Обзор Children of Morta

Posted by Anuriel on сентября 29, 2019 - 16:46

Жанр: RPG, rogue-like.

Разработчик: Dead Mage.

Издатель: 11 bit studios.

Платформа: ПК.

Минимальные системные требования: Win 7 64, двухъядерный процессор 2,8 ГГц, 4 ГБ ОЗУ, GeForce GTX 660 или Radeon R7 370, 2 ГБ на жестком диске.

Рекомендуемые: четырехъядерный процессор 3,2 ГГц, 8 ГБ ОЗУ, GeForce 960 или Radeon RX 570.

Возрастной рейтинг: 12+.

Непременное требование сколь-нибудь яркой и запоминающейся истории никогда не входило в джентльменский набор такого жанра, как rogue-like. В общем, удивляться нечему: от игр-рогаликов ждут в первую очередь бодрого и разнопланового геймплея на случайно генерируемых уровнях, а остальное — ну, если случится. Но вот создатели Children of Morta сделали ход конем, чем вывели свое детище по меньшей мере в лонг-лист «инди года». А всего-то и понадобилось для этого, что снабдить не самый сложный и мудреный, но увлекательный игровой процесс трогательной и по-хорошему сентиментальной историей. Завертеть геймплей вокруг персонажей, к которым по-настоящему прикипаешь. Итак, познакомьтесь с Бергсонами.

Семейные ценности

В мир снова проникает губительная Скверна, в борьбе с которой не обойтись без помощи могущественных союзников в лице трех добрых духов. А те уже и сами скованы Скверной, так что их еще предстоит освободить. Для начала же просто добраться до каждого из них по порядку — с Пограничья, где в большом доме и обитают представители всех трех поколений дружного семейства Бергсонов, в герои за себя же уже и назначенные…

Обзор Children of Morta

Скукота, да? Прожевали всухомятку, подавились на одном дыхании, потому что — а чего мы не видали такого, что выделялось бы хоть каким пятном в сей унылой фэнтезийной паззл-картине, по кусочкам из штампов натасканной? Терпение, рыцари меча и магии, терпение! Честью клянемся, всего через несколько пробежек по первым локациям мнение ваше изменится кардинально. А чтобы не быть голословными, призовем себе на помощь также и разработчиков, которые в самом конце игры прямым текстом говорят: «Все когда-то заканчивается, в том числе и время для подвигов. Но это не про наших персонажей, ведь и сама эта игра — она не про героев и их деяния, она — про семью». Замечание, кстати, целиком относится и к главному антагонисту игры, источнику и причине появления Скверны.

Вот глава семейства Джон — первый попадает под наше управление, потому что есть такая обязанность — Родину и семью защищать. Вот его жена Мэри, которая тихо-мирно ожидает пополнения в семье, а тут вдруг — такая напасть. Вот их старшая дочь Линда, которая любит музицировать и вообще натура утонченная. Поэтому, наверное, она что-то вроде местного эльфа (как игрового класса) — стреляет из лука, в ближнем бою бесполезна. А вот младшенькая Люси — пироманка, магическим талантам которой срочно нужно искать применение, хотя бы в виде элементарного файербола. Это мы еще не всех представили, но пора уже и к старшим, дяде Бену с бабусей Маргарет, почтение проявить. Они ведь, так сказать, здешний тыл. Конкретно дядя Бен не покладая рук своих трудится над тем, чтобы семейство становилось выносливее, здоровее, мощнее; бабуся же Маргарет — приоткрывает тайны мироздания: принципы использования рун, например, или особых обелисков-святилищ на локациях.

Обзор Children of Morta

Геймплейно игра представляет собой «рогалик», что подразумевает зачистку раз за разом случайно генерируемых локаций вплоть до полного прохождения каждой из них, с довольно мощным боссом в конце. В случае Children of Morta таких больших локаций набирается восемь — на три различных региона мира, соответствующих тем трем духам, что одержимы Скверной и нуждаются в своем освобождении. Мы последовательно увидим пещеры, поселения в пустыне, город-фабрику — чтобы в конце концов сразиться с виновником появления Зла. Мешать же нам будут тролли и пауки, забинтованные мумии и скорпионы, роботы — в общем, зависит от региона. Кроме того, на любой локации неизбежны столкновения с порождениями Скверны, которые очень любят появляться внезапно и, как правило, в большом количестве. Сами локации также разделены на регионы, три-четыре чаще, так что маленькими их никак не назовешь. Прохождение любой потребует достаточного числа попыток, ведь в конце каждой имеется свой босс и всегда с непредсказуемыми повадками, к которым нужно сперва присмотреться, чтобы выработать тактику. А у нас здесь, напомним, «рогалик», так что никаких сохранений на локациях не предусмотрено, каждый новый заход начинается с самого начала.

Обзор Children of Morta

Никакого однообразия, однако, и близко нет. Во-первых, по мере открытия новых локаций нам становятся доступны новые Бергсоны. Всего их будет шесть, и по стилю боя каждого без особого труда можно соотнести с каким-нибудь хрестоматийным классом: воин, маг и т. д. Стоит уточнить: новый Бергсон может пополнить отряд, даже если мы вообще никуда не продвинулись, после нескольких неудачных заходов на локацию. Объяснение простое: история не ждет, в мире постоянно что-то да происходит, вот Бергсоны и собираются на очередной семейный совет с целью решить, что предпринять. При этом семейство живет и своей жизнью: Линда играет на скрипке, шустрый Кевин отрабатывает приемы, Джон пишет письмо дальнему родственнику. Такие жанровые мини-сценки, часто с флэшбеками, способствуют атмосфере не меньше, а возможно и больше, чем собственно основная история. И это во-вторых. А в-третьих, зачищаемые локации также подбрасывают нам сайд-квесты, причем среди них многие — уникальные, доступные только при условии, что на локации тот или иной Бергсон. Может, сами по себе они и незатейливы: собери нужные предметы, куда-то сопроводи, с кем-то сразись — но игровой процесс они разбавляют. К тому же торговец и мастер рун, например, появятся на локациях только после того, как мы им поможем, а иметь доступ к магазину — всегда пригодится.

Обзор Children of Morta

Впрочем, задействовать всех Бергсонов все равно придется и без этого. Самое очевидное – если долго сражаться одним и тем же, его подкосит Скверна, показатели упадут, и ему нужен будет более-менее длительный отдых. Второй фактор — система прокачки персонажей. Она двойная: ветки собственно героя и ветка «семейная». С первыми понятно: копим опыт, получаем очки и открываем специфические для каждого умения и навыки. Что до второй, то по достижении определенного уровня каждый из Бергсонов вносит вклад в «общую копилку». Всего таких вкладов каждый может сделать четыре, и они группируются по своим характеристикам. Сперва каждый может улучшить какой-либо параметр сразу у всех Бергсонов, потом — дать возможность использовать руны определенного типа. Далее — научиться появляться на поле боя в критический момент, если бьется кто-то другой из Бергсонов. Ну и, наконец, какая-нибудь полезная «фишка», облегчающая жизнь собратьям, которые сейчас вдалеке от дома. Использование всех Бергсонов действительно приносит ощутимую пользу хотя бы и с этой стороны, но, понятно, выбор кого-то в качестве «первого среди равных» видится неизбежным.  Обзор Children of Morta

Снаряжение каждый раз уникально, ведь мы находим его непосредственно на локациях. Это могут быть артефакты божьей благодати самого разного свойства, от дронов-помощников до защитных оберегов, либо божественные реликвии (по сути, те же артефакты, но гораздо мощнее), либо талисманы. Первых и последних нести можно сколько угодно (ячейка под талисман одна, но ничто не мешает освободить ее, уже полученный талисман активировав), а вот божественная реликвия в наличии может быть только одна, позднее — две. Кроме того, реликвия требует времени на перезарядку. С некоторого момента доступны также руны — они снабжают наши приемы какой-нибудь эффективной особенностью. Подспорьем на локациях служат обелиски — активировав такой, на некоторое время можно повысить удачу, уменьшить получаемый урон, ускорить накопление опыта. С поверженных врагов и из сундуков добывается местный ресурс — морва, которая и используется дядей Беном для прокачки Бергсонов. Так что на пользу окажется любой, и самый скромный вклад. Может, это и есть то главное, о чем ненавязчиво напоминает нам игра. В нормальной семье не бывает кого-то лишнего, ведь «один за всех, и все — за одного».

Радости:

  • Добротная фэнтези-история с нестандартным акцентами
  • Персонажи, включая и антагониста
  • Разноплановые боссы
  • Стили прохождения варьируются буквально на ходу

Гадости:

  • Объективно, слабая реиграбельность

Оценка: 8,5

Вывод:

Знакомиться с Children of Morta противопоказано только в одном случае — при условии острой непереносимости такого жанра, как «рогалик». Да и то, противопоказание это — никак не категорическое. Геймеры ведь, в известном смысле, тоже семья — пусть и жанровые предпочтения у нас самые разные.

U$D

Roguelike, ролевая игра Обзор №234
Яндекс.Метрика