему происходящему с иронией и полным пофигизмом. В общем, шаблонный такой Орлиный Глаз. Отметим, что внешне он больше других походит на свой прототип из предыдущих частей.
Шпион. Характер нордический. Не женат. В порочащих его связях не замечен. До войны был шаблонным немцем, потом стал ярым противником нацизма. Стиль одежды — все оттенки серого. Характер походки — вальяжный. Манера убийства — классическая (выдранной из рояля струной). Брезгливостью не страдает: с радостью напяливает на себя униформу собственноручно задушенных нацистов.
Я с детства не любил овал-
Я с детства углы рисовал!
Лиха беда начало! Издевательство над персонажами — это еще цветочки. Графика, господа! Если нам обещали толковый шутер, то где же красоты? Надеюсь, все помнят, что разработчики хвалились, едучи на рать, ультрафизикой и современной картинкой? Зло мультиплатформенности поглотило все то, что (возможно) было хорошего в визуальном плане.
Правит бал эпоха кубизма: лица людей, техника, даже ландшафт — все, все в игре нагло выставляет напоказ угловатые модели, кое-как обтянутые примитивными, блеклыми текстурами. В году эдак 2001-ом можно было бы начинать кидаться чепчиками друг в друга от восторга, но... Что там, на календаре, какая дата? То-то же.
Законы Ньютона тоже трактуются загадочно. Пожалуй, они соблюдаются только умирающими солдатами: скушав пулю, противники красиво и картинно разбрасывают руки, опрокидываясь на спину, неуклюже спотыкаются, хватаются за грудь. А после смерти уже никто не реагирует на внешние раздражители — труп не отодрать от земли даже домкратом, не говоря уже про такие мелочи, как взрывная волна или пуля.
...Видно, в понедельник их мама родила…
При таком плачевном раскладе игру могли спасти только качественный геймплей и высокий интеллект противников. И тут не вышло...
Уж не знаю, где немецкая армия смогла набрать столько подслеповатых, полуглухих и откровенно тупых солдат, но встречать на своем пути мы будем только таких. У нормального человека угол обзора составляет примерно 160 градусов, он слышит шепот на расстоянии не менее шести метров, умеет делать выводы на основе информации, полученной из органов чувств. Ни одному из этих критериев горе-вояки "фашисткой военной машины" не соответствуют.
Часовые не слышат ни предсмертного хрипа, ни звука удара о землю тела рядом стоящего напарника, ни шагов подкрадывающегося сзади коммандос... Можно, конечно, себе польстить, считая себя бесшумным ужасом на крыльях ночи. Но давайте говорить откровенно — противники практически глухи. Единственный звук, способный их хоть немного заинтересовать, — это выстрел. Желательно над самым ухом.
Со зрением дела обстоят немногим лучше. Дальнозоркость, осложненная косоглазием, вкупе с так называемым "очковым зрением". По-русски говоря, угол обзора солдат катастрофически мал, но если уж вы в него попадетесь, то будете тут же замечены, невзирая на расстояние.
После смерти белокурые бестии тоже ведут себя странно. Если обычно с прекращением жизнедеятельности у человека в эмпирей устремляется душа, то у этих — все тело. Целиком. Так что любители коллекционировать трупы по темным углам будут разочарованы — похвастаться количеством скелетов в шкафу не удастся, теперь они растворяются.
Говорить о сильном стелс-элементе в таких условиях уже невозможно, а прочие мелочи его сводят на нет.
Понятно, что действовать в тылу врага чаще всего придется Шпиону, известному своей любовью к переодеванию. С этого места начинаются парадоксы: заподозрить засланного казачка могут только равные вам, распознать с первого взгляда — только вышестоящие по званию, прочие просто игнорируют. Даже честь не отдают.
Доходит до абсурда. Субъект с лампасами, отплясывающий чечетку на лестнице, заглядывающий за каждый угол или просто торчащий на одном месте, никогда не вызовет подозрения, будь он хоть трижды шпионом. Если, конечно, лампасы генеральские. Вот такое странное соблюдение субординации. Есть еще мини-компас, отображающий перемещение ближайших к вам людей и направление их взгляда. Вещь, конечно, полезная, но превращает диверсию в легкую увеселительную прогулку. А вот некоторые рудименты, оставшиеся игре в наследство от старших братьев, напротив, совершенно бесполезны — метательная монетка, например. Предполагается, что эта денежка, будучи брошена в нужном для вас направлении, привлечет при падении своим звоном жадного до поживы постового. Однако практика показывает, что дозоры и без этого ухищрения легко снимаются, так что лучше оставляйте ценную валюту при себе.
Миссии по внедрению и саботажу, как вы уже догадались, скучны. Почти половину игрового времени Шпион будет вальяжно прогуливаться по вражеской территории, нагоняя на нас скуку.
Снайпер и Зеленый берет работают в другом стиле.
А зори тут шумные...
Ввшшшшшууух! Бааабах!
- Минометы! Нужно убрать наводчика! Иначе нам крышка!
Голос французского партизана еле слышен из-за рева пулемета. Еще один взрыв, уже совсем близко. Снайпер нервно осматривает через линзу оптического прицела противоположный берег — от серой формы немцев рябит в глазах. Где этот чертов наводчик?
От бессильной злости Снайпер стреляет в первого попавшегося солдата, передергивает затвор и снова срастается с винтовкой. Нужно успокоиться. Да, у врага численное преимущество — целый полк, усиленный танками. Это против жалкой горстки подпольщиков и пары коммандос. Ну и что? А у нас два пулеметных гнезда, панцерфусты и приказ удержать мост. Если бы не минометы...
Вот он! Наводчик! В офицерской фуражке, с биноклем у лица, он диктует что-то присевшему рядом радисту. Снайпер делает глубокий вдох, на секунду застывает и нажимает на спусковой крючок. После этого спокойно садится на холодную землю. Вовсе не обязательно смотреть, что произошло с целью. Снайпер и так знает, что никогда не промахивается.
Вот так, или почти так, но все, что не шпионство в игре, то — мясорубка. Штурмы, обороны, засады, освобождение — если играть в Commandos, то только ради этого. Чистый экшен, проверенный не одним поколением игроков старой школы.
Но и тут не все гладко. Нам постарались навязать командную работу, заставляя управлять двумя персонажами, по очереди вселяясь то в одного, то в другого. При этом бесконтрольный боец начисто лишен инициативы: будучи предоставлен сам себе, тупо стоит на месте, даже не отстреливается. Немцы, правда, такого беспризорника почти и не замечают, предпочитая стрелять по "более живым" мишеням.
Никакой в стелс-элементах, но довольно динамичный в остальном, Commandos проходится за шесть-семь часов. Это основное его достоинство — надоесть не успевает, жажда анинстала только подкрадывается, а игрушка уже закончилась.
Оценка: 6
В семье не без урода — эта народная мудрость подтвердилась в очередной раз. Отпрыск благородной семьи показал себя чуть живым и почти непривлекательным на фоне менее родовитых своих конкурентов: Call of Duty, Medal of Honor и даже Return to the Castle Wolfenshtein.
Кугель feat Катерина Гузова