Обзор Chernobylite

Posted by Anuriel on сентября 17, 2021 - 15:18

Жанр: сталкериада.

Разработчик и издатель: The Farm 51.

Платформы: PC, PlayStation 4, Xbox One, PlayStation 5, Xbox Series X.

Минимальные системные требования: Win 7 64 SP 1, Core i5-2500K, 8 ГБ ОЗУ, GeForce GTX 660 или Radeon R7 260, 40 ГБ на жестком диске.

Рекомендуемые: Core i7 4790k, 16 ГБ ОЗУ, GeForce GTX 970 или Radeon RX 480.

Возрастной рейтинг: 17+.

Если вам ни разу не хотелось побродить по заброшенной фабрике или военной части, просто листайте журнал дальше. Chernobylite для тех странных туристов, что красоту природы воспринимают в сочетании с ржавыми каркасами, битым стеклом, выцветшими надписями, а в идеале – знаками «Опасно» и «Секретно». Чернобыльская катастрофа и Перестройка так распорядились, что за руинами в наших краях далеко ходить не нужно – но посещать их виртуально все равно проще и безопаснее.

Обзор Chernobylite

Загадка дыры

Польские разработчики The Farm 51 буквально сканировали Чернобыльскую зону, чтобы все выглядело как по-настоящему. И выглядит Chernobylite действительно здорово. Множество мелких деталей, четкие текстуры, густая растительность – картинка прямо-таки напоминает ожившее фото. Притом отличная производительность и быстрые загрузки обеспечены даже на среднем железе. Локации открытые и довольно просторные, хотя их всего пять и используются по кругу. Но у каждой особенный вид, к тому же погода и время суток меняют восприятие.

Другое дело, что к полевой жызе нарочно примешан фунт фантастики и градус безумия. Разобраться, кто кому чей, сходу непросто. Начнем с того, что чернобылит в этой игре – такой волшебный материал, которого полно у взорвавшейся станции. Самый простой фокус с его помощью – проходить сквозь пространство и время. Чем и пользуется главный герой Игорь, чтобы расследовать пропажу своей невесты Татьяны. Мешает ему в этом корпорация НАР, подмявшая под себя зону отчуждения. Следовательно, дело происходит в альтернативной реальности. Но и этим всё не объясняется: в зданиях поджидают монстры, а злейшим врагом сходу стал некий Черный Сталкер.

Обзор Chernobylite

Причинно-следственные связи изначально завязаны в узел, а в дальнейшем можно вмешиваться в свое же прошлое, принимая другие решения и запутывая повествование окончательно. Между тем, Игорю надо собрать улики и следы Татьяны, чтобы в психоделической виртуальной реальности узнать виновников всех бед. Не обошлось без клюквы, карикатурного КГБ и городских легенд – ну точно по следам «Метро 2033».

Сама Татьяна вещает в ушах, аки Левитан Юрий Борисович. Стерва она ужасная, а в русской локализации еще и переигрывает: то в слащавую нежность ее понесет, то вдруг включит ведьму. В английском варианте этого нет, но там весь колорит теряется, и русские имена звучат нелепо. Как бы то ни было, у Игоря от ее советов мозги набекрень, да и игроку не по себе.

Обзор Chernobylite

Волосы стынут в жилах

Душевное здоровье представлено отдельной шкалой, но приходы может вызвать и груда чернобылита, и распыленные СДЯВ, и просто ностальгия. От тоски защемит сердце, накатят воспоминания молодости и привидится дама со скрипкой. Иные скримеры вообще без логики, просто кураж дизайнеров. Хотя в половине случаев не сразу и догоняешь, что сейчас пытались напугать.

На геймплей страшилки не влияют. Просто дань традиции и повод глотать галоперидол, запивая спиртом. В этом Игорь – родственная душа других сталкеров. Типажи один другого безумнее, озвучены вообще как пираты из «Острова сокровищ». Между тем, придется заслужить их уважение и сбить дружную команду.

Для этого есть база, куда мы возвращаемся по вечерам на душевные разговоры и боевые апгрейды. А утро начинается с прогноза погоды и разнарядки. Игорь, скорее всего, пойдет на сюжетное задание. Другим достанется грабить тайники и перехватывать поставки НАР.

Обзор Chernobylite

Элементы тактики и выживания, как и всё в Chernobylite, сделаны для пущего погружения в сталкериаду, а вообще-то смысла в них мало. Бойцам нужны еда и койки, но их всегда хватает. С другой стороны, за лишний батон соратник простит вам обиду, если на сюжетной развилке вы пошли против него. Так же и с экипировкой: в пасмурные дни предпочтительнее готовиться к стелсу, а зеленые всполохи подсказывают запастись противогазом и пилюлями от радиации. Но если не заморочитесь, скорее всего, прокатит и так.

Конечная цель приготовлений – рейд на ЧАЭС, где вас ждут последствия принятых решений. Пытаться их предвидеть – гиблое дело, да и просто придерживаться какой-то линии по ходу игры удается с трудом. Игорь – маньяк, почти все его друзья – психопаты, а сюжетные повороты уже в силу фантастичности непредсказуемы. Остается плыть по течению и ждать какую-то из концовок. Впрочем, чернобыльская тема к счастливым финалам и не располагает.

Обзор Chernobylite

Электричество отключили, а напряжение осталось

По цехам да подвалам вдвойне увлекательно шататься, если вы фотограф, копатель или страйкболист – все эти активности реализованы в Chernobylite. С первым понятно: Татьяна в красном платье позирует на фоне руин – знай, жми PrtScr. Ясно и с последним, все же основной тут жанр – шутер.

Рай для копателя же обеспечен благодаря чудо-сканеру, совместимому с радаром «Дуга». Подсвечивает всякий хлам и не загрязняет окружающую среду. И дело не в том даже, что полезная вещь, – сам процесс увлекает. Что-то светится на локации – вот и ищешь, как туда проникнуть, а между делом – исследуешь местность, попадаешь в разные приключения.

На базе же из грибов, бензина и изоленты Игорь соберет хоть лазерный резак, хоть ядерный реактор. Строительство напоминает Fallout 4, только проще и понятнее. Помимо расходников: патронов, аптечек, фильтров для противогаза – разрешено собирать оружие и броню. Конструктор небольшой, но выразительный: к каждому из шести стволов предусмотрена пара десятков апгрейдов. А гибкость настроек подсказывает сделать разные модели одного оружия. Допустим, револьвер с глушителем и удлиненным стволом для тихих действий, а другой – убойный и с большим магазином, для тесных помещений.

Обзор Chernobylite

Кстати, слегка окультурить разрешается и те локации, где мы проходим задания. Развел костерок – и вари себе целебную мазь или успокоительное. Пригодится, если врагов оказалось больше, чем вы ожидали.

Как шутер Chernobylite немногим лучше «Мор. Утопии». Номинально стрельба есть, но ощущений от нее никаких. Главный герой – пожилой профессор, с оружием он обходится неуклюже, прыгает и бегает поначалу с трудом, а убийства погружают его в депрессию. Враги же проглатывают свинец жменями, будто в каком-нибудь лутер-шутере, и даже не подают виду, что вы попали, – ни физики, ни приличного AI.

Половину опасностей разумнее обойти, благо передвигается герой как привидение, растворяясь в малейших кустах. При желании можно оглушать патрульных – за это дают много опыта. Других партизанских хитростей нет, но они и не нужны: враги не замечают тел соратников, подолгу стоят на одном месте и любят думать вслух.

Обзор Chernobylite

Прокачка сводится к паре десятков перков, где мало уникальных действий, а больше численные прибавки. Дополнительный лут, бонус к урону и так далее. Зато тренировки обыграны даже маленькими миссиями – прямо как у хороших аниматоров в полевом квесте.

Действий вообще мало, как и интерактивности. Сравнивать с Half-Life: Alyx бесполезно, но уж по лестницам подниматься, выбивать стекла и открывать шкафы – это сделать могли бы. Даже двери здесь не всегда открываются, бывают и просто невидимые стенки – казалось бы, рукой подать, а пройти не можешь. Как ни странно, эти пустяки мешают игре больше, чем неважная стрельба.

Ведь Chernobylite даже не «польский шутер» в том виде, как их делала City Interactive. Это не коридорный тир, а неторопливая «бродилка», где за всю миссию, бывает, не сделаешь ни одного выстрела. Равно игра обошлась бы без застройки базы, стелса, миссий для соратников и уж точно без заумного сюжета.

Обзор Chernobylite

В то же время Chernobylite – отличный симулятор походов по заброшке. Реалистичная графика, индустриальный колорит, депрессивная атмосфера и немного жути – всё это с риском облучиться разве что от собственного телевизора. С такой точки зрения важна каждая мелочь, если она работает на погружение. Банальные записки, газеты той эпохи, личные истории жителей могли бы лишний раз оживить бетонные стены. Дозиметр – прикольно, но почему не добавить парочку мест с шатким полом или проводку, которую надо обесточивать. Видно, что разработчики – большие фанаты  S.T.A.L.K.E.R., но в чем-то можно было посмотреть по сторонам.

Радости:

  • Красивые локации с природой, заброшенными домами и промышленными объектами
  • Много погружающих в атмосферу игровых механик
  • Хорошая оптимизация

Гадости:

  • Игровые механики недоработанные и необязательные
  • Не хватает интерактивности и физики
  • Местами ужасающая клюква и по-русски говорят с акцентом
  • Вместо лицевой мимики все ходят в противогазах

Оценка: 7,0

Вывод:

Очень нишевая игра, очевидно рассчитанная либо на поклонников S.T.A.L.K.E.R., либо на любителей подобного же в реале. Для всех, кто не в теме, – пресный шутер с ненужными побочными механиками.

Обзор написан по ПК-версии игры

Anuriel

шутер Обзор №256
Упоминаемые игры и серии: 
Яндекс.Метрика